Особенности формирования спроса на частные и общественные блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение спроса на частные и общественные блага.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные характеристики общественных и частных благ, а так же особенности спроса на них;
Проанализировать проблему «безбилетника» и определить основные механизмы предоставление общественных благ;
Рассмотреть особенности общественного блага на примере образовательных услуг

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА 4
I.1. Основные характеристики общественных и частных благ 4
I.2. Проблема «безбилетника» и способы предоставления общественных благ 11
ГЛАВА II. ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 17
II.1. Специфика образования как общественного блага 17
II. 2. Специфика медицинских услуг как общественного блага 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

2013_ЭН-22_ Жирнова А.О.docx

— 121.38 Кб (Скачать)

 

           I.2. Проблема «безбилетника» и способы предоставления общественных благ

Достижение эффективного производства чистого общественного блага требует надежных данных о предельной выгоде всех потребителей блага. С тех пор есть тенденция потребителей уклониться от участия в финансировании общественных благ, или по крайней мере минимизировать затраты, с расчетом на то, что это сделают другие. Это явление известно как проблема "безбилетника".

Возможность бесплатно потреблять общественные блага вызывает неэффективность в производстве.

Главные проблемы "безбилетника" заключаются то, что они имеют тенденцию извлекать выгоду за счет  усилий других, "зайцы" это степень, получаемой предельную полезность потребления товаров, которые  приводят к уменьшению ценности общественного блага, и поэтому к более низкому, по сравнению с эффективным объемом его производства. 3Можно столкнуться с ситуацией, где никто не хочет заплатить, и обеспечить общественные блага. Таким образом, сущность проблемы состоит в том, что потребление общественного блага интерес для всех, но никто не хочет за него заплатить.

Поднимая  "проблему безбилетника" должен быть подчеркнуто, что, наряду с отрицательными внешними эффектами существуют уверенные, побуждающие люди к поведению "безбилетника". Положительные эффекты - являются выгодой, доставшийся тому, который был вовлечен в их создание. Однако, внешняя выгода и возможность свободного использования могут стать основанием серьезных социальных противоречий, для решение которых  требуется государственное регулирование.

В экономике общественные блага обеспечены государством. Возможности рынка в предоставлении общественных благ - являются способы, которые избегают принудительного участия потребителей в финансировании производства таких товаров.

Предоставление общественных благ государством не будет автоматически достигать эффективного производства общественных благ. Используя налоговый механизм, возникает много проблем, связанных с достижением эффективного объема их производства. Предоставление общественных благ всем потребителям в том же самом количестве вовлекает применение принципа равного участия в его финансировании. Введение единовременного платежа несомненно принесет правосудию. Однако, последствие его упадет ниже количества общественных благ эффективно из-за тенденции людей с низкими доходами, чтобы ограничить финансирование для их производства, чтобы уменьшить налог. Проигравшие в этом случае и граждане с высокими доходами, как общественные блага, чтобы потреблять меньше, чем Вы хотели бы. Использование различных налоговых ставок устранило бы неэффективность, вызванную сокращением производства общественных благ. Анализ  перспектив частичного замены государства  другими производителями общественных благ очень полезно, даже если это не основано на количественных оценках, а только приблизительно очерчивает степень, в которых удовлетворение потребностей в конкретном благе подразумевает  принуждение к коллективным действиям. Кроме того,

главным  результатом анализа должно, как правило, становиться не само по себе решение об участии  государства, а определение оптимальной меры и форм участия. Оценив, в какой мере данное благо или хотя бы некоторые существенные предпосылки его создания могут формироваться на основе предпринимательства, а также добровольной самоорганизации заинтересованных групп, можно добиться удовлетворения потребности при минимальных расходах бюджета.

Проследив связь между общественным сектором и общественными благами, следует  поднять проблему об  участия государства в производстве и поставке частных благ. Очевидно, оно может быть оправданным только в ситуациях недостатков рынка. Однако наличие недостатка рынка еще не говорит о том, что общественный сектор должен полностью взять на себя удовлетворение запросов потребителей. 

Считается, что финансирование производства частных благ за счет налоговых фондов  оправдано, если это так называемые блага, обладающие особыми достоинствами. Это такие блага, потребление которых общество в целом хотело бы сделать обязательным для своих участников. В качестве примеров можно указать услуги образования, культуры и здравоохранения, расходы на оказание которых в большинстве развитых стран покрываются за счет бюджета или обязательного страхования.

