Основы государственного регулирования доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:35, реферат

Краткое описание

Доходы населения являются ключевым фактором, определяющим уровень жизни. Денежные доходы населения включают: зарплату наемных работников; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы от продажи иностранной валюты и др. Другие доходы включают объем скрытой зарплаты, которая отражает, как правило, зарплату, укрываемую предприятиями и организациями от налогообложения и выплачиваемую в различных формах: из денежной выручки без оформления платежной ведомости; в виде покупки своим работникам недвижимости и предметов длительного пользования; денежной помощи; кредитов; выплат зарплаты через систему страхования и открытие депозитных счетов в банках и т.п. Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Принципы и цели государственного регулирования доходов населения……………………………………………………………………………………...4
1.1.Государственное регулирование доходов населения…………………………………4
1.2.Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения……………………………………………………………………………...5 ГЛАВА 2. Методы государственного регулирования доходов населения………………8
ГЛАВА 3. Индексация доходов населения………………………………………………..10
ГЛАВА 4. Роль налогов в государственном регулировании доходов населения…………………………………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………………......15

Файлы: 1 файл

гос регулирование доходов населения.docx

— 40.92 Кб (Скачать)

Применяя таможенное налогообложение, государство либо получает от торговых партнеров встречные уступки, либо ужесточает условия национального экспорта. Таможенные пошлины являются видом косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за ними и отечественных товаров. Понижение или отмена пошлин влечет за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли. Наиболее эффективная гибкая таможенная политика позволяет обеспечить защиту внутреннего рынка и одновременно избежать тяжелых последствий протекционизма.

Регулируя оплату труда в  бюджетной сфере, государство исходит  из своих экономических возможностей. Усилиями этой сферы формируется  человеческий потенциал любого общества. Велика роль бюджетной сферы и  в укреплении здоровья, проведении досуга. Повышая расходы на содержание этой сферы, государство осуществляет социальную ориентацию экономики на развитие личности. Существует и обратная связь: более сложный, творческий труд создает в единицу времена  большую массу продукции, что  ведет к экономическому росту.

Важное место в регулировании  доходов занимают вопросы разработки его законодательной и нормативной  базы, которая является исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы  используются для расчетов нормативных  потребительских бюджетов, нормы  рабочего времени для определения  режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, создания безопасных условий труда; ставки налогов —  для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая  социальные налоги и др.)

Во многих странах находят  широкое распространение и считаются  самыми экономическими и «бескровными»  согласительные методы. Социальное партнерство - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда  и социальных трансфертов.

В соглашениях разного  уровня (в генеральном — на федеральном  уровне, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях — на отраслевом и территориальном уровнях, в  коллективных договорах — на предприятиях) отражаются вопросы размера минимальной  оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат, порядок индексации доходов, продолжительность рабочего времени, возмещение вреда, гарантии трудовых прав, условия охраны труда, обеспечения  жильем и др.

Каждый метод имеет  в своем распоряжении прямые и  косвенные меры воздействия. К числу мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы на своей территории, регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, установление системы районных коэффициентов, государственное инвестирование, субсидирование программ по повышению эффективности производства, освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников, выделение определенного числа работников для выполнения общественно необходимых работ и т. д.

К числу косвенных способов воздействия относятся: льготное налогообложение  малоимущих слоев населения, избирательность  процедуры распределения бесплатных благ.

Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической  политики:

- политика, направленная  на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии,  сдерживание денежной эмиссии;

- политика регулирования  цен и доходов, имеющая целью  увязать рост заработков с  ростом цен и индексацией доходов,  определяемая уровнем прожиточного  минимума и согласуемая с динамикой  индекса цен.

 

ГЛАВА 3. Индексация доходов населения

Особое значение имеет  проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется  индексация доходов в зависимости  от роста цен.

Индексация доходов. Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т. е. увеличение номинальных  доходов в зависимости от роста  цен.

Цель компенсации (индексации) в широком смысле можно сформулировать как политику государства в области  регулирования доходов населения. В более узком смысле — это  компенсация потерь населения, связанных  с ростом потребительских цен..

Индексироваться могут все  программы социального развития и социального обеспечения: фиксированные  доходы населения (пенсии, стипендии, пособия, дотации и т. д.); оплата труда; сбережения населения.

Индексация может быть ретроспективной и ожидаемой. В  первом случае компенсация осуществляется в соответствии с ростом цен, имевшим  место за определенный период, во втором — покрывает ожидаемый рост цен. С точки зрения социальной защиты населения от падения реальных доходов  в связи с ростом цен второй подход более предпочтителен, он требует  периодического исчисления ожидаемого изменения индекса потребительских  цен.

Механизм осуществления  индексации тоже может быть разным: индексация всех видов доходов; индексация доходов населения, живущего ниже прожиточного минимума; индексация, ограниченная профессиональным, территориальным или официальным общегосударственным минимумом заработной платы. Размер компенсации может зависеть от коэффициента семейной нагрузки (числа детей и других иждивенцев, приходящихся на одного работающего).

Очевидно, что при любом  методе наиболее защищенными должны быть граждане, имеющие низкие доходы (оплату труда, пенсии), лица с относительно высокими доходами от роста потребительских  цен могут быть защищены лишь частично4.  Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых, она может отрицательно сказаться на стремлении работников к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер.

 

ГЛАВА 4. Роль налогов  в государственном регулировании  доходов населения

Воздействие налогообложения  на политику доходов. От того, как государство  использует финансово-кредитный и  налоговый механизмы, во многом зависит  распределение вновь созданной  стоимости по факторам производства, основным из которых является труд. Снижение реальной заработной платы  в условиях резкого падения валового внутреннего продукта и незначительного  уменьшения численности занятых в экономике закономерно.

Существенная роль в регулировании  доходов предпринимателей и работников наемного труда принадлежит государственной  системе налогообложения. Как показывает анализ положения дел, социальный потенциал  налоговой системы в современной  России практически не используется. Имеется в виду ее способность  перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения. К тому же значительная часть населения и вовсе уходит от уплаты налогов.

В существующей системе налогообложения  не учитываются факты сегодняшней  реальности. А ситуация такова, что  тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее доходного  населения на более доходное, т. е. ориентироваться на прогрессивную школу налогообложения доходов. Однако важно соблюдать при этом определенные ограничения, ибо, как показывает мировой опыт, если изымается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу.

Снизив налогообложение  фонда оплаты труда и переложив  его часть на получателей доходов, можно получить дополнительную сумму  поступлений в бюджет за счет того, что из тени выйдут те работодатели, которые в настоящее время  передают своим работникам «в конвертах» гораздо большую заработную плату, чем указано в платежных ведомостях, предоставляемых налоговым органам. А пока налоговая политика стимулирует и закрепляет такие структуры занятости и схемы оплаты труда, при которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах, определяющих лицо и перспективы развития страны, — в промышленности, науке, культуре5.

Социальный потенциал  налоговой системы, ее способность  перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения практически не используется.

Существующая система  налогообложения имущественного расслоения, сильной степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения  необходимо перенести с менее  обеспеченного населения на более  обеспеченное, используя прогрессивную шкалу обложения налогами доходов. Однако важно соблюдать в этом определенную меру: как показывает мировой опыт, если изымается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив  часть налогов на получателей  доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей  заработной платы, чем указано в  платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды  и т.п.

Налоговая политика стимулирует  и закрепляет такие структуры  занятости и оплаты труда, при  которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах экономики, определяющих перспективы ее развития, — в промышленности, науке, культуре.

В переходной экономике государственное  регулирование доходов, в том  числе и через налоговую систему, должно рассматриваться как необходимое  условие прекращения спада производства и перехода к экономическому росту. Это вызвано следующими факторами:

• высокодоходные группы населения  не склонны к сбережениям и  инвестированию средств в отечественную  экономику, а ориентируются на вывоз  капитала за рубеж и потребление импортных товаров;

• при сокращении производства и снижении доходов у большинства  населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно сокращается потребление таких  услуг, как образование, здравоохранение, непосредственно влияющих на воспроизводство  трудовых ресурсов;

• повышение уровня доходов  низкооплачиваемых (низкодоходных) групп населения, ориентированных на потребление отечественных товаров и услуг, способствует развитию отечественного производства, инвестиционной активности и росту занятости;

• более взвешенный подход к распределению доходов —  психологически важный положительный  фактор. Если имущественное неравенство  и дифференциация в уровнях доходов  различных групп населения будет  увеличиваться, усиливается противодействие  реформам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных слоев.

Следовательно, государственное  регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление их чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Заключение

Государство осуществляет регулирование  национального рынка посредством  установления цен, предоставления льгот, субсидий, компенсаций. Это позволяет  достичь определённого равновесия как на макро так и на микроуровне.

Через систему налогообложения, дотаций и пошлин государство  воздействует на процесс рыночного  ценообразования и значение равновесной  цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество выпуска, а установление дотации  на единицу проданной продукции  снижает равновесную цену и повышает равновесный объем продаж. Однако и в том, и другом случаях возникают  чистые потери общества, так как  при введении налога сокращение суммарного излишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, а при установлении дотаций сумма  последних становится больше приращения суммарных излишков участников рыночных сделок.

К снижению экономической  эффективности использования производственных ресурсов ведет и директивное  установление цен. Если верхний предел цены ниже ее равновесного значения, то возникают потери, связанные с  образованием «черного» рынка и  снижением качества продукции, а  с введением нижнего предела  цены выше ее равновесного значения государство вынуждено покрывать расходы на производство продукции сверх равновесного объема.

В России в переходный период роль государства в регулировании  цен снизилась. Она проявляется  скорее в косвенном воздействии, чем в прямом вмешательстве в  ценообразование.

Осуществляя регулирование  заработной платы государство осуществляет меры, направленные на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд. Государственное регулирование заработной платы производится посредством рационального разделения функций между государственными органами и предприятиями (объединениями) и включает:

- планирование заработной  платы путем распределения между  отраслями народного хозяйства  денежных средств, выделенных  на оплату труда и материальное  стимулирование работников, управление  этими средствами;

- установление тарифных  ставок и должностных окладов,  порядка образования поощрительных  фондов, основных принципов премирования, нормативов затрат труда, применение  которых в совокупности обеспечивает  единство в оплате всех видов  труда;

- устранение уравнительности  и необоснованных выплат;

- определение прав и  обязанностей различных органов  по установлению конкретизации  и применению условий оплаты  труда (выработка положений о  порядке начисления и сроках  выплаты заработной платы, гарантийных  выплат и др.);

- государственный контроль за соблюдением законодательства по вопросам оплаты труда.

В условиях рыночной экономики  государственное регулирование  заработной платы должно базироваться на принципах социально ориентированной  рыночной экономики, строиться с  учетом особенностей переходного периода, а также необходимости принять  эффективные меры по оздоровлению экономики  и устранению накопившихся за последние  годы проблем в области оплаты труда. Политика государства должна быть направлена на повышение покупательной  способности и обеспечение своевременной  выплаты заработной платы, увеличение ее доли в валовом внутреннем продукте и доходах населения, устранение перекосов в ее уровнях по предприятиям и категориям персонала.

Информация о работе Основы государственного регулирования доходов населения