Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:03, реферат
Создание Союзного государства России и Беларуси в настоящее время стало важным фактором социально-экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве, моделью государственного и экономического объединения стран СНГ новой формации. Сегодня мы являемся свидетелями того, как идея объединения России и Беларуси в рамках Союзного государства последовательно обретает формы: разработана законодательная база нового государства, определена социальная политика, в значительной степени создан его экономический фундамент.
Недостаточная организованность субъектов интеграции: бизнес-сообщества, экспертного сообщества, институтов гражданского общества. Силами, которые могут подтолкнуть власть более серьезно отнестись к интеграционному процессу, выступают и бизнес, и гражданское общество. Однако они еще недостаточно организованы. По мнению экспертов, необходимы ассоциации предпринимателей, представляющие их интересы во взаимодействии с властью (поскольку именно они, а не властные структуры, реально заинтересованы в эффективной интеграции).
Экспертное сообщество обращает внимание, что общие проблемы государственного управления, такие как коррупция, взяточничество, чиновничий произвол, слабость правовой системы, наиболее ярко проявляются именно в межгосударственных отношениях, и без решения этих проблем нельзя ожидать роста эффективности интеграционных процессов.
К факторам, осложняющим интеграцию, препятствующим ее эффективному течению, эксперты отнесли следующие:
Незащищенность инвестиций и собственности, как существенное препятствие экономической интеграции, особенно в условиях смены политических элит.
Дискриминационный
фактор, поскольку до сих пор имеют
место дискриминация
Можно выделить две методики организации интеграционных процессов. Первый способ – это методика большого взрыва, когда страны переходят сразу к единой политической системе, единому государству, а экономические подсистемы (монетарная, фискальная, административная, социальная) унифицируются в процессе двусторонних переговоров в рамках уже единого государственного образования. Эта методика, по сути дела, является «шоковой терапией» для государств, которым предлагается, по существу, «ввязаться в драку, а там – посмотрим». Второй вариант – пошаговая методика интеграции: она начинается с формирования классической зоны свободной торговли без тарифных и нетарифных ограничений по всем группам товаров производителей Беларуси и России. Второй этап – это переход в режим таможенного союза, когда унифицированными являются режимы торговли товарами с третьими странами. Третий этап сотрудничества – это интеграция в рамках Европейского Союза, предполагающая выполнение обязательных требований acquis communitaire. Пошаговая интеграция была отвергнута по ряду причин: 1) отсутствие динамичного права частной собственности государствах, прежде всего, в Беларуси, 2) тождественность экономической и политической власти во многих принципиально важных секторах экономики при «приватизации» органов госконтроля (таможня, налоговые службы, контрольные органы, МВД и спецслужбы, которые часто превращались в инструменты конкурентной борьбы); 3) отсутствие свободных цен, как в Беларуси, так и России (прежде всего, на энергоресурсы в России и практически на все в Беларуси), 4) смешанная система налогообложения внешней торговли, прежде всего по уплате НДС: с одними – по принципу происхождения, с другими – по принципу назначения, 5) различное понимание роли и функций бизнеса и государства (прежде всего, денежная, инвестиционная и торговые сферы).
Интеграционный процесс будет развиваться как сверху вниз, так и снизу - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет будет отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором интеграционного процесса станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов.
Новая стратегия экономической
интеграции России и
В краткосрочном периоде на
первый план выходят
Исходя
из накопленного опыта белорусско-российской
интеграции, при определении дальнейших
перспектив союзного строительства
целесообразно
- четкое осознание целей интеграционного развития и определения общих долгосрочных приоритетов;
- поэтапность развития, восхождения от низших ступеней интеграции к высшим – от зоны свободной торговли к таможенному союзу и единому внутреннему рынку, далее к экономическому, валютному и политическому союзам;
- усиление роли
- постепенное введение единой денежной единицы;
- формирование единого
- преемственность
- поиск взаимоприемлемого
- тесное взаимодействие
- подготовка необходимой нормативно-правовой базы интеграции, тщательность и детальность разработки союзных документов и механизмов их реализации;
- опора на общественную
Поскольку в основу создания
Союзного государства
Размещено на
Информация о работе Особенности экономической интеграции России и Белоруссии