Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:39, статья
Статья посвящена актуальной для отечественной экономики проблеме – изучению и анализу существенных национальных особенностей, обусловивших усиление кризисных явлений в экономике Украины. Проведенное автором исследование дало возможность выделить основные факторы, обусловившие углубление финансового кризиса в Украине: проведение стимулирующей денежно-кредитной и бюджетной политики в 2005-2008 гг., чрезвычайно высокие темпы роста кредитования экономики, активное проникновение в 2005-2008 гг. в экономику страны иностранного капитала, кризис платежного баланса, политическая нестабильность.
УДК 338.124.4 : 339.747
Особенности и СПОСОБЫ преодоления финансового кризиса В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Современное состояние мировой экономической системы характеризуется усилением нестабильности и отсутствием равновесия в социально-экономическом развитии. Кризисные явления, проявившиеся в мировой экономике в конце 2007 г., поставили под сомнение эффективность существующей модели ее регулирования в условиях глобального рынка. Украина не была исключением, однако уровень и глубина экономического падения в отдельных сферах отечественной экономики оказались наибольшими среди стран СНГ, а по уровню снижения курса национальной валюты страна вышла на лидирующие позиции в мире. Это свидетельствует о наличии существенных национальных особенностей, обусловивших усиление кризисных явлений в экономике Украины, изучение и анализ которых в настоящее время является чрезвычайно актуальной темой.
Теоретические и практические аспекты развития глобального финансового кризиса, его причины и факторы, а также влияние на национальные экономики раскрыты в работах таких отечественных и зарубежных экономистов, как: А. Чухно 1;2, В. Гееца 3, М. Сивульского 4, А. Аникина, Б. Данилишина, Д. Лукъяненко, О. Мозгового, Дж. Сороса. Дж. Стиглица и др. Однако, малоисследованными остались вопросы особенностей глобального финансового кризиса для украинской экономики.
В связи с этим целью данной статьи является определение национальных особенностей финансового кризиса в Украине, путей и методов его преодоления.
По мнению большинства экспертов, Украина является одной из стран, больше всего пострадавших от последствий финансового кризиса. При этом особенности его развития в отечественной экономике связаны с несколькими факторами. Так, одним из факторов стало проведение стимулирующей денежно-кредитной и бюджетной политики в 2005-2008 гг. Указанный период характеризовался весьма значительными изменениями в структуре расходов консолидированного бюджета Украины, в частности, на оплату труда и трансферты населению расходовалось более 50% бюджетных средств, тогда как в 2000-2002 гг. этот показатель не превышал 38%. При этом модернизация и инновационное обновление экономики в массовом масштабе не осуществлялось, а денежные средства расходовались на поддержание темпов роста среднемесячной заработной платы, которые значительно опережали темпы роста производительности труда (табл. 1).
Рис. 1. Опережение темпами роста среднемесячной заработной платы темпов роста производительности труда в 2001-2008 гг. [6]
Таким образом, несмотря на то, что проведение данной политики способствовало экономическому росту и повышению уровня жизни населения, в то же время оно явилось первопричиной ускорения инфляции в 2008 г. (как одного из факторов усугубления экономического кризиса) вследствие непроизводительного использования бюджетных средств на потребление с целью поддержания платежеспособного спроса населения.
Одним из серьезных факторов, предопределивших глубину банковского кризиса в Украине, являются чрезвычайно высокие темпы роста кредитования экономики. Так, если в 2004 г. их величина составляла 25,7% ВВП, то уже в 2008 г. данный показатель достиг 77,3% ВВП. Проведение НБУ кредитной экспансии привело к тому, что в 2007 г. объем дополнительных кредитных вложений превышал доходы государственного бюджета, а в 2008 г. годовой прирост кредитования превысил суммарные доходы бюджетов всех уровней (для сравнения: в 2005 г. данный показатель составлял половину доходов государственного бюджета) (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение годового прироста кредитных вложений и бюджетных доходов за 2005-2008 гг. млрд. грн. [5]
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Прирост кредитов в экономику | 54,8 | 101,8 | 181,1 | 307,1 |
Доходы государственного бюджета | 105,3 | 133,5 | 165,9 | 231,7 |
Доходы сводного бюджета | 134,2 | 171,8 | 219,9 | 297,9 |
Отрицательным фактом также является то, что приоритетным объектом кредитования в 2009 г. стало не производство, а сфера торговли и ремонта (165 млрд. грн.), потребительское кредитование, а также кредитование операций с недвижимостью (77,8 млрд. грн.). Данные о распределение кредитных ресурсов по видам экономической деятельности приведены в таблице 3. Из таблицы видно, что удельный вес кредитов, выданных на операции с недвижимостью, за 2005-2009 гг. увеличился на 10,9%, в то время как удельный вес кредитов в обрабатывающую промышленность сократился на 5,2%, что является отрицательной тенденцией и привело к ещё большему усугублению кризисных явлений в экономике Украины. При этом объем кредитных вложений в металлургию, машиностроение и химическое производство составил всего 50,6 млрд. грн. То есть на поддержку отраслей, которые обеспечивают около 60% экспорта Украины, банки направили только 7% кредитных вложений. И это в условиях того, что на международных рынках увеличились объемы дешевого турецкого и китайского металлопроката, что существенно понизило конкурентоспособность украинской продукции и поставило под удар металлургическую отрасль экономики Украины.
