Основы государственного регулирования доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:35, реферат

Краткое описание

Доходы населения являются ключевым фактором, определяющим уровень жизни. Денежные доходы населения включают: зарплату наемных работников; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы от продажи иностранной валюты и др. Другие доходы включают объем скрытой зарплаты, которая отражает, как правило, зарплату, укрываемую предприятиями и организациями от налогообложения и выплачиваемую в различных формах: из денежной выручки без оформления платежной ведомости; в виде покупки своим работникам недвижимости и предметов длительного пользования; денежной помощи; кредитов; выплат зарплаты через систему страхования и открытие депозитных счетов в банках и т.п. Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Принципы и цели государственного регулирования доходов населения……………………………………………………………………………………...4
1.1.Государственное регулирование доходов населения…………………………………4
1.2.Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения……………………………………………………………………………...5 ГЛАВА 2. Методы государственного регулирования доходов населения………………8
ГЛАВА 3. Индексация доходов населения………………………………………………..10
ГЛАВА 4. Роль налогов в государственном регулировании доходов населения…………………………………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………………......15

Файлы: 1 файл

гос регулирование доходов населения.docx

— 40.92 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ              КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет международных  отношений

 

Кафедра мировой экономики

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: Основы государственного регулирования доходов населения

 

                     

 

                  Дисциплина:

                                                             Международная теория доходов

                                            Проверила: к.э.н. МУН В.Г.

                                                Выполнила: АЙБЕКОВА Ж.А.

                                                                       ст-ка гр. МЭ-2-09

 

 

 

 

 

БИШКЕК-2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Принципы и цели государственного регулирования доходов населения……………………………………………………………………………………...4

1.1.Государственное регулирование доходов населения…………………………………4

1.2.Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения……………………………………………………………………………...5  ГЛАВА 2. Методы государственного регулирования доходов населения………………8

ГЛАВА 3. Индексация доходов  населения………………………………………………..10

ГЛАВА 4. Роль налогов в  государственном регулировании  доходов населения…………………………………………………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………………......15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Доходы населения являются ключевым фактором, определяющим уровень  жизни. Денежные доходы населения включают: зарплату наемных работников; доходы лиц, занятых предпринимательской  деятельностью; пенсии, пособия, стипендии  и другие социальные трансферты; доходы от собственности в виде процентов  по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы от продажи иностранной валюты и др.   Другие доходы включают объем скрытой зарплаты, которая отражает, как правило, зарплату, укрываемую предприятиями и организациями от налогообложения и выплачиваемую в различных формах: из денежной выручки без оформления платежной ведомости; в виде покупки своим работникам недвижимости и предметов длительного пользования; денежной помощи; кредитов; выплат зарплаты через систему страхования и открытие депозитных счетов в банках и т.п.      Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.    В настоящее время зарплата потеряла свою стимулирующую роль в повышении производительности труда и росте производства. Низкая цена труда не способствует экономическому росту и имеет ряд других негативных последствий для экономики и самих работающих. Это – снижение реальных доходов населения, снижение потребительского спроса населения, сдерживание структурной перестройки отраслей из-за использования ограниченного набора жизненных благ и услуг, снижение мотивационных и стимулирующих возможностей зарплаты и др.    Доходы большинства работающих мало зависят от того, как они работают, важнее – где. Из анализа тенденций и проблем зарплаты следует вывод, что зарплата как экономическая категория перестала выполнять свои основные функции – воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Она превратилась фактически в вариант социального пособия, не связанный с результатом трудовой деятельности.  Наиболее негативные социально-экономические последствия перехода к рыночной экономике в сфере заработной платы состоят в следующем:                  •   произошло обесценение рабочей силы;         • необоснованно возросла дифференциация заработной платы между отраслями промышлен­ности и народного хозяйства, предприятиями и категориями работников;   •   утратилась связь между результатами труда и его оплатой;       • неплатежи зарплаты превратились в острую общенациональную экономическую и политическую проблемы.          Все это обусловливает необходимость проведения реформы заработной платы и усиления государственного регулирования в этой сфере с учетом рыночных условий хозяйствования.

 

ГЛАВА 1. Принципы и цели государственного регулирования  доходов населения

    1. Государственное регулирование доходов населения

Государственное регулирование  доходов и заработной платы заключается  в их перераспределении через  бюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит  из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к  увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления  товаров и услуг.   Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать методы регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения.  Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.   Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весьма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта.* Следует отметить, что в перераспределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно большое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде западноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские страны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.

1.2. Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения

В мировой экономической  теории разработаны различные подходы  к формированию механизмов государственного регулирования в условиях рыночной экономики. Эти подходы экономисты обычно объединяют в два основных направления. Первое является классическим и основано на признании способности  рыночной системы к автоматическому  саморегулированию. Второе опирается  на теорию Кейнса, в соответствии с которой государство должно воздействовать на уровень заработной платы в стране. Кейнс исходил из того, что заработная плата, установленная в договоре на определенный период, равно как и цены на товары, движется к равновесному положению под воздействием изменяющегося спроса и предложения на рынке труда в замедленном темпе1.            Отсутствие гибкости заработной платы Кейнс объяснил наличием фиксированных в коллективном договоре на определенный срок ставок заработной платы, покупательная способность которых снижается в связи с ростом потребительских цен. В результате движение заработной платы становится неадекватным изменениям рыночной конъюнктуры, что может привести к кризисным явлениям в экономике.

Исторический опыт развитых стран подтверждает целесообразность, а на определенных этапах и необходимость, государственной корректировки  механизмов регулирования экономики, в том числе влияющих на формирование заработной платы. При этом необходимо учитывать, что страны с рыночной экономикой проводят различную государственную  политику в области оплаты труда  в зависимости от уровня экономического развития, политической ситуации, особенностей исторического этапа.

Регулирование доходов и  оплаты труда на уровне макроэкономики имеет место во многих странах  с развитой рыночной экономикой и  является составной частью социально-экономической  политики. Поэтому пока в более  широких масштабах необходимо и  целесообразно государственное  регулирование доходов и оплаты труда в противоречивых условиях переходной экономики. Государство  не может отказаться от регулирования  доходов и оплаты труда, если не налажены рыночные механизмы саморегулирования, если на большинстве предприятий  отсутствует реальный собственник, заинтересованный в реструктуризации и развитии производства. Кроме того, переход от централизованной системы  решения проблем социальной сферы  к рыночной не может произойти автоматически и стихийно, так как преобразования затрагивают глубинные, сущностные элементы системы2.

Можно выделить следующие  наиболее существенные цели государственной  концепции доходов.

Приоритетным направлением в политике доходов должно стать  повышение реальной заработной платы, для чего необходимо проводить ее индