Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:03, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить возникновение и развитие экономического кризиса в РФ 2008–2009 г.
Задача курсовой работы: разъяснение понятия экономического цикла, определение причин, из-за которых возникает кризис.
Введение 2
1. Теоретические аспекты исследования экономического кризиса 4
1.1.Подходы к понятию экономического кризиса. Цикличность. 5
1.2. Классификация и периодичность кризиса 8
1.3. Сущность и особенности экономического кризиса 12
2. Пути распространения мировых экономических кризисов 15
2.1. Особенности экономики США 15
2.3. Экономика Германии во время кризиса. 20
3. Особенности экономического кризиса в России 22
3.1. Особенности экономического кризиса в России 22
3.2. Влияние кризиса на экономику Российской Федерации 24
3.3. Борьба с кризисом в России 28
Заключение 34
Список литературы 36
В условиях нехватки "длинных" денег банки вынуждены в качестве источника формирования "длинных" активов использовать "короткие" обязательства. Причем эта ситуация характерна не только для периода текущей финансовой нестабильности, но и для последних нескольких лет, когда краткосрочные обязательства покрывали не менее 10-14 % долгосрочных активов банков. Очевидно, дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов за счет краткосрочных пассивов могло негативно сказаться на ликвидности банковской системы.
В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем объем выданных кредитов населению даже сократился на 0.7%, прирост банковских кредитов предприятиям составил всего 0,7% .
На динамику банковских кредитов в 2008 г. оказало влияние и то, что в период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Банки стали ужесточать требования к финансовому состоянию граждан в связи с возрастающими рисками не погашения кредитов (снижение покупательской способности, увеличение числа безработных). В ближайшее время банкам придется больше внимания уделять привлечению ресурсов с внутреннего рынка.[21, С. 88]
Рост инфляции и ужесточение требований к получению кредитных ресурсов населением ведут к снижению платежеспособного спроса населения в качестве стимулирующего фактора развития экономики. Этому также способствует ослабление курса рубля по отношению к валютам ведущих западных стран, что выражается в уменьшении накоплений населения в отечественной валюте и переводу их в доллары и евро. Особенно это коснулось долларовых накоплений: процент по ним в ноябре-декабре 2008 г. несколько вырос, в то время как вклады в евро не дали прибыли, а наиболее сильно обесценились рублевые вклады населения.[17, С. 22]
Ожидается, что в 2009 г. и в период 2010 и 2011 гг. внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Ожидаемое в текущем году замедление роста спроса в группе стран - ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран - ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции.
На сегодняшний день развитие ситуации в России, как и в других странах, будет зависеть прежде всего от принятых антикризисных мер.[14, С. 44]
Поскольку кризис 2008 – 2009 года имеет для всего мира примерно одни и те же причины и сталкивается с одними и тем же последствиями , то и меры , принимаемые для выхода из этой ситуации , имеют во всемх странах схожий характер .
Все эти меры имеют сегодня одну общую принципиальную черту: отступление от не порочно чистой либеральной модели экономике и резкое усиление прямого вмешательства ( и прямого участия ) государства в экономической жизни общества.
Важную роль в экономической жизни страны играет и поведение высшей власти. Власть, которая ничего, кроме стабильности, на своем веку не видела, борется с кризисом методом проб и ошибок. И само поведение власти ни чем не ограничено, поскольку, как считается, кризис субстанция непрозрачная и полностью неуправляемая, а, следовательно, нужно всегда иметь свободу маневра на высшем уровне. Власть должна иметь возможность делать, что хочет. Но возможность для власти делать все, что она хочет, выливается в то, что стороннему наблюдателю, то есть, в конечном счете, простому гражданину, кажется самым настоящим хаосом.[15, С. 3]
Как результат, у граждан возникает ощущение полной неподконтрольности ситуации и того, что власть и бюрократия просто не знают, что делать. Когда в России граждане понимают, что власть не знает, что делает, они утрачивают доверие к этой самой власти и начинают ожидать худшего. Ожидания, в свою очередь, часто становятся реальностью.
Для устранения этих очевидных издержек ряд экспертных групп и несколько депутатов ГД РФ при поддержке редакции Liberty.ru решили предложить Федеральный конституционный закон "О кризисе и антикризисном режиме", который поставил бы действия власти и бюрократии в административные рамки. Главная цель принятия этого Закона - возвращение взаимного доверия власти и бизнеса, бюрократии и общества.[27, С. 122]
Антикризисная программа - принимаемый
Антикризисным Комитетом и
В Указе Президента Российской Федерации о введении антикризисного режима должны быть четко определены:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения антикризисного положения;
б) границы территории, на которой признаётся действие антикризисного положения;
в) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
г) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
д) указание к формированию Антикризисного комитета;
е) сроки предоставления Антикризисной программы на утверждение Президента Российской Федерации;
ж) время вступления указа в силу.[15, С. 3]
Особенности деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в период действия антикризисного режима на всей территории Российской Федерации
1. При введении антикризисного режима на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
2. На время действия антикризисного режима Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации складывает с себя свои полномочия, полномочия Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации берёт на себя Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации о введении антикризисного режима на период действия антикризисного режима может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введен антикризисный режим, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений на осуществление
отдельных видов финансово-
д) регулирование цен и
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) эвакуация материальных и культурных
ценностей в безопасные районы в
случае, если существует реальная угроза
их уничтожения, похищения или повреждения
в связи с чрезвычайными
и) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
к) приостановление деятельности политических партий, общественных объединений и иных организаций на территории РФ, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием введения антикризисного режима;
На территории, на которой введен антикризисный режим, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия антикризисного режима. В случае истечения в период действия антикризисного режима срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия антикризисного режима, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.
Антикризисный комитет.
1. Для обеспечения преодоления кризисного положения Указом Президента Российской Федерации формируется Антикризисный комитет.
2. В состав Антикризисного комитета входят:
Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, главы фракций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Директор Федеральной службы безопасности России, Секретарь Совета Безопасности России, Министр финансов Российской Федерации, Министр экономического развития Российской Федерации, Председатель Центрального Банка Российской Федерации, Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также иные лица, предусмотренные Указом Президента о введении антикризисного режима.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.[23, С. 3]
Тема экономического кризиса интересна. Она будет актуальной еще большое количество времени, а, может быть, и всегда, так как я не думаю, что в ближайшее время экономисты научаться сглаживать цикл до такой степени, чтобы ее амплитуда колебаний была равна нулю. При амплитуде колебаний больше нуля – это уже цикл.
Когда наблюдаешь, как назревают и происходят кризисы в странах-лидерах, таких как США, Япония, Германия, Англия, Франция, то невольно задумываешься, что даже такие богатые страны, имеющие столько специалистов, средств, влияния до сих пор не могут избежать кризисов.
Россия же – уникальная страна. Если в Европе многие страны в общем схожи по экономической структуре, экономике, культуре, то Россия – страна, аналогов которой в мире нет и не будет.
Наша экономика превзойдет многих своих зарубежных партнеров не только из-за собственных успехов, но и по причине крупных неудач этих самых зарубежных партнеров. Говоря иначе, рубль превзойдет доллар еще и потому, что именно «вечнозеленая» валюта начнет стремительно «деревенеть».
Экономика России носит периферийный характер и обслуживает тенденции развития мировой экономики, задаваемые американскими и европейскими корпорациями.
Падение значения нефти для глобального хозяйства приведет к ослаблению политического влияния страны и мощи сырьевых корпораций. Кризис обострит все общественные противоречия и потребует от России отраслевой переориентации, что, вероятно, обернется серьезными общественно-экономическими потрясениями.
Сырьевые монополии могут потерять власть или будут вынуждены частично ее уступить. Страна выйдет из кризиса совершенно другой. Ценность ее нефтяных ресурсов для мировой экономики упадет.
Однако в условиях повышательной волны качественные трудовые и интеллектуальные ресурсы России неминуемо будут востребованы.
Теоретически Россия еще имеет шанс избежать разрушительных последствий кризиса, удар которого по странам – экспортерам сырья окажется особенно сильным. Для этого необходимо понизить уязвимость национального хозяйства, переориентировав его на опережающее технологическое развитие.
Однако не вызывает сомнение, что правительство, располагая всеми необходимыми ресурсами, не пойдет на это.
Структурное переориентирование экономики не выгодно «Газпрому» и другим сырьевым компаниям, а потому не реализовывалось прошедшие десять лет и не предполагается к осуществлению.
Все положительные перемены в национальном хозяйстве могут быть осуществлены только стихийно в процессе полномасштабного поражения России кризисом.
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд.- СПб.: Питер, 2010.- 768 с.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь.- М.: Книжный мир, 2003.- 867 с.
Информация о работе Особенности проявления экономического кризиса 2008 – 2009 года в России