Основы экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Впервые теории предельной полезности* благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас). Термин предельная полезность (Grenznutz) был впервые употреблен австрийцем Визером. Затем он был принят проф. Уикстидом. Он соответствует термину "конечная полезность", использованному Джевонсом.

Оглавление

Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Кривая безразличия………………3
Типы рыночных структур. Монополистическая конкуренция………………………………………………………….9
Задание………………………………………………………………..13
Задача…………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………….17
Рецензия для преподавателя………………………………………18

Файлы: 1 файл

9999999999999.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

некоторые из возможных кривых безразличия  для данных товаров А и В.

    Ранее условились, что потребитель  имеет фиксированный  денежный  доход. Пусть он тратит 6 руб. в день, причем товар А стоит 1,5 руб., а товар В – 1

руб. Ясно, что потребитель может израсходовать  свои  деньги  на  любую  из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 руб.  На  рис.  5,б  прямая линия KL – это линия возможностей потребления для данного потребителя.

    Наложим теперь линию  KL  на  график  кривых  безразличия.

Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться  только  по  прямой

KL.  Куда  он  будет  перемещаться?  Очевидно,  к  точке,  где  он  получит наибольшую полезность, т.е. к наивысшей  возможной  кривой  безразличия.  В точке М линия возможностей потребления KL касается кривой  безразличия  U2. Это и  есть  наивысшая  кривая,  которой  он  может  достичь.  В  положении

равновесия  цена товара пропорциональна его  предельной полезности.

    Анализ  кривой  предельной  полезности  позволяет  осмыслить  и   такую важнейшую категорию, как избыток потребителя (потребительская рента).  Смысл этой  категории  заключается  в  следующем:  потребитель  платит  за  каждую единицу товара одинаковую  цену,  равную  предельной  полезности  последней, наименее ценной для него единицы.  А  это  значит,  что  на  каждой  единице товара,  предшествующей  этой  последней,  потребитель  получает   некоторую выгоду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Типы  рыночных структур. Монополистическая конкуренция.

          Для лучшего понимания механизма  рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, выступают: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.

     В реальной действительности не существует только абсолютная монополия. Наблюдается  смещение различных элементов рассмотренных в таблице 1.1. рыночных структур. 

 
Модели  рынка конкуренции Количество  фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над  ценой.
Совершенная конкуренция множество мелких фирм стандартизированная, однородная свободный вход и выход практически отсутствует
Чистая  монополия Одна фирма (отрасль  представлена одной фирмой) Однородная  продукция, не имеющая субститутов Высокие Полный
Дуополия Две фирмы Однородная Высокие Частичный
Олигополия Малое количество фирм Однородная  или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный
Монополистическая конкуренция с дифференциацией  продукта Множество фирм Разнородная продукция Низкие Слабый
 

     Таким образом:

Чистая  монополия – рыночная ситуация (модель рынка), когда на товарном рынке имеется один продавец незаменимого товара.

Дуополия  – тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.

Олигополия  – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Монополистическая конкуренция с  дифференциацией продукта – модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.

 

     Если  представить различные рыночные структуры в виде точек на оси  координат, то крайние позиции будут  занимать совершенная конкуренция  и чистая монополия (рассмотренные  выше), модели, которых лучше всего  разработаны в экономической  теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия (рисунок 2.6)

 

Рисунок 2.6 Положение монополистической конкуренции

 

     Экономисты  стали рассматривать несовершенные  формы конкурентного рынка сравнительно недавно, лишь с 30-х г. ХХ в. 2

     Монополистическая конкуренция с дифференциацией  продукта – это тип рынка несовершенной  конкуренции. В отличие от олигополии этот тип рынка характеризуется множественностью конкурентов. Но все же их несколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположена между совершенной конкуренцией и олигополией.

 

     В чем же сущность монополистической  конкуренции? Очевидно, что наличие  большого числа конкурентов в  отрасли не дает возможности использования  эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это  ослабляет барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой. Но пусть и слабая, но власть существует.

      В данной модели монополизм весьма ограничен  большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Дифференцированные продукты – это неоднородные продукты, т.е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), по консистенции, качеству и т.д. Ярким примером дифференциации продукта в монополистической конкуренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал», и т.д. Принцип технологии и производства один и тот же. Но существуют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные особенности продукта. К тому же один и тот же товар может дифференцироваться по качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается. Некоторым потребителям, например, в уютном кафе – баре, оформленном под кают – компанию, те же самые напитки кажутся вкуснее, чем просто купленные в магазине. И потребитель согласиться заплатить дороже за сочетание приятного с полезным. Таким образом, посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается все потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитают продукцию только данного производителя.

      Таким образом,  основными чертами рынка монополистической конкуренции являются:

  • Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.
  • На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
  • Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.
  • На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Укажите, какое из нескольких положений является правильным.

Фундаментальными  вопросами экономики является следующие:

А) кто производит, что  производить, как  производить.

Б) кто производит, для  кого производить, как  производить.

В) что производить, как производить, для кого производить.

Г) что производить, для чего производить, как производить.

 

Экономическая наука призвана отвечать на фундаментальные  вопросы: «что производить», «как производить», «для кого производить».

    1.      Что производить? Какой набор товаров и услуг и в каком  объеме наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

    2.      Как производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?

    3.      Для кого производить? Каким образом должна распределяться продукция экономики между индивидуальными потребителями?

Не менее  важным является вопрос: способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащей коррекции в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства?

1. Что производить? В рыночной экономике производиться будут лишь те товары, производство которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускаться не будут. А что предопределяет получение прибыли или ее отсутствие?

Ответ:

    ¨      Общий доход, который фирма получает от продажи своего продукта;

    ¨      Общие издержки его производства.

Общий доход – это произведение рыночной цены продукта на количество проданного продукта. Общие издержки – это произведение цены каждого ресурса на использованное его количество в производстве, а затем суммирование затрат на каждый ресурс.

Общие издержки включают платежи, которые необходимо произвести и сохранить в своем распоряжении нужные количества ресурсов. В издержки производства должны входить не только заработная плата, процент на капитал и рентные платежи на землю, но также платежи предпринимателю за выполняемые им функции. Плата за выполнение функций предпринимателем называется нормальной прибылью. Следовательно, продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. Сумма превышения общего дохода над общими издержками производства называется чистой, или экономической, прибылью.

Экономическая прибыль служит свидетельством того, что отрасль процветает. У такой отрасли возникает тенденция к превращению в расширяющуюся отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой прибылью, станут перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. В этой ситуации отрасль достигает своего «равновесного объема производства» по крайней мере, до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе не нарушат это равновесие.

Информация о работе Основы экономики