Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа
Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами. При этом следует указать на немаловажное, и даже в какой то степени определяющее, значение психологических аспектов инновационной деятельности, играющих решающую роль в преодолении инновационной инертности субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования, собственников капитала, государства.
Введение 3
1.Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности
1.1. Мотив, мотивация, мотивообразующие факторы 5
1.2. Мотивационный механизм инновационной деятельности 11
2.Мотивация инноваций
2.1.Мотивация создания, продажи и покупки инноваций 16
2.2. Инфраструктура инноваций 19
3.Проблемы мотивации инновационной деятельности 23
Заключение 26
Список используемой литературы 27
1.2. Мотивационный механизм инновационной деятельности.
Мотивация инновационной деятельности, безусловно, должна рассматриваться как постоянно осуществляемый процесс, который может быть представлен в виде совокупности взаимосвязанных элементов, взаимо-обуславливающих друг друга и в целом характеризующих мотивационный механизм инновационной деятельности. В соответствии с классическим определением механизм (от греческого mechane - машина) - система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел . Исходя из сути данного определения, можно утверждать, что любой механизм предполагает наличие составных частей (элементов, звеньев), определенным образом связанных между собой и влияющих друг на друга, при этом всегда можно различить силу (составляющий элемент), оказывающую воздействие и объект, который его испытывает, с помощью чего реализуется данное воздействие (рычаги), а также для чего оно осуществляется, то есть конкретный результат от действия механизма.
По аналогии с описанием характерных черт понятия "механизм", для выяснения сущности и принципов действия мотивационного механизма инноваций необходимо иметь четкое представление о следующем:
-кто из субъектов инновационного процесса осуществляет мотивирование, то есть побуждает к определенному поведению, а кто испытывает побуждающее воздействие;
-на что направлено мотивационное воздействие - объект мотивации;
-чего конкретно желают достичь посредством мотивации, то есть цель ее осуществления;
-чем побуждают к активности, что рассматривается в качестве вознаграждения за результаты реализованных действий.
Внешние мотивообразующие факторы можно условно разделить на позитивные, вызывающие положительную реакцию и активизирующие деятельность субъекта в направлении осуществления инноваций, и негативные, принуждающие к участию в инновационной деятельности (это могут быть различного рода санкции за невыполнение определенных действий, неполучение запланированных результатов). Однако, не следует ориентироваться на вторую группу факторов, которые хотя и способны быть довольно действенными в отдельных случаях, но сужают свое влияние на мотивацию субъектов-участников инновационных процессов, ослабляют общий уровень мотивации, так как в структуре мотивов доминирует не стремление чего-то достичь, а боязнь наказания. Кроме того, недостаток негативных факторов проявляется в кратковременности их влияния - они оказывают побуждающее влияние только в период их действия.
Мотивы, порождаемые внешними факторами, непосредственно не связанными с характером деятельности, называются экстринсивными мотивами, к ним относятся: мотив долга и ответственности перед обществом; мотив самоопределения; стремление получить одобрение других, высокий социальный статус; мотивы избежания наказания. В случае действия этих мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что с ней связано (например, власть, материальное благополучие, престиж), но это зачастую не достаточно для побуждения к деятельности. Важно, чтобы экстринсивные мотивы были подкреплены процессуально-содержательными (интринсивными) мотивами, когда активность субъекта вызывается не влиянием конкретных внешних факторов, а самим процессом и содержанием деятельности. Субъекту интересно то, чем он занимается, характер деятельности, нравится проявлять свою интеллектуальную и физическую активность. Формирование процессуально-содержательных мотивов особенно актуально в процессе реализации инновационной деятельности, когда заходит речь о творческом характере труда разработчиков инновационной продукции. Необходимо создать такие условия, при которых ведущим мотивом в мотивационной структуре индивида был бы сам процесс интеллектуальной деятельности, не забывая конечно о роли экстринсивных факторов в усилении общего уровня мотивации.
Таким образом, в результате воздействия внешних и внутренних, порождаемых самим субъектом, мотивообразующих факторов, формируется определенная мотивационная структура, выступающая побудительной причиной постановки субъектом тех или иных целей, так как для того чтобы поставить перед собой цель необходимо иметь соответствующий мотив или их совокупность. Цель - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности, иными словами цель - это то, чего мы стремимся достичь. Цели тесно связаны с мотивами и также побуждают к деятельности, побуждают прилагать соответствующие усилия для их достижения, при этом, чем конкретнее общая цель, промежуточные этапы ее достижения, чем четче обозначены средства достижения цели, тем больше сила побуждающего воздействия и вероятность реализации цели.
