Особенности формирования спроса на частные и общественные блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение спроса на частные и общественные блага.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные характеристики общественных и частных благ, а так же особенности спроса на них;
Проанализировать проблему «безбилетника» и определить основные механизмы предоставление общественных благ;
Рассмотреть особенности общественного блага на примере образовательных услуг

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА 4
I.1. Основные характеристики общественных и частных благ 4
I.2. Проблема «безбилетника» и способы предоставления общественных благ 11
ГЛАВА II. ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 17
II.1. Специфика образования как общественного блага 17
II. 2. Специфика медицинских услуг как общественного блага 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

2013_ЭН-22_ Жирнова А.О.docx

— 121.38 Кб (Скачать)

Возможность становления блага «образовательные услуги высшего профессионального образования» как частного формируется и в связи с существующей неотделимостью системы образовательных услуг от рынка труда в качестве конечного потребителя. Тот продукт, что будет сформирован в результате прохождения через образовательные механизмы, в конечном итоге будет оценен на рынке труда потенциальным работодателем. В этой связи производность спроса на рабочую силу определяет невозможность полной оценки потенциала работника, а соответственно и оценки необходимого объема инвестирования в будущем для производства аналогичных рабочих качеств.

Высшее образование можно определить (хотя бы отчасти) как личное благо, поскольку большинство выпускников вузов пользуются преимуществами своей подготовки. Они получают согласно теории инвестиций в человеческий капитал на протяжении последующей жизни изначально более высокий доход, нежели те, кто возможности обучаться, предпочел начать трудовую деятельность и тем самым единственной, по сути дела, формой обучения для себя определил «обучение на рабочем месте».

Очевидно, что высшее образование имеет как социальные, так и индивидуальные аспекты, тесно связанные между собой. Ответственность общества является необходимым условием существования государственной системы высшего образования.

Общественная значимость образования как в большей степени общественного блага характеризуется функциями, которые возложены на данный продукт системы жизнеобеспечения общества. Государственные власти несут ответственность за высшее образование, включая структуру степеней, институциональные рамки, процедуры обеспечения качества и предоставление достоверной информации о системе в целом. Государственной политикой необходимо определять основные – рамочные условия функционирования и поддержания сектора образования как части рыночного комплекса, при этом нельзя пренебрегать образованием как продуктом, возникшим на стыке двух рынков: образовательных услуг и рынка труда. 7

Образовательный комплекс как «производитель» специалистов с определенной системой знаний и навыков для потенциальных потребителей на рынке труда поднимает проблемы такого рыночного функционирования, которое, как и в любой другой рыночной системе, определяется возможностью достижения равновесия, а значит, единства позиций предложения и спроса. Одним из наиболее рациональных способов достижения равновесия в кратчайшие сроки выступают интегративные формы образования, которые предполагают создание точек соответствия потребностей работодателей и возможностей работника еще на этапе формирования блага.

Предложение блага «образовательные услуги высшего профессионального образования» как частного обусловлено существующим платежеспособным спросом на него. В этой связи возникает проблема определения «образовательных услуг высшего профессионального образования» как блага, являющегося в конечном итоге элементом потребления, что обусловливает формирование цены, поскольку само благо «образовательные услуги высшего профессионального образования» есть система взаимосвязанных элементов, а именно диплома, знаний, престижа вуза и т.д., определяющих его конечную стоимость.

Итак, высшее образование обладает положительными внешними эффектами, так как потребители имеют больше шансов обеспечить себя работой, что снижает уровень преступности и повышает социальную стабильность. Кроме того, высшее образование связывают с его влиянием на темпы технологического развития общества и пр. По этой причине высшее образование часто относят к общественным благам. Однако, на наш взгляд, такой подход не совсем полон и верен, так как образование является исключаемым благом, т.е. его легко исключить из потребления кем бы то ни было, например, если индивид не заплатил за него, а также оно является объектом соперничества, что можно обосновать естественными ограничениями на поступление в вузы, связанными с имеющимися основными фондами, предоставляющими лишь определенное число мест, что не позволяет занять место новым потребителем, если оно уже кем-то занято. Данные аргументы позволяют нам утверждать, что высшее образование следует относить к частным благам. Государство же должно лишь заботиться о корректировке рынка высшего образования с целью достижения им эффективного равновесия с учетом положительных внешних эффектов.