В некоторых случаях государство вмешивается  в производство и распределение  частных благ на основе политических или социальных целей. Например, чтобы  избежать безработицы, оно может субсидировать разоряющиеся предприятия или даже их национализировать, а, чтобы обеспечить на случай войны независимость страны от внешних поставок, может инвестировать государственные средства в различные отрасли промышленности или создавать в них предприятия общественного сектора. При обосновании подобных решений во внимание принимается не столько экономическая эффективность производства частных благ, сколько потребность в таких общественных благах, как поддержание социальной стабильности или укрепление обороноспособности. Именно поэтому участие государства может иногда находить оправдание. Однако, с точки зрения социальных целей в большинстве случаев эффективнее оказывать поддержку определенным  индивидам, чем предприятиям, и имеет смысл субсидировать и скорее потребление, чем производство.

Принципы, на которых построена рыночная система, несовместимы с прямым или косвенным  использованием принуждения в исключительных интересах отдельного лица. Действия, не предполагающие законного права принуждения, могут быть осуществлены без участия государства и финансирования его аппарата. Оптимальная ситуация, когда каждый, на кого принудительно возлагается обязанность: налог, повинность и т.п., получает соответствующую полезность как потребитель общественного блага, для создания которого эта обязанность введена. Таким образом, Возможность бесплатного потребления общественных благ вызывает неэффективность при их производстве. Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в обеспечении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства. Государство – это поставщик общественных благ в тех случаях, когда возникающие в потреблении общественных благ положительные внешние эффекты невозможно усвоить или это связано с большими издержками, финансируя их производство за счет взимаемых в принудительном порядке налогов.

Возможности рынка в предоставлении общественных благ - это принудительное  участие в способах их финансирования. Практически, это означает, что предоставление общественных благ частным сектором и финансирование их производства обеспечены, соединяя рыночный механизм. Существует несколько путей подключения.

  1. Исключение «безбилетников». Данный метод заключается в том, чтобы ограничить их в доступе к потреблению блага.

Исключенные общественные блага - это тип товаров, доступ к которым ограничен,  несмотря на коллективную характеристику их потребления. Введение лицензионных сборов для связи с кабельным телевидением и компьютерными сетями, продавая билеты на различные - самые поразительные примеры связи ценового механизма, чтобы решить проблему обеспечения общественных благ.

 При заключении частных контактов может возникнуть эффективный механизм исключения неплательщиков общественных благ совместного потребления.  Контракты на совместное владение предлагают участие в потребление блага на определенных условиях. Но есть блага, которые не в постоянном пользовании потребителя и потребительский круг очень ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» могут создаваться организации по совместному использованию этого блага.

  1. Взаимообусловленное финансирование. Это ещё один метод финансирования, связанный с предоставлением потребителю неисключаемого блага вместе с исключаемым. То есть продажа в одном пакете. Финансирование общественного телевидения может осуществляться путем определенной наценки на цену телевизионных приемников.
  2. Субсидирование. Добровольное пожертвование граждан и организации может осуществляться финансирование производства общественных благ, которые высоко оценивают потребители при положительном внешнем эффекте или они стремятся получить нематериальные выгоду. Пример, финансирование частными организациями программу о защите животных.

          Хоть у рынка ограниченные  возможности в предоставлении  общественных блага, использование  ценового механизма способствует  росту эффективности их производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

II.1. Специфика образования как общественного блага

Рынок образовательных услуг несет на себе как экономическую, так и социальную нагрузку. Большое значение при формировании рынка образовательных услуг приобретает понятие «общественное благо». Терминологически сложность в определении рынка образовательных услуг возникает в силу необходимости конкретизации блага «образовательные услуги высшего профессионального образования» как частного либо общественного.

В экономической теории общественным благом считается товар (или услуга), при предоставлении которого одному индивиду он (она) становится доступным и другим без дополнительных затрат.4 При этом основными характеристиками общественных благ выступают неконкурентность в потреблении (если один индивид потребляет данное благо, то это не снижает его доступности для других индивидов), неисключаемость из потребления (если благо произведено, то производитель не может препятствовать потреблению кем бы то ни было); неделимость (благо доступно в полном объеме). В ситуациях неконкурентности потребления процесс назначения цен на товар или услугу является неэффективным (по принципу Парето), потому что каждая дополнительно потребленная единица этого товара или услуги приносит выгоду потребителю без всяких затрат, в то время как установление цены сократит потребление, приведя таким образом к чистой потере полезности. Поэтому, даже в тех случаях, когда предложение общественного блага может быть осуществлено через рынок, это не приведет к достижению наилучшего или оптимального производственного уровня. Предложение общественного блага является результатом коллективного выбора. Обычно делается предположение, что государство поставляет общественное благо, которое оплачивается за счет перераспределения средств, полученных от налогообложения.

