Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:39, статья
Статья посвящена актуальной для отечественной экономики проблеме – изучению и анализу существенных национальных особенностей, обусловивших усиление кризисных явлений в экономике Украины. Проведенное автором исследование дало возможность выделить основные факторы, обусловившие углубление финансового кризиса в Украине: проведение стимулирующей денежно-кредитной и бюджетной политики в 2005-2008 гг., чрезвычайно высокие темпы роста кредитования экономики, активное проникновение в 2005-2008 гг. в экономику страны иностранного капитала, кризис платежного баланса, политическая нестабильность.
Кроме того, эффективность борьбы с последствиями кризиса была значительно сокращена вследствие политической нестабильности. При этом на протяжении 2005-2008 гг. (вследствие перманентного избирательного процесса) значительные бюджетные средства расходовались на проведение различных социальных программ в процессе борьбы за голоса избирателей.
Из вышесказанного можно выделить следующие специфические для экономики Украины факторы, которые усугубили кризисные явления в ней:
непродуманная политика НБУ в сфере банковского сектора и валютного контроля (проведение политики кредитной экспансии и фиксированного валютного курса);
отсутствие государственной поддержки малого и среднего бизнеса, наукоемких и инновационных отраслей промышленности;
нестабильная политическая система, ее неспособность быстро и эффективно решать экономические проблемы.
Следует отметить, что просчеты НБУ, которые обострили протекание мирового финансового кризиса в Украине, не были б такими фатальными, если бы не экспериментальная модель его независимости, осуществляемая в нашей стране. Так, Закон Украины «О Национальном банке Украины» от 20.05.1999 № 679-ХIV устанавливает уровень независимости, несопоставимый со статусом центральных банков как стран с трансформационной экономикой, так и с рыночно развитой. Самостоятельно определяя объем денежной эмиссии, суммы рефинансирования, показатели регулирования деятельности банков, осуществляя надзор за их деятельностью, определяя валютный курс, объемы заимствований в иностранной валюте и правила функционирования валютного рынка, НБУ становится органом, определяющим общую экономическую ситуацию в стране. Таким образом, для предотвращения последствий кризиса и избежания в будущем подобной ситуации необходимо в первую очередь снизить гиперболизированную роль НБУ в экономике Украины.
Что же касается «плохих кредитов», то политика НБУ по формальному их продлению только отодвигает, а не решает проблемы. НБУ крайне необходимо реализовать ряд мер, обеспечивающих выполнение условий залога по кредитам рефинансирования коммерческих банков, поскольку многие из банков не планируют возвращать взятые ресурсы, а пролонгация кредитов усугубит ситуацию в перспективе. При этом валютный контроль должен быть реализован в полной мере, включая наказание тех, кто потратил средства рекапитализации на конвертацию и вывод валюты за рубеж.
Также для выхода Украины из финансового кризиса необходимо применять меры по дедолларизации экономики. Однако эти меры должны быть обоснованными и учитывать интересы как национального, так и иностранного капитала с целью создания условий для расширения его участия в решении неотложных экономических и социальных задач.
Одновременно вышеперечисленными мероприятиями в экономике Украины необходимо осуществить ряд мер, направленных на:
- расширение непосредственного кредитования бизнеса (резервы НБУ в первую очередь необходимо направлять на кредитование экономики, а не на поддержание курса гривны и банковского сектора);
- активное привлечение депозитов и вкладов физических и юридических лиц, а также стимулирование сбережений и инвестиционной активности;
- установление плавающего курса гривны (в период, когда капитал выводится из страны, низкий курс доллара выгодный инвесторам);
- обеспечение грамотной и взвешенной бюджетной политики, адресной социальной политики, без перекрестных субсидий и выплат.
Для эффективного проведения указанных мероприятий необходимо усиление экономической роли государства. Саммит «Группы 20» не только подверг острой критике недооценку экономической роли государства, но и указал на необходимость роста его роли в регулировании рыночной экономики, что нашло свое отражение в принятой декларации: «Общенациональные интересы задают формат для реализации частных интересов,… чем больше рынков, тем больше нужно государства, тем больше ложится ответственности на государственные институты за вектор экономического и социального развития»[2]. Причиной таких коренных изменений во взглядах (до последнего времени считалось, что основой рыночной экономики является частная собственность, а частный интерес – движущая сила развития экономики и общества) является переход на новую, постиндустриальную стадию прогресса. Развитие информации и знаний как качественно нового фактора производства значительно повышает уровень обобществления экономики, превращая общенациональные интересы в ведущие и определяющие.
В этой связи в Украине государство должно разрабатывать и реализовывать долгосрочную стратегию экономического и социального развития. Именно государство наиболее полно выражает общенациональные интересы, определяет формат реализации частных интересов, несет ответственность за вектор экономического и социального развития. Государство должно быть действенным средством как перестройки производительных сил, научно-технического совершенствования производства, так и серьёзных изменений в финансово-экономической сфере.
На наш взгляд существует два приоритетных направления деятельности государства, которые помогут экономике Украины быстрыми темпами выйти из кризиса. Это стимулирование инновационного развития, поддержка перспективных с этой точки зрения отраслей и производств и поддержка предприятий инфраструктуры. Сама природа кризиса обусловливает ускоренный поиск перспективных производств, отвечающих потребностям инновационного развития. Мировой опыт доказывает, что в инновационном развитии важную роль играют малые и средние предприятия, реализующие возможности венчурного капитала. Таким образом, только приоритетное развитие производств, применяющих передовую технологию, поддержка малого и среднего бизнеса позволят преодолеть отставание, выйти из кризиса и приблизится по уровню экономического развития к западным странам.
Что же касается экономической обоснованности направления бюджетных средств на развитие традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства, то теоретически доказано, что направлять ограниченные государственные ресурсы в коммерческую деятельность целесообразно было на начальном этапе перехода к рынку. В целом госресурсы не должны замещать частные инвестиции в коммерческую деятельность. В развитых странах правительства все больше сужают рамки своей деятельности в конкурентном секторе экономики и все больше концентрируют свои ресурсы на поддержке предприятий инфраструктуры. Таким образом, государственные инвестиции в Украине должны сосредотачиваться в отраслях транспортной инфраструктуры, строительства и ремонта автомобильных дорог, мостов и тоннелей, морских, речных и воздушных портов. Государственные инвестиции также следует вкладывать в естественные монополии: магистральные трубопроводы, системы водо- и газоснабжения, обеспечения теплом и электроэнергией.
Таким образом, проведение всех указанных выше мероприятий необходимо для преодоления кризиса. Вместе с тем, только реализация последовательной макроэкономической политики, тесное взаимодействие всех ветвей власти поможет смягчить последствия мирового финансового кризиса и обеспечит постепенный выход из него.
Литература:
1. Чухно А. Современный финансово-экономический кризис: природа, пути и методы его преодоления // Экономика Украины. – 2010. - №1. – С. 4-18.
2. Чухно А. Современный финансово-экономический кризис: природа, пути и методы его преодоления // Экономика Украины. – 2010. - №2. – С. 4-13.
3. Геец В. Формирование и развитие финансового кризиса 2008-2009 годов в Украине. – 2010. - №4. – С. 5-15.
4. Сивульський М.І. Національні особливості фінансової кризи. – 2009. - №7. – С. 3-19.
5. http://www.bank.gov.ua - официальный сайт Национального банка Украины.
6. http://www.ukrstat.gov.ua - официальный сайт Государственного комитета статистики Украины.