Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:03, реферат
Создание Союзного государства России и Беларуси в настоящее время стало важным фактором социально-экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве, моделью государственного и экономического объединения стран СНГ новой формации. Сегодня мы являемся свидетелями того, как идея объединения России и Беларуси в рамках Союзного государства последовательно обретает формы: разработана законодательная база нового государства, определена социальная политика, в значительной степени создан его экономический фундамент.
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РБ
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
На
тему: «Особенности
экономической интеграции
России и Белоруссии».
Минск - 2011
Создание Союзного государства России и Беларуси в настоящее время стало важным фактором социально-экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве, моделью государственного и экономического объединения стран СНГ новой формации. Сегодня мы являемся свидетелями того, как идея объединения России и Беларуси в рамках Союзного государства последовательно обретает формы: разработана законодательная база нового государства, определена социальная политика, в значительной степени создан его экономический фундамент.
Объединение России и Беларуси – процесс объективный, обусловленный общими тенденциями развития человечества. Так, европейская интеграция началась уже довольно давно и проходит достаточно успешно. Процесс объединения России и Беларуси находит поддержку, как у руководства наших стран, так и у белорусского и российского народов. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «есть большое стремление обоих государств к строительству совместных государственных структур». Соответственно, политика России и Беларуси в вопросе создания Союзного государства строится именно в данном контексте.
В феврале 1995 года между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь было заключено «Соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования и науки» одновременно с «Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь». Стержень этого соглашения – идеалы дружбы, добрососедства, сотрудничества, восстановление поспешно разрушенных отношений между культурными и общественными организациями. Соглашение предусматривало также развитие связей между творческими союзами, ассоциациями и фондами наших стран, а также совместную деятельность государств в разных областях культуры и искусства. Оно было призвано содействовать развитию сотрудничества в подготовке кадров в области культуры, образования и науки, обмену опытом между заинтересованными ведомствами и организациями, установлению и расширению прямых связей между регионами. В этот же период были сделаны первые шаги к объединению России и Беларуси на уровне повседневной жизни граждан. Так, 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка был убран пограничный столб; границы между Россией и Беларусью не стало.
В
1996 году Россия и Беларусь встали на
путь непосредственного
2
апреля 1996 года в Москве президенты
Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко
подписали «Договор об
После подписания Договора были сформированы рабочие органы Сообщества России и Беларуси, которые проступили к формированию механизма интеграции. Главным органом Сообщества стал Высший Совет, в который вошли руководители государств, правительств и парламентов двух стран.
Развитие Сообщества России и Беларуси создало предпосылки для преобразования его в более высокое по качеству интеграционное объединение – Союзное государство, которое призвано полнее удовлетворять интересы граждан наших стран на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов, проведения экономических преобразований, укрепления демократии, обеспечения общей безопасности. В июне 1996 года начал свою работу Исполнительный Комитет как постоянно действующий орган для налаживания практической стороны реализации Договора. В том же месяце Высший Совет Сообщества утвердил решение о создании Таможенного Комитета Сообщества Беларуси и России с образованием коллегии с равным представительством стран.
Созданием Сообщества завершился первый этап российско-белорусской интеграции; в то же время были созданы предпосылки для дальнейшего социально-экономического и государственного и политического объединения наших стран.
2 апреля 1997 года в Москве президенты России и Беларуси подписали «Договор о Союзе Беларуси и России». Начинается новая фаза строительства, которая характеризовалась развитием его институциональной основы, структуризацией функций, определением перспективных задач. В сентябре 1997 года ООН зарегистрировала «Договор о Союзе Беларуси и России» и «Устав Союза» – важнейшие основополагающие документы второго этапа формирования Союзного государства.
25
декабря 1998 года была подписана
«Декларация о дальнейшем
В 1999 году было достигнуто окончательное соглашение о создании Союзного государства Беларуси и России. Начался процесс разработки наиболее оптимальных форм государственно-политической и экономической интеграции. 8 октября 1999 года в газетах «Советская Белоруссия» и «Российская газета» был опубликован проект «Договора о создании Союзного государства» для его всенародного обсуждения. Идея единения получила поддержку подавляющего числа граждан России и Беларуси. Была также разработана «Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства», в которой определялись этапы создания Союзного государства, раскрывалось их содержание и сроки реализации конкретных задач взаимодействия.
В Договоре выделялось в качестве приоритетной стратегической цели на первоначальном этапе создания Союзного государства формирование единого экономического пространства. Договор и Программа стали фактически концепцией и стратегией развития по-настоящему всесторонней интеграции двух стран, формирования условий их реального объединения в рамках Союзного государства.
Важнейшее
значение процесса создания Союзного
государства России и Беларуси заключается,
прежде всего, в том, что положено
начало формированию принципиально
иной геополитической и
Процесс создания Союзного государства России и Беларуси вышел на качественно новый уровень в 2000 году в результате системных усилий российского и белорусского руководства. Подписанный 35 января 2000 года президентом Российской Федерации В.В. Путиным и президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Договор о Союзном государстве создал принципиально новые условия для взаимоотношений между двумя странами.
Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и разнонанравленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.
Говоря о формировании Союзного государства необходимо отметить, что Россия и Беларусь – страны многонациональные, в них проживают представители десятков различных народов; и все они в равной мере выступают за интеграцию, в первую очередь, экономическую. При этом в рамках Союзного государства все народы получают возможность всемерно сохранять и развивать национальную идентичность, жить в условиях правового государства.
Россия и Беларусь стремятся к достижению нового качества взаимодействия образовательных систем наших стран в рамках Союзного государства. В 2000 году была создана рабочая группа по вопросам информатизации образования, изучается вопрос о возможности привлечения к двухстороннему сотрудничеству в сфере информатизации образования Института информационных технологий в образовании (ЮНЕСКО). Первым шагом в этом направлении явилась совместная разработка «Концепция развития системы образования, подготовки и переподготовки кадров в Сообществе Беларуси и России». Процесс формирования единого образовательного пространства Союзного государства в настоящее время поступательно развивается, создается его правовое поле, идет институционализация и т.д.
Основными вызовами интеграционного процесса России и Беларуси, являются
Экспертное сообщество отметило следующие проблемы интеграции:
Отсутствие ясной идеи интеграции государств на постсоветском пространстве. Некоторыми экспертами эта проблема названа первичной и определяющей. Отсутствие четкой концепции снижает мотивацию участников интеграционных процессов к согласованным совместным действиям, побуждает «тянуть одеяло на себя». В качестве решения предлагалось сформулировать идею интеграции либо общими усилиями, либо на основе создания «института интеграции».
Значительные
различия между странами-участниками
интеграционных процессов по уровню
и темпам развития, отсутствие концептуальных
моделей эффективной
Недостаточное
осознание политическими
Несоответствие
между существующими
Несогласованность
процесса интеграции по направлениям
и уровням. Как указывают эксперты,
множественность
Информация о работе Особенности экономической интеграции России и Белоруссии