Таблица 3
Кредиты, предоставленные экономике Украины
по видам экономической деятельности [5]
Направления кредитования | 2005 | 2008 | 2009 | |||
млн. грн. | в % | млн. грн. | в % | млн. грн. | в % | |
Всего | 109895 | 100,00 | 443665 | 100,00 | 462215 | 100,00 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 8192 | 7,45 | 28812 | 6,49 | 26026 | 5,63 |
Рыбное хозяйство | 148 | 0,13 | 420 | 0,09 | 327 | 0,07 |
Добывающая промышленность | 2870 | 2,61 | 7684 | 1,73 | 9607 | 2,08 |
Обрабатывабщая промышленность | 30619 | 27,86 | 106029 | 23,90 | 104951 | 22,71 |
Производство электроэнергии, газа и воды | 2434 | 2,21 | 8630 | 1,95 | 9273 | 2,01 |
Строительство | 5908 | 5,38 | 39274 | 8,85 | 41678 | 9,02 |
Оптовая и розничная торговля, торговля транспортными средствами, услуги по ремонту | 43846 | 39,90 | 155818 | 35,12 | 165678 | 35,84 |
Отели и рестораны | 695 | 0,63 | 4168 | 0,94 | 4397 | 0,95 |
Транспорт | 4426 | 4,03 | 15990 | 3,60 | 16007 | 3,46 |
Финансовая деятельность | 1665 | 1,52 | - | - | - | - |
Операции с недвижимостью, сдача в аренду и услуги юридическим лицам | 6465 | 5,88 | 69260 | 15,61 | 77848 | 16,84 |
Государственное управление | 13 | 0,01 | - | - | - | - |
Образование | 88 | 0,08 | 444 | 0,10 | 216 | 0,05 |
Охрана здоровья и социальная помощь | 759 | 0,69 | 2545 | 0,57 | 1495 | 0,32 |
Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг, деятельность в сфере культуры и спорта | 1766 | 1,61 | 4591 | 1,03 | 4711 | 1,02 |
Следующим отличительным фактором украинской экономики является активное проникновение в 2005-2008 гг. в экономику страны иностранного капитала, которое проявляется как в увеличении количества иностранных банков на отечественном рынке (табл. 4), так и в росте кредитования в иностранной валюте (особенно физических лиц).
Таблица 4
Количество банков с иностранным капиталом в Украине за 2005-2009 гг. [5]
Показатель (на конец периода) | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Количество банков, которые имеют лицензию на осуществление банковских операций, всего шт.: | 165 | 170 | 175 | 184 | 182 |
из них банки с иностранным капиталом: | 23 | 35 | 47 | 53 | 51 |
в том числе банки со 100% иностранным капиталом: | 9 | 13 | 17 | 17 | 18 |
Если по состоянию на начало 2005 г. на иностранную валюту приходилось 42% общего объема выданных кредитов, то на начало 2007 г. объемы инвалютных кредитов сравнялись с гривневыми; на конец 2008 г. кредиты в иностранной валюте превысили гривневые и на начало 2009 г. составляли 57,7% общей задолженности клиентов банкам. Причем в 2008 г. доля кредитов, выданных в иностранной валюте физическим лицам составила 65,8%, юридическим лицам – 51,1%. Это подтверждает увеличение направления банковского кредитования не на цели развития национального производства, а на цели потребления (в большинстве случаев импортных товаров).
В целом, активизация процесса долларизации совпала с процессом нарастания присутствия иностранных банков на отечественном рынке и стала результатом проведения НБУ политики фиксированного валютного курса, что сделало его нестабильным и привело к падению национальной валюты.
Неоправданная долларизация экономики имела негативные социальные последствия, в частности, своими действиями НБУ существенно увеличил долги домашних хозяйств. Учитывая долю кредитов, выданных в иностранной валюте домашним хозяйствам в 2008 г. (65,8%) и сильнейшую девальвацию гривны (на конец 2008 г. она обесценилась на 81%), очевидно, что именно граждане стали основной жертвой обвала гривны и непродуманной политики НБУ относительно кредитования в инвалюте. Из-за действий НБУ граждане-должники потеряли как минимум 30 млрд. грн.
Одной из важнейших составляющих кризиса в Украине стал кризис платежного баланса – дефицит счета текущих операций, покрывающихся в основном за счет краткосрочных внешних займов. В 2009 г. суммарный краткосрочный долг банковского сектора достиг 45 млрд. долл., превысив на 30% международные резервы НБУ, что является угрозой серьезного кризиса не только в банковском секторе, но и во всей экономике. Объясняется кризис платежного баланса банковского сектора экономики Украины тем, что в условиях глобального финансового кризиса западные банки в первую очередь приостановили кредитование банков стран с высокими кредитными рисками (в том числе и украинских банков, которые имеют кредитный рейтинг В – нестабильный). До этого момента украинские банки успели получить миллиарды дешевых краткосрочных кредитов (под 5-6 % на 1-3 года) и выдать их украинцам в виде ипотечных (15-25 лет) и автомобильных (до 7 лет) долгосрочных кредитов. Вследствие этого внешние долги банков за период с 2005 г. по 2009 г. выросли в 14,1 раза, что поставило страну под угрозу дефолта и вынудило правительство обратиться в МВФ.
Необходимо отметить, что использование средств МВФ на поддержание макроэкономической стабильности и политика поддержания ликвидности коммерческих банков со стороны НБУ превращает частный внешний долг в государственный. Государственный долг в будущем придется погашать всем налогоплательщикам страны, в то время как заемное внешнее финансирование осуществлялось в коммерческих целях частными банками. Тем самым потенциально снижается уровень жизни всего населения.