Функция спроса на общественное благо представляет собой функцию, которая показывает зависимость предельной выгоды (MB – marginal benefit), которою получает индивид, от объема потребленного блага. В данном случае предельная выгода представляет собой полезность индивида от потребления дополнительной единицы общественного блага, выраженная в денежных единицах. Предельная выгода отражает готовность индивида платить за дополнительную единицу. Линия спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон. Это говорит о том, что предельная полезность убывает при потреблении каждой дополнительной единицы блага. Согласно свойству неконкурентности индивиды потребляют весь объем общественного блага, а не какую-то его часть (как можно в случае частного блага), поэтому цена общего спроса при каждом объеме представляет собой сумму цен индивидуального спроса.

 Кривая рыночного спроса  на частное благо находится  путем горизонтального суммирования. Кривая совокупного спроса, напротив, находится с помощью вертикального  суммирования, который заключается  в суммировании цен каждого  потребителя при заданном объеме  блага.

Таким образом, равновесие на рынке производства общественных благ образуется путем равенства суммарной предельной выгоды (готовности платить) потребителей и цены (предельным затратам), по которой данное количество общественного блага готов предложить производитель, т.е. в общем смысле государство. Очевидно, что в точке равновесия объем произведенного общественного блага является оптимальным, так как соответствует потребностям общества. Условие равновесия определяется следующим соотношением:

 

 

, 5 (1)

где - цена блага, - количество общественного блага, - предельные общественные затраты.

Практикой подтверждается невозможность предоставления общественного блага в чистом виде, поэтому те блага, что в обычной жизни условно считаются общественными, несут на себе определяющие черты таковых, но не отвечают им полностью. Общественное благо по определению не может приносить прибыль, поскольку доступ к нему не может быть ограничен (так называемая проблема безбилетников). Затраты на исключение могут быть слишком высоки, чтобы предлагать такие блага за деньги. Поэтому, поскольку в отсутствие потребительского спроса рынок не может нормально функционировать, общественные блага обычно предоставляются государством. В этой связи, возможно, рассматривать «образование» или, точнее, комплекс предоставляемых населению образовательных услуг, в том числе высшего профессионального образования, где производителем выступает государство как общественное благо.

Принято считать, что высшее образование имеет три социально обозначенные функции: подготовка высококвалифицированного персонала (функция преподавания); производство новых знаний (исследовательская функция); оказание услуг обществу.6

Высшее образование признается правом человека, а это в свою очередь влечет за собой необходимость признания его общественным благом, которое должно быть доступно всем «обладающим достаточными способностями», что подтверждает необходимость соблюдения свойства неисключаемости при распределении данного блага, характерного именно для общественных благ. Положение о необходимости постепенного перехода к бесплатному высшему образованию также свидетельствует о том, что высшее образование понимается как общественное благо. Предоставление его при условии «достаточных способностей» - единственный механизм исключительности.

Экономическая теория определяет рынок высшего образования как интеллектуально обусловленную систему, где спрос на продукт удовлетворяется высшими учебными заведениями. Появление платных форм обучения предполагает формирование рыночных отношений и определение цены подобного рода услуг, роста значимости определения образовательных услуг, в том числе, как и частного блага. Рынок высшего образования возникает вместе с реформированием иных сфер хозяйственной жизнедеятельности общества с тем, чтобы создать из образования как общественного блага коммерческий продукт или частное благо, отвечающее всем его характеристикам. Но социально значимая роль рассматриваемого продукта не может определить образование как чистый продукт рынка. Таким образом, рынок образовательных услуг высшего профессионального образования носит двойственный характер: 1) как общественное благо, где благо финансируется государством и представляется условно бесплатно для потребителя; 2) как частное благо, где его цена определяется частным механизмом, и в частности потребительским спросом, и оплачивается непосредственно потребителем.

Информация о работе Особенности формирования спроса на частные и общественные блага