 

II. 2. Специфика медицинских услуг как общественного блага

 

Существует множество видов медицинских услуг. Необходимо отметить, что частные и общественные блага в медицинских услугах крайне важна, поскольку позволяет нам выделить особенности функционирования здравоохранения в рыночной экономики. Здравоохранение можно разделить на два сектора – общественный, где медицинская услуга оказывается как общественное социально значимое благо и коммерческий сектор, в котором преобладают рыночные законы и медицинская услуга оказывается как частное благо.

Медицинская услуга – это частное благо, если потребляет его один потребитель, то  эта услуга не может быть потреблена другим. При этих условия медицинская услуга является исключительной и  соперничество в потреблении. Принципы исключительности и соперничества играют важную роль в создании медицинских услуг как частные блага. Создание таких медицинских услуг сосредоточилось на типичных потребителях - покупатели. Их выбор и предпочтение - главные сигналы рынка производителям в отношении поставки и производстве качественных медицинских услуг.

В рынке общественного здоровья к частным благам относятся лечебно-диагностические, санаторно-курортные   услуги, медицинская техника, фармацевтические средства и т.п. 8Потребление медицинской услугой одним потребителем не уменьшит возможности использовать эту услугу другим. Такие медицинские услуги принято называть общественные блага.

Если медицинское обслуживание потребляется как общественное благо, трудно определить, кто основной получатель, и кто получает внешний эффект. В отсутствие соперничества создает предварительные условия для появления ситуации, в который потребитель, который хочет использовать медицинское услуги, но не намерение заплатить за него, и может получить его бесплатно. Неисключительное общественное благо означает, что Вы не можете предотвратить потребление людьми, не преднамеренно делают наличные расходы.

Особенности медицинских услуг как общественное благо, мог бы привести к ситуации, в которой потребители могут избежать платить за ее создание и использование. Например, внедрение превентивных мер, нацеленных на предотвращение или ограничение распространения инфекционного заболевания, вовлекает формирование соответствующего рынка, но у его потенциальных клиентов нет реального стимула купить продукт на этом рынке.9 Это является результатом того, что любой пользователь этого рынка получит то же самое количество медицинской услуги. В этой ситуации потребители, чтобы избежать платить из собственного кармана, предпочитают не тратить деньги и ждать когда это купят другими. В результате рынка медицинских услуг может не возникнуть вообще, с тех пор, когда они свободны, почти невозможно определить их спрос и предложение. В результате больше не примените рыночные механизмы, чтобы отрегулировать распределение экономических ресурсов, которое приводит к ситуации неэффективности рынка.

Чтобы избежать отрицательных социально-экономических последствий нехватки этого вида рынка, следует найти способ принять объединенное решение о затратах, требуемых для создание общественные блага. В частности следует определить то, что предмет экономики обратится к следующим вопросам: сколько медицинских услуг вам требуется, требуемых обществу в установленный срок и что затраты связали с этой компанией, готово. В современной рыночной экономике такие вопросы лежит на государстве. Это посредством внедрения функций здравоохранения, обеспечивает так называемые общественные блага.

Государство обеспечивает финансирование медицинских услуг и борьбу с опасными инфекционными заболеваниями. Медицинские услуги не являются частными благами, которые предоставляются посредством рыночного механизма. Рынок не может выполнить такую функцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В первой главе курсовой работы, рассмотрели понятие и особенности спроса на общественные и частные блага.

