Особенности экономической интеграции России и Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:03, реферат

Краткое описание

Создание Союзного государства России и Беларуси в настоящее время стало важным фактором социально-экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве, моделью государственного и экономического объединения стран СНГ новой формации. Сегодня мы являемся свидетелями того, как идея объединения России и Беларуси в рамках Союзного государства последовательно обретает формы: разработана законодательная база нового государства, определена социальная политика, в значительной степени создан его экономический фундамент.

Файлы: 1 файл

инеграция белорусии и росии 1.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

     Недостаточная организованность субъектов интеграции: бизнес-сообщества, экспертного сообщества, институтов гражданского общества. Силами, которые могут подтолкнуть власть более серьезно отнестись к интеграционному процессу, выступают и бизнес, и гражданское общество. Однако они еще недостаточно организованы. По мнению экспертов, необходимы ассоциации предпринимателей, представляющие их интересы во взаимодействии с властью (поскольку именно они, а не властные структуры, реально заинтересованы в эффективной интеграции).

     Экспертное  сообщество обращает внимание, что  общие проблемы государственного управления, такие как коррупция, взяточничество, чиновничий произвол, слабость правовой системы, наиболее ярко проявляются именно в межгосударственных отношениях, и без решения этих проблем нельзя ожидать роста эффективности интеграционных процессов.

     К факторам, осложняющим интеграцию, препятствующим ее эффективному течению, эксперты отнесли следующие:

     Незащищенность  инвестиций и собственности, как  существенное препятствие экономической  интеграции, особенно в условиях смены  политических элит.

     Дискриминационный фактор, поскольку до сих пор имеют  место дискриминация предпринимателей по национальному признаку, множественность  барьеров для перемещения товаров  и капиталов, неравные условия конкуренции.

     Можно выделить две методики организации интеграционных процессов. Первый способ – это методика большого взрыва, когда страны переходят сразу к единой политической системе, единому государству, а экономические подсистемы (монетарная, фискальная, административная, социальная) унифицируются в процессе двусторонних переговоров в рамках уже единого государственного образования. Эта методика, по сути дела, является «шоковой терапией» для государств, которым предлагается, по существу, «ввязаться в драку, а там – посмотрим». Второй вариант – пошаговая методика интеграции: она начинается с формирования классической зоны свободной торговли без тарифных и нетарифных ограничений по всем группам товаров производителей Беларуси и России. Второй этап – это переход в режим таможенного союза, когда унифицированными являются режимы торговли товарами с третьими странами. Третий этап сотрудничества – это интеграция в рамках Европейского Союза, предполагающая выполнение обязательных требований acquis communitaire. Пошаговая интеграция была отвергнута по ряду причин: 1) отсутствие динамичного права частной собственности государствах, прежде всего, в Беларуси, 2) тождественность экономической и политической власти во многих принципиально важных секторах экономики при «приватизации» органов госконтроля (таможня, налоговые службы, контрольные органы, МВД и спецслужбы, которые часто превращались в инструменты конкурентной борьбы); 3) отсутствие свободных цен, как в Беларуси, так и России (прежде всего, на энергоресурсы в России и практически на все в Беларуси), 4) смешанная система налогообложения внешней торговли, прежде всего по уплате НДС: с одними – по принципу происхождения, с другими – по принципу назначения, 5) различное понимание роли и функций бизнеса и государства (прежде всего, денежная, инвестиционная и торговые сферы).

     Интеграционный  процесс будет развиваться как  сверху вниз, так и снизу - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет будет  отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором интеграционного процесса станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов.

       Новая стратегия экономической  интеграции России и Белоруссии  включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.

       В краткосрочном периоде на  первый план выходят конструктивные  решения и четкие действия  по активизации интеграции, завершение  формирования полноценной правовой  базы. В долгосрочном периоде интеграционные процессы будут развиваться в направлении создания зоны свободной торговли через открытие национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда, капитала, достаточно свободной, чтобы учитывать интересы и суверенитет государств.

     Исходя  из накопленного опыта белорусско-российской интеграции, при определении дальнейших перспектив союзного строительства  целесообразно руководствоваться  следующими основными положениями  и концептуальными подходами:

      - четкое осознание целей интеграционного развития и определения общих долгосрочных приоритетов;

      - поэтапность развития, восхождения  от низших ступеней интеграции  к высшим – от зоны свободной  торговли к таможенному союзу  и единому внутреннему рынку,  далее к экономическому, валютному и политическому союзам;

      - усиление роли межгосударственных  институтов при постепенной передаче  им наднациональных полномочий  в различных сферах деятельности. Все более частое применение  принципов субсидиарности, когда  решения принимаются на том  уровне,где это возможно сделать с наибольшей эффективностью;

      - постепенное введение единой  денежной единицы;

      - формирование единого образовательного  пространства;

      - преемственность интеграционной  политики;

      - поиск взаимоприемлемого баланса  интересов и нахождения согласия. В союзной политике исключительно важна роль компромиссов.Выработка коллективных решений осуществляется на основе взаимных уступок, согласования интересов различных сторон;

      - тесное взаимодействие союзного  права и национального права;

      - подготовка необходимой нормативно-правовой базы интеграции, тщательность и детальность разработки союзных документов и механизмов их реализации;

      - опора на общественную поддержку,  внимательное отношение к общественному  мнению, разъяснение целей и предполагаемых результатов тех или иных интеграционных решений для рядовых граждан.

       Поскольку в основу создания  Союзного государства закладывается  экономическое взаимодействие в  едином пространстве, то в его  исключительную компетенцию переходят  выработка и проведение единой экономической политики, установление правовых основ общего рынка, принципов регулирования хозяйственной деятельности субъектов, единой денежно-валютной, налоговой, ценовой, инвестиционной и таможенной политики, функционирование объединенных транспортно-энергетических систем. 
 
 
 
 
 
 

       Список  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Плотников А.Ю. Союзное государство Белоруссии и России: современное состояние  и перспективы развития// Доклад экспертного совета Комитета Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности. 2005.
  2. Шинкарецкая Г.Г. Союзное государство Белоруссии и России // Государство и право. 2001. N 4. С. 84.
  3. Бородин П. Союзное государство России и Белоруссии - новая геополитическая реальность// Газета «Ведомости».2006.С.10.
  4. Никитин В.П. Союз России и Белоруссии и возможные конфигурации // Альманах «Школа целостного анализа».2002.Выпуск 5.
  5. Новикова И. В. Глобализация и рынок. Поиски стратегии экономического развития в ХХI веке. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 167 с. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2000. – 727 с.
 

       Размещено на

Информация о работе Особенности экономической интеграции России и Белоруссии