Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:14, реферат
Цель данной работы – выяснить зачем все-таки нужно опять перестраивать пенсионную систему, как определиться, что делать с накоплениями и что в этой связи ждет всех нынешних пенсионеров и нас - тех, кто выйдет на пенсию в будущем.
Введение…………………………………………………………………3
1.Пенсионная система России: понятие, состав, структура……........4
2. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы………..10
3.Преимущества и недостатки принятия Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы…………………………………………….....12
4.Регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………..22
28 декабря 2012 года глава правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы. Об этом сообщает официальный сайт кабинета министров РФ.
Данная программа, как ожидается, будет направлена на следующие цели:
Если стратегия будет реализована, то по итогам будет обеспечен коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате в Российской Федерации (при этом к 2030 году он должен составлять 35,4 %). А также размер трудовой пенсии по старости составит не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера (в частности, к 2030 году - не менее 3 прожиточных минимумов).
Кроме того, программа предлагает необходимый комплекс мер, который позволит достигнуть поставленные цели. Среди них - создание многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений, включая систему объединенных гарантийных фондов.
Также документ обещает "развитие
трехуровневой пенсионной системы
для групп с разными доходами
(для средне - и высокодоходных категорий
- с опорой на добровольное пенсионное
страхование и
Что же касается индексации трудовых пенсий, то их проиндексируют дважды. С 1 февраля 2013 года - на показатель уровня инфляции в России за 2012 год.
Поэтому с 1 февраля средний
размер трудовых пенсий в России увеличится
на 615 рублей. По словам главы правительства
Дмитрия Медведева будет
Прибавка рассчитана
на 37 миллионов пенсионеров.
Второе повышение - 1 апреля - примерно на 3-3,3% (эта индексация "привязана" к росту зарплат в стране, точный расчет производится в зависимости от доходов ПФР в 2012 году в расчете на одного пенсионера, то есть величины поступивших страховых платежей).
Кроме того, в августе пересчитают трудовые пенсии работающим пенсионерам. Пересчет производится автоматически, писать заявления в ПФР не надо. Исключение - если вы хотите, чтобы пересчет вам сделали с другой даты - тогда придется лично обратиться в свое отделение ПФР. Августовское повышение у каждого индивидуально, так как зависит от заработка и величины пенсионных взносов, перечисленных за работающего пенсионера его работодателем.
Самая жесткая дискуссия
по Стратегии касалась изменений
в формировании накопительной части
пенсии. Разработчики Стратегии сначала
предложили уменьшить тариф взноса
на накопительную часть по обязательному
пенсионному страхованию, а потом
- перевести накопительный
С 1 января 2014 года из 6% тарифа на накопительную часть человек сможет перераспределить 4% в пользу страховой части. Таким образом, тариф его взноса в солидарную систему возрастет до 14%. Оставшиеся 2% будут идти на формирование пенсионных накоплений.
При этом в течение 2013 года всем гражданам предоставляется право выбора: направлять на накопительную часть либо 2% от заработка, либо 6%. Для тех граждан, которые никогда не принимали никаких решений по управлению своими пенсионными накоплениями, по умолчанию с 2014 года пенсионные накопления будут формироваться в объеме 2% от заработка. Есть желание увеличить отчисления на накопления до 6% - нужно подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд.
Уже 10 млн человек участвуют в государственной программе софинансирования пенсии. Для тех, кто ранее перевел свои пенсионные накопления в управляющие компании или Негосударственные Пенсионные Фонды, начнет действовать обратное правило - по умолчанию их пенсионные накопления будут формироваться в размере 6% от заработка. А если такой гражданин захочет формировать свои пенсионные права в распределительной системе, то он должен будет в течение 2013 года подать заявление о снижении отчислений в накопительную часть с 6% до 2%.
Отсюда вопрос: что будет с молодыми работниками, которые в 2013 году только начнут трудиться и за них только начнут платить пенсионные взносы? У вновь вступивших в систему обязательного пенсионного страхования пенсионные накопления будут формироваться в объеме 2% от заработка, другая часть взносов будет направляться на формирование пенсионного капитала в распределительной системе. Пока принято именно такое решение. Далее предполагается, что и оставшиеся 2% тоже будут отданы на выбор, то есть, по сути, у гражданина на накопительную часть будет уходить либо 6% от заработка, либо 0. Но это может быть сделано, только когда накопительная часть будет полностью переведена в добровольный формат и будут приняты все необходимые законы, регулирующие корпоративные накопительные системы.
Для того чтобы человек сделал выбор осознанно, а не спонтанно, он должен четко оценить, что ему в итоге выгоднее: остаться в государственной управляющей компании - ВЭБе или перейти в частную управляющую компанию или Негосударственный пенсионный фонд, снизить ли при этом тариф на накопления до 2% или по-прежнему иметь 6%. Пока непонятно, как формируется страховая часть пенсии, пока не определена новая пенсионная формула, но можно хотя бы примерно "прикинуть", какой вариант лучше. Во-первых, надо принимать во внимание темпы индексации сумм, которые фиксируются на индивидуальном счете будущего пенсионера. Сейчас страховая часть пенсий индексируется ежегодно в соответствии с увеличением средней зарплаты по стране, но с учетом роста доходов Пенсионного фонда. Этот принцип, скорее всего, будет сохранен.
Пенсионные права будущих пенсионеров увеличиваются в том же размере, что и текущие пенсии. Информация об индексации пенсий - открытая, размер индексации определяется законом о бюджете Пенсионного фонда.
Также известно, что накопительная часть прирастает в меру инвестиционного дохода, который обеспечивает выбранный человеком пенсионный фонд. А для "молчунов" государственная управляющая компания ВЭБ. Какую доходность показывал все эти годы выбранный вами НПФ, частная или государственная управляющая компания - тоже можно легко узнать. Активные, финансово подкованные граждане, как правило, с хорошими заработками, за всем этим следят, сравнивают, анализируют, если считают нужным, меняют НПФ или ЧУК на тот, что работает более эффективно. Они смогут принять решение, в каком объеме формировать пенсионные накопления.
Но большинству вся эта финансовая "кухня" не так интересна, да и зарплаты далеко не у всех высокие, чтобы пенсионные накопления к выходу на пенсию были значимыми. Таким людям, возможно, лучше формировать свои пенсионные права в распределительной системе. Кроме того, все последние годы страховая часть росла в 2 раза более высокими темпами по сравнению со средним доходом от инвестирования пенсионных накоплений.
Итак, для того чтобы определиться, направлять ли 6-процентный тариф на пенсионные накопления или все-таки остаться с государством в распределительной системе, нужно разобраться в двух вещах:
Тем не менее, более 15 миллионов россиян уже перевели свои пенсионные накопления в частные управляющие компании и Негосударственные пенсионные фонды. И с каждым годом в Негосударственные пенсионные фонды переходит несколько миллионов человек. Это говорит о том, что все больше людей вполне представляют себе, как работают эти институты. Собственно, поэтому и было решено дать гражданам право выбора - уменьшать отчисления на накопительную часть в пользу страховой части или формировать их по-прежнему тарифу. Причем со всеми оценками риска выбора. Ведь есть люди более консервативные, которые доверяют только государству, а есть те, кто готов рисковать на финансовом рынке.
Это, кстати, международная тенденция. Как правило, 30-40% граждан выбирают рынок, остальные более консервативны и полагаются на государство.
Делая пенсионные накопления добровольными, государство перекладывает ответственность на человека, оно уже не обязано гарантировать сохранность этих денег. Но именно так называемая добровольность даст преимущества НПФ и их клиентам, сделает накопительную схему более гибкой и разнообразной.
Например, сейчас период нахождения на пенсии – его часто называют "период дожития" - составляет по закону 18 лет (в 2013 - 2015 гг. - 19 лет.). Рассчитывая размер пенсии, его обязаны применять и ПФР, и НПФы, и пенсии при этом выплачивать бессрочно, то есть пожизненно. Это оправданно в условиях солидарной модели, где действует правило перераспределения средств. А в накопительной модели, где деньги "привязаны" к конкретному человеку, его пенсионному счету, и к тому же есть право правопреемства, если выплаты не начались, такая норма - некий элемент, нарушающий существующий баланс.
Как правило, в странах, где есть накопительные пенсии, например в Польше, они либо срочные, либо выплачиваются до исчерпания средств на накопительном счете. Если вы хотите бессрочные выплаты, то можете на эти деньги приобрести пожизненную страховку, но это уже другой страховой продукт. В России же сейчас накопительная пенсия бессрочная. Плюс еще ограничения по инструментам инвестирования "пенсионных" денег.
В рамках обязательной пенсионной системы все эти проблемы устранить очень сложно. Если солидарная и накопительная пенсии регулируются одним законодательством, они должны иметь общие правила начисления и выплаты. Добровольный формат, который будет регулироваться другими законодательными актами, дает свободу для развития разных пенсионных продуктов, разных моделей накопительной пенсии. Она может стать срочной, может наследоваться. В ее формировании может участвовать и работодатель, и сам работник.
Что касается Программы софинансирования пенсий, то следует отметить, что законом еще пять лет назад было определено, что вступить в нее можно только до 1 октября 2013 года. Все разговоры о том, что Программа нерезультативна, правительство в ней разочаровалось и поэтому ее закрывает, - беспочвенны. Каждый год в федеральный бюджет закладываются деньги на софинансирование взносов участников Программы. Соответственно, если те, кто вступит в нее в ближайшие годы, будут платить взносы, - государство будет десять лет их удваивать.
Добровольный формат накоплений никак на Программу софинансирования не повлияет - ведь участие в ней как раз добровольное. Все, что касается возможных трансформаций Программы, будет решаться в 2013 году.
Предполагаем, что в дальнейшем может быть подготовлена похожая Программа софинансирования для стимулирования формирования пенсионных накоплений различными группами населения. Например, для тех, кто хочет копить, но получает невысокую заработную плату, а также для тех, кто самостоятельно участвует в корпоративных пенсионных системах.
Правительство не изменяет принципы индексации пенсий, не вводит никаких ограничений на получение пенсий работающими пенсионерами на ближайшие годы. В результате в 2015 году по сравнению с 2011 годом трудовые пенсии, по нашим оценкам, вырастут на 46,5%.
Президент России Владимир Путин поддержал предложение правительства о передаче контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (НПФ) мегарегулятору финансового рынка, который будет создан на базе ЦБ. Об этом он заявил, подводя итоги расширенного заседания правительства, на котором обсуждались основные направления деятельности кабинета министров до 2018 года. Сегодня регулирование НПФ осуществляют Министерство финансов, ФСФР и Министерство труда. Согласно предложению правительства, нормативно-правовой контроль и функции Министерства труда будут переданы мегарегулятору, а законотворческая деятельность останется в Министерстве финансов. В свою очередь, председатель Центробанка Сергей Игнатьев на расширенном заседании правительства заявил о готовности ЦБ заниматься финансовым сектором в целом, включая банковское регулирование, надзор, страховые компании и пенсионные фонды.
Информация о работе Пенсионная реформа в Российской Федерации