Частные блага – это единица производства блага, которую мы можем продать потребителю за определенную плату. Общественное благо – это благо, которое предоставляет нам государство.  Совокупный спрос на общественные блага это суммирование предельной выгоды для  потребителей при каждом объеме выпуска, т.е. сложение по вертикали. Определение совокупного спроса на частные блага проводится путем сложения по горизонтальной оси.

Основными свойствами общественных благ являются неисключаемость в потреблении и неизбирательность в потреблении. Эффективное распределение общественных благ в экономике определяется равенством предельной общественной полезности и предельных общественных издержек.

Во второй главе были рассмотрены примеры таких общественных благ как образование и медицинские услуги.

Высшее образование признается правом человека, а это в свою очередь влечет за собой необходимость признания его общественным благом, которое должно быть доступно всем «обладающим достаточными способностями», что подтверждает необходимость соблюдения свойства неисключаемости при распределении данного блага, характерного именно для общественных благ.

Выяснили, что часть услуг в медицине обладают свойствами общественных благ. Здравоохранение можно разделить на два сектора – общественный, где медицинская услуга оказывается как общественное социально значимое благо и коммерческий сектор, в котором преобладают рыночные законы и медицинская услуга оказывается как частное благо.

Таким образом, были решены задачи курсовой работы:

    1. Рассмотрели  основные характеристики общественных и частных

благ, а так же особенности спроса на них;

    1. Проанализировали проблему «безбилетника» и определили основные механизмы предоставление общественных благ;
    2. Рассмотрели особенности общественного блага на примере образовательных услуг;
    3. Рассмотрели особенности общественного блага на примере медицинских услуг.

В результате решения данных задач была достигнута цель курсовой работы, которая заключалась в определении особенностей формирования спроса на частные и общественные блага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

КНИГИ

  1. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 345с.
  2. Бардовский, В.П., Рудакова, О.В., Самородова Е.М. Экономика: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 672 с.: ил. – (Высшее образование). 
  3. Вэриан, Хэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под редакцией Н.Л. Фроловой.  – М.:ЮНИТИ, 1997. – 767 с.
  4. Гневашева Е.А. Образование в условиях инновационной экономики. //Образование и образованный человек в XXI веке. – 2011. - №1. – 300с.
  5. Монахова, И.В. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие  - Саратов, Издательство Лотос. 2003. – 106с.
  6. Мэнкью, Грегори Н. Принципы экономикс. – СПб: Питер Ком, 1999.-784 с.
  7. Олсон, М. Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп: Пер. с англ. / М. Олсон. М.: Фонд Экономической Инициативы, 1995.- 165с. 
  8. Якобсон, Лев И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: «Аспект Пресс», 1996.-564с.

 

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ.

  1. Слюсарева, Е.В. Экономика общественного сектора: конс.лекции/ Е.В.Слюсарева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 52с.

 

ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Atkinson A.B., Stigliz J.E. Lectures on Public Economics, McGraw Hill, International Edition, 1980. -Русский перевод: Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора.: М., Аспект Пресс, 1995. –с.832.
  2. Harold Demsetz. The Private Production of Public Goods.// Journal of Law and Economics, Vol. 13, No 2 (Oct., 1970), pp. 293-306.
  3. Herbert, J. Kiesling. Public Goods and the Possibilities for Trade.// The Canadian Journal of Economics / Revue canadienne d’Economique, Vol. 7, No. 3 (Aug., 1974), pp. 402-417.
  4. Jacob Meerman. Are Public Goods Public Goods?.// Public Choice, Vol. 35, No. 1 (1980), pp. 45-47.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РУСУРСЫ

 

  1. Плесовский, П.А. Медицинская услуга как социальное и экономическое благо. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2007/2007-4/5/5.htm
  2. Понятие частного блага. Свойство частных благ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://konspekts.ru/ekonomika-2/microekonomika/ponyatie-chastnogo-blaga-svojstva-chastnyx-blag/

Информация о работе Особенности формирования спроса на частные и общественные блага