Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа
Тема данной курсовой работы была выбрана не случайно, а ввиду ее актуальности. Проблема проведения кредитно-денежной политики в нашей стране актуальна. Опыт России показал, что все меры, применяемые на Западе, не могут быть эффективными в условиях, когда реальная экономика в целом, и прежде всего, её производственная часть, находится в состоянии глубокого упадка. Необходимо выработать меры применимые к экономике нашей страны.
В настоящее время экономика России находится в кризисной ситуации, для её преодоления необходимы решительные меры.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Теоретические основы денежной системы и денежно-кредитной политики
1.1 Сущность денежной системы
Понятие и типы денежной системы………………………………….….....5
1.1.2 Элементы, составляющие современную денежную систему……….….…6
1.2 Теоретические основы денежно–кредитной политики
1.2.1 Сущность, цели, основные инструменты денежно- кредитной политики………………………………………………………………………….......8
1.2.2 Типы денежно-кредитной политики…………………………………….….12
1.2.3 Положительные и отрицательные стороны денежно-кредитной политики……………………………………………………………………………..14
Глава 2 Особенности в современной российской экономике
Особенности денежной системы РФ…………………………………………..17
Особенности развития кредитно-денежной системы России………………..20
Основные направления КДП на 2011 год и период 2012 и 2013 годов……..21
2.4 Проблемы денежно – кредитного регулирования в РФ………………………..23
2.5 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в РФ……………………..26
2.6 Меры по укреплению денежно – кредитной сферы экономики РФ…………28
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников и литературы………………………….31
Денежно – кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой.
Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью. А поскольку проводится Центральным Банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.
Отрицательные моменты денежно – кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно не может на прямую заставить их сократить или расширить кредиты.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.9
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.10
С помощью денежно-кредитного
регулирования государство
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.12
Выбор промежуточных
целей денежно-кредитной
1. Если целью денежно-кредитной
политики является поддержание
на неизменном уровне
2. Целью денежно-кредитной
политики государства может
Денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.
Существует 4 метода денежно-кредитной политики, которые представлены в виде схемы в приложении 5.14
Инструментарий денежно-
К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений. (см.приложение 6)
Инструменты денежно кредитной политики делятся на15:
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах.16
Существует 2 политики применяемых государством: «дорогих» денег (рестрикционная) и политика «дешевых» денег (экспансионистская). Денежно-кредитная рестрикция – это вид денежно-кредитной политики, при котором центральный банк сокращает предложение денег с целью борьбы с инфляцией. Денежно-кредитная экспансия – это вид денежно-кредитной политики, направленный на увеличение предложения денег с целью стимулирования экономического роста.
Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
1.2.3 Положительные и отрицательные стороны денежно-кредитной политики
Сильные стороны денежно-кредитной политики:
Недостатки и проблемы.