Особенности современного типа денежной системы. современная денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы была выбрана не случайно, а ввиду ее актуальности. Проблема проведения кредитно-денежной политики в нашей стране актуальна. Опыт России показал, что все меры, применяемые на Западе, не могут быть эффективными в условиях, когда реальная экономика в целом, и прежде всего, её производственная часть, находится в состоянии глубокого упадка. Необходимо выработать меры применимые к экономике нашей страны.
В настоящее время экономика России находится в кризисной ситуации, для её преодоления необходимы решительные меры.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Теоретические основы денежной системы и денежно-кредитной политики
1.1 Сущность денежной системы
Понятие и типы денежной системы………………………………….….....5
1.1.2 Элементы, составляющие современную денежную систему……….….…6
1.2 Теоретические основы денежно–кредитной политики
1.2.1 Сущность, цели, основные инструменты денежно- кредитной политики………………………………………………………………………….......8
1.2.2 Типы денежно-кредитной политики…………………………………….….12
1.2.3 Положительные и отрицательные стороны денежно-кредитной политики……………………………………………………………………………..14
Глава 2 Особенности в современной российской экономике
Особенности денежной системы РФ…………………………………………..17
Особенности развития кредитно-денежной системы России………………..20
Основные направления КДП на 2011 год и период 2012 и 2013 годов……..21
2.4 Проблемы денежно – кредитного регулирования в РФ………………………..23
2.5 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в РФ……………………..26
2.6 Меры по укреплению денежно – кредитной сферы экономики РФ…………28
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников и литературы………………………….31

Файлы: 1 файл

Kursach_SAM.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

Таким образом, денежно-кредитная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики, имеет свои слабые и сильные стороны17. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики Центробанка на деловую внутригосударственную активность.

Глава 2 Особенности в современной российской экономике

2.1 Особенности денежной системы РФ

 

Денежная система России функционирует  в соответствии с Федеральным  законом о Центральном Банке  РФ (банке России) от 12 апреля 1995г. , определившим её правовые основы.

Официальной денежной единицей в нашей  стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии  наличных денег, организации их обращения  и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и металлические  монеты, которые обеспечиваются всеми  активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.  Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют  наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств  на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного  денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

- прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение  банкнот и монет, а также  создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных  денег для кредитных организаций;

- определение признаков платежеспособности  денежных знаков и порядка  замены поврежденных банкнот  и монет, а также их уничтожения;

- разработка порядка ведения  кассовых операций для кредитных  организаций.

Все вопросы, связанные  с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России. В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного  обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег18.

Используя денежно-кредитную  политику как средство регулирования  экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:

- ставки учетного процента (дисконтную политику);

- нормы обязательных  резервов кредитных учреждений;

- операции на открытом  рынке;

-регламентацию экономических  нормативов для кредитных учреждений  и др.

Для осуществления кассового  обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц  на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег перелаются из оборотной кассы в резервные фонды.19

Резервные фонды банкнот  и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает  их величину исходя из размера оборотной  кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность  в резервных фондах обусловлена: необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах, обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами, поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам, сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются  в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего  право ЦБР подкреплять оборотную  кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

 

    1.  Особенности развития денежно-кредитной системы России

 

Созданию современной  кредитной системы России предшествовал длительный исторический период.

За более чем семидесятилетнюю историю кредитная система России прошла несколько этапов своего развития. Главными особенностями всего периода  были ориентация на административные методы руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран. На последнем этапе административно-командного функционирования кредитная система СССР выглядела так:

-Госбанк СССР;

-Стройбанк СССР;

-Банк для внешней  торговли;

-Система Гострудсберкасс;

-Госстрах и Ингосстрах,                                                          

т.е. господствовало шесть  абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее низкую эффективность. Большая часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий.20

В середине 80-х годов была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую кредитную систему.

На верхнем уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне – пять специализированных банков. Система небанковских кредитных  институтов опять практически отсутствовала.

В качестве ответа на последствия  этой банковской реформы в стране стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на  базе денежных накоплений различных отраслей промышленности и населения.

В конце 1990 г. в стране окончательно установилась двухъярусная банковская система в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.

В настоящее время  структура кредитной системы  России выглядит следующим образом:

1. Центральный банк  России.

2. Банковская система:     

- коммерческие банки;     

- Сберегательный банк  России;    

- иные специализированные  банки.

3. Специализированные  кредитно-финансовые институты:    

- страховые компании;     

- негосударственные пенсионные  фонды;    

- инвестиционные компании;     

- финансово-строительные  компании.

Безусловно, новая структура  кредитной системы в большей  степени отражает потребности цивилизованного  рыночного хозяйства. 21

 

    1.  Основные направления КДП на 2011 год и период 2012 и 2013 годов

 

Основным фактором риска  для российского банковского  сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

Следствием влияния  указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.

В этой ситуации на состояние  банковского сектора будет оказывать  влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.

В целях снижения негативного  влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора  Банк России продолжит улучшать условия  доступа кредитных организаций  к инструментам рефинансирования, что  должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Решения по использованию  инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в  работе по созданию необходимых условий  институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности  российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежнокредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%

"Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов"22

Центральным банком РФ (Банком России) подготовлены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов, в которых, в частности, анализируется развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2010 году, рассматриваются сценарии макроэкономического развития на 2011 год и период 2012 и 2013 годов и дается прогноз платежного баланса, определяются цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов. В приложениях к Основным направлениям приводятся запланированные мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы России в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов, а также план важнейших мероприятий Банка России на 2011 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России.

Информация о работе Особенности современного типа денежной системы. современная денежно-кредитная политика