Постановка целей может осуществляться как самостоятельно субъектом (субъект, испытывающий мотивационное воздействие), так и задаваться извне, в последнем случае связь может формироваться от цели к соответствующему мотиву. Важно, чтобы цель, задаваемая извне, была принята субъектом, стала его индивидуальной целью, чтобы субъект не воспринимал ее как навязываемую задачу, не стремился ее изменить, для этого необходимо соответствие внешней цели внутренней мотивации субъекта, а также включение субъекта в участие при постановке цели, анализе условий ее достижения.
Следующий элемент мотивационного механизма инновационной деятельности связан с непосредственным осуществлением определенных действий мотивируемым субъектом для достижения намеченных целей, при этом, чем выше уровень общей мотивации, тем больше усилий он склонен прилагать. Реализовав конкретную линию поведения, субъект инноваций получает определенный результат, наделенный качественными и количественными характеристиками и который приносит вознаграждение за проделанную работу (оно может быть материальным и нематериальным). Полученный результат соотносится с изначальными потребностями, интересами, ожиданиями как субъекта, осуществлявшего мотивационное воздействие, так и субъекта, испытывавшего это воздействие, и в зависимости от того, в какой степени ожидаемый эффект соответствует полученному в действительности, выбирается линия дальнейшего поведения субъектов.
Конечный результат является важным фактором, влияющим на мотивацию субъектов-участников инновационной деятельности: положительный результат, соответствующий ожиданиям или превосходящий их способен значительно усилить мотивацию к осуществлению инноваций в дальнейшем, что не требует заново формировать мотивационную структуру субъекта и дает возможность посредством различных стимулов поддерживать, закреплять, развивать, усиливать действие тех или иных мотивов; и, наоборот, отрицательный результат, не принесший удовлетворения от инновационной деятельности, нередко имеющий место, что связано с условиями риска и неопределенности, сопряженных с инновационными процессами и являющихся их неотъемлемой характеристикой, способен разрушить мотивацию, прекратить действие данного мотивационного механизма. Однако этот факт не означает, что исчезнет потребность в инновационной деятельности, желание ее осуществления у различных субъектов, это указывает лишь на необходимость формирования иной мотивации, посредством изменения комплекса мотивообразующих факторов, а, следовательно, и мотивов, побуждающих к активной деятельности в сфере инноваций.
Таково в общих чертах действие мотивационного механизма инновационной деятельности и характер взаимосвязей между его составными элементами. Однако следует указать на некоторые факторы, усложняющие, делающие неясным процесс практического развертывания мотивации. В первую очередь, это неочевидность возникающих мотивов, поскольку можно только догадываться какие мотивы движут субъектом, но в явном виде "вычленить" их невозможно. Необходимы длительные наблюдения за поведением субъекта, чтобы с достаточной степенью уверенности утверждать, какие мотивы являются доминирующими в его мотивационной структуре в каждой конкретной ситуации. Следующим фактором выступает присутствие некоторой непредсказуемости в поведении субъекта инноваций, с одной стороны связанной с влиянием неопределенности, присущей инновационной деятельности как таковой, с другой - с непредвиденной реакцией субъекта на мотивирующее воздействие, порождаемой изменениями в потребностях, интересах, ценностных ориентациях, их сложной динамикой взаимосвязей. Немаловажным фактором является также уникальный характер мотивационных структур различных субъектов, разная степень влияния одинаковых мотивов на совершаемые ими поступки. Все указанные факторы делают невозможным создание универсального механизма мотивации инновационной деятельности, адекватного каждому конкретному случаю, но, несмотря на это, уже само знание логики мотивационного механизма дает существенные преимущества в управлении инновационными процессами.
Мотивация инноваций представляет собой совокупность потребностей и мотивов, побуждающих производителя и менеджера к активной деятельности в направлении создания и продажи инновации или, наоборот, путем ее покупки и использования в хозяйственном процессе.
Мотивацию инноваций можно рассматривать в двух аспектах:
-мотивация создания и продажи инноваций;
-мотивация покупки инноваций.
Любая мотивация состоит из четырех элементов, к которым относятся:
-цель;
-мотивы;
-факторы;
-стремление к достижению цели.
Целью создания и продажи инновации является получение хозяйствующим субъектом денег от продажи новых продуктов (операций) для того, чтобы вложить эти деньги в прибыльные сферы предпринимательства, поднять свой имидж на рынке, повысить свою конкурентоспособность.
Основными мотивами создания
и продажи инноваций для
-повышение конкурентоспособности своих новых продуктов;
-повышение своего имиджа на рынке;
-захват новых рынков;
-увеличение величины денежного потока;
-снижение ресурсоемкости продукта.
Конкурентоспособность нового продукта (или технологии) означает способность его в определенный период времени соответствовать запросам и требованиям рынка и быть выгодно проданным при наличии на рынке предложений других аналогичных продуктов (или технологий).
Конкурентоспособность продукта определяется его свойствами, представляющими интерес для покупателей, то есть свойствами, позволяющими продукту обеспечивать удовлетворение потребностей покупателей в условиях рынка.
Конкурентоспособность нового продукта обусловлена:
-соответствием качества продукта сложившимся стандартам;
-более низкой ценой при одинаковом уровне качества;
-уверенностью потребителя в возможностях поставщика не только обеспечить стабильность качества продукта, но и осуществлять поставки в заданные сроки;
-наличием быстрого и надежного послепродажного сервиса;
-соответствием продукта международным и национальным стандартам, обеспечивающим его совместимость, унификацию и взаимозаменяемость;
-рекламой.
Мотивы создания и продажи инноваций обусловлены целым рядом факторов. Основными факторами являются:
-усиление конкуренции;
-изменения в производственно-торговом процессе;
-совершенствование технологий операций;
-изменения в системе налогообложения;
-достижения на международном финансовом рынке.
Целью покупки инновации является получение хозяйствующим субъектом денежных средств в будущем за счет реализации им новых продуктов или технологий, купленных сегодня.
Основными мотивами покупки инноваций являются:
-повышение конкурентоспособности и имиджа хозяйствующего субъекта;
-получение в перспективе дохода на капитал, вложенный сегодня.
Мотивы покупки инноваций
обусловлены целым рядом
Основными объективными факторами покупки инноваций являются:
-изменения в производственно-торговом процессе;
-изменения в системе налогообложения;
-достижения на международном рынке.
К субъективным факторам относятся факторы, отражающие интересы конкретного покупателя, планы и программы его инвестиционной и финансовой деятельности, психологические способности, профессионализм менеджеров и др.
Переход российских компаний на инновационный путь развития предъявляет особые требования к HR-специалистам, работающим в российских компаниях. Инновации не возникают на пустом месте. Успешные инновации генерируются и реализуются людьми. Вовлечение персонала организации в инновационный процесс предполагает создание поддерживающей инфраструктуры. Создать такую инфраструктуру без участия HR-специалистов невозможно. Люди, работающие в организации, не только должны понимать важность инноваций для успешной деятельности компании, но и располагать необходимыми знаниями и навыками для активного участия в инновационном процессе. Сотрудников следует стимулировать к активному участию в проектах по подготовке и внедрению инноваций.
Питер Друкер считал, что успешная инновационная стратегия должна исходить из того, что уровень смертности инноваций всегда будет высоким. Поэтому, для того чтобы увеличить долю инноваций, которые успешно доходят до стадии практической реализации, необходимо создать специальный механизм поддержки. Так, Джек Уэлч для поддержки инноваций в General Electric создал следующую инфраструктуру, обеспечивающую жизнеспособность инновационных процессов в компании: 1.Введена должность директора по корпоративным инициативам 2.Для поддержки постоянного обмена лучшими идеями, создана группа по корпоративным инициативам. 3.Подразделения регулярно проводят двух-трехдневные рабочие семинары («Work-Out»), на которых они прорабатывают пути решения проблем компании. 4.Разворачивая борьбу за качество в рамках программы «Шесть сигм» (программа радикального повышения качества продукции), Джек Уэлч ввел в компании должность вице-президент по «Шести сигмам». Это должность с двумя-тремя подчиненными. Эта маленькая группа должна была распространять знания о «Шести сигмах» по всей компании. Японские компании уже не одно десятилетие поддерживают свою инновационную ориентацию культивирую идеологию кайдзен. «Кайдзен» переводят с японского как непрерывный поиск улучшений в работе и в продукции. Это особая модель мышления и поведения, которую компания старается распространять в рядах своего персонала. Масааки Имаи приводит инфраструктуру, поддерживающую эту модель. Он назвал эту инфраструктуру «зонтик кайдзен». Вот важнейшие элементы этого зонтика: •Ориентация на потребителя •TQM (всеобщий контроль качества) •Роботизация •Кружки качества •Система сбора предложений сотрудников по улучшению работы •Автоматизация •Дисциплина на рабочем месте •TPM (всеобщий уход за оборудованием) •Канбан («точно вовремя» – работа без складских запасов) •Отношения сотрудничества между менеджерами и рабочими •Ориентация на рост производительности •Ориентация на разработку новой продукции Японские компании хорошо понимают, что без такого механизма поддержки трудно рассчитывать на постоянные улучшения в работе на которые ориентирована идеология кайдзен.
Информация о работе Планирование использования кредитных ресурсов коммерческого банка