Особенности проявления инфляции в разных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция является неизбежным спутником рыночной экономики любой страны. Поэтому в данной курсовой работе ставится цель: рассмотрение теоретических основ возникновения инфляции, исследование причин инфляции и раскрытие направлений антиинфляционной политики в РФ и зарубежных странах.

Для достижения поставленной цели в моей работе сформулированы следующие задачи:
1. исследовать теоретические основы возникновения инфляции;
2. рассмотреть формы и виды инфляции;
3. раскрыть причины и предпосылки возникновения инфляции;

Оглавление

Введение

Глава.1. Теоретические аспекты развития инфляционных процессов
1.1 Понятие и основные виды инфляции
1.2 Факторы возникновения, измерение и последствия инфляции
1.3 Система антиинфляционных мероприятий в системе государственного регулирования

Глава.2. Анализ особенностей инфляционных процессов в различных странах, на примере России, Белоруссии, Западных стран
2.1 Динамика инфляционных процессов в России
2.2 Особенности проявления инфляции в Белоруссии
2.3 Мировой опыт регулирования инфляционных процессов

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая12.docx

— 83.76 Кб (Скачать)

 

Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня – 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3 %.

 

Четвертый период (2000 – 2009 гг.) – период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода. В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. – 134,8 %, в 2003 г. – 125,4 %, в 2004 г. – 114,4 %.

 

Наряду с причинами инфляции, вытекающими из структуры народно-хозяйственного комплекса республики, есть причины и условия развития инфляции, лежащие в "монетарной сфере". Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики (ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах.

 

Начало стабилизации экономического положения страны и роста по важнейшим макроэкономическим параметрам было положено в 1996 – 2000 гг. Изменилось сальдо внешнеторгового оборота – с -4,4 % в 1995 г. до -1,5 % в 2000 г. Увеличилась доля негосударственного сектора экономики. В этом пятилетии выделялись две различные тенденции: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода (1996 г. – первая половина 1998 г.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Это обусловлено исчерпанием таких факторов, стимулировавших экономический рост в начале пятилетия, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен. Причиной обострения инфляционных процессов в 1998–1999 гг. является ДКП, связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России.

 

С 2000 г. в Беларуси стала поводиться достаточно жесткая денежно- кредитная политика, обеспечивающая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г – к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 6 %) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.

 

В Беларуси процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004 – 2005 гг., ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. В 2007 году инфляция в Беларуси выросла до 12,1% (при прогнозе 6-8%) с 6,6% в 2006 году.

 

2.3 Мировой опыт регулирования инфляционных процессов

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых  мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция считается нормальным явлением. Как сильный негативный фактор, вызывающий значительные отрицательные социально-экономические последствия, воспринимается галопирующая и тем более гиперинфляция. Против них используются различные меры антиинфляционной политики, зависящие от теоретических взглядов тех, кто эту политику проводит.

 

Так, кейнсианство отрицает автоматическое саморегулирование рыночной экономики и считает необходимым государственное регулирование, прежде всего через стимулирование платежеспособного спроса (особенно с помощью дефицитного бюджетного финансирования и либеральной кредитно-денежной политики). Оно признает положительную роль в стимулировании экономики ползучей инфляции (особенно при кризисных спадах), а для борьбы с более высокой инфляцией проводит дефляционную политику (управление спросом) и политику доходов.

 

Особый интерес представляет послевоенный опыт ФРГ и Японии. Обе страны – первая в 1948 г., вторая – в 1949 г. – провели радикально быстрый, так называемый шоковый переход от государственной к рыночной экономике. Решающими его направлениями были либерализация цен и параллельные антиинфляционные меры, направленные на сдерживание той высокой инфляции, которая могла быть вызвана освобождением цен. Как известно, «шоковые» реформы в ФРГ и Японии были успешными, в том числе и с точки зрения предотвращения высокой инфляции. Последнее обычно объясняется жесткостью использовавшихся антиинфляционных мер (конфискационная реформа в ФРГ, сильные монетаристские ограничения в Японии). Однако причины заключались не только в этом. Применялись две группы особых мер, имевших исключительно важную роль и в сдерживании инфляции, и вообще в успехе «шоковых» рыночных реформ. Во-первых, в этих странах, особенно в Японии, в период проведения «шоковой терапии» и длительное время после нее сохранялся жесткий государственный внешнеэкономический и валютный контроль. Так, в ФРГ была введена свободная обратимость национальной валюты лишь в 1965 г., а в Японии – и того позже, в начале 1970-х гг. (т.е. когда были достигнуты высокая конкурентоспособность собственной продукции и достаточная прочность национальной валюты). Во-вторых, и после либерализации цен длительный период сохранялось достаточно жесткое государственное регулирование цен ряда товаров и услуг, имеющих важное народнохозяйственное и социальное значение (энергоресурсы, с/х продукция, оплата за жилье и др.).

Следует отметить, что эти две группы мер принципиально отличают «шоковый» вариант перехода к рыночной экономике, использованный ФРГ и Японией, от «шокового» варианта, рекомендуемого ортодоксальной программой МВФ, в которую наряду с либерализацией цен и антиинфляционной политикой в качестве обязательной составляющей входит и всемирная либерализация внешнеэкономической деятельности. На период с 1965-1980гг. уровень инфляции в Японии составлял наибольшее 9%, в Германии 1,6%. В настоящий момент уровень инфляции в данных странах можно просмотреть в динамике индекса потребительских цен представленных ниже

Рис. 1. Изменение потребительских цен в Японии с 1970-2009гг.

 

Зарубежный опыт такой страны, как Великобритания также представляет особый интерес в изучении стратегии преодоления инфляции. В 20 столетии в экономической жизни этой страны произошли существенные изменения, связанные с усилением вмешательства государства в экономику. Особенно показателен в этом отношении период после 2-ой мировой войны.

 

Выход из кризиса был найден правительством консерваторов во главе с М. Тэтчер. В основе политики правительства консерваторов лежали идеи экономического либерализма. Важнейшее положение этой концепции заключалось в том, чтобы сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, усилить значение рыночных механизмов.

 

В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели должны были стать ослабление налогового контроля над функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей.

 

Одним из ведущих направлений деятельности правительства консерваторов стала борьба с инфляцией. Были сокращены займы, предоставляемые государством частному сектору, стали строго контролировать темпы роста денежной массы в обращении, был отменен контроль над ценами и заработной платой, повышены ставки процента.

 

Важным инструментом борьбы с инфляцией и в целом воздействия государства на хозяйственную жизнь был государственный бюджет. Более 90% доходов английского бюджета в конце 70-х – начале 80-х годов составляли налоги.

 

Существенной составной частью антиинфляционных мер консерваторов было их стремление к ограничению государственных расходов. Проводилась политика сокращения внутреннего потребления.

Антиинфляционная политика правительства М. Тэтчер имела положительные результаты. Уже в 1982 - 1983 гг. темпы инфляции снизились до 5%, в конце 80-х гг. - до 3,5 в год, то есть до величины, рекомендуемой монетаристской школой.

 

Другим важнейшим направлением реформ был курс на значительное сокращение или (в ряде отраслей хозяйства) на полную ликвидацию государственного предпринимательства. Это выразилось, прежде всего, в осуществлении широкой денационализации предприятий государственного сектора экономики и преимущественном стимулировании частного бизнеса.

Результаты реформаторской деятельности правительства консерваторов проявились очень быстро. Рост личного потребления населения благотворно сказывался на снижении темпов инфляции. Кроме того, положительное воздействие оказал и важнейший элемент налоговой политики правительства – снижение подоходного налога.

Итак, в результате энергичной деятельности правительства консерваторов в экономической жизни Великобритании произошли перемены к лучшему: остановлен спад производства в промышленности, резко сокращен уровень инфляции.

 

Заключение

Таким  образом,  в  настоящее  время  инфляция  –  один  из   самых болезненных  и  опасных  процессов,  негативно  воздействующих  на  финансы, денежную и экономическую  системы  в  целом. Инфляция  не  только  означает снижение  покупательской,  но   и   подрывает   возможности   хозяйственного регулирования,   сводит   на   нет   усилия   по   проведению    структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый характер.

      

  Управление  инфляцией  представляет  важнейшую  проблему   денежно - кредитной и в целом экономической политики. При  этом  необходимо  учитывать многосложный и многофакторный характер  инфляции,  поскольку  в  ее  основе лежат не только  монетарные,  но  и  другие  факторы.  При  всей  значимости сокращения государственных расходов, постепенного  сжатия  денежной  эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.  Среди них  –  стабилизация  и   стимулирование   производства,   совершенствование налоговой   системы,    создание    рыночной    инфраструктуры,    повышение ответственности  предприятий  за  результаты   хозяйственной   деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

 

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только, во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Экономическая теория: Учебник / под ред. А.С. Булатова. М.: 2005.
  2. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник/ Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. -6-ое изд., стереотип.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
  3. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки/ О.И. Лаврушин.-5-ое изд., стереотип. –М .: «КНОРУС», 2007.
  4. Антиинфляционная политика: Учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. М.: 2004.
  5. Инфляция и антиинфляционная политика в России: Учебник / под ред. Л.Н. Красавиной – М.: Финансы и статистика. 2000.
  6. Национальная экономика Беларуси под ред. В.М Шимова;  Минск БГЭУ, 2006
  7. Сафронова, Л.Т. Антиинфляционная политика: опыт зарубежных стран/ Л.Т. Сафронова.-М.: «КНОРУС», 2006

 

 

 


Информация о работе Особенности проявления инфляции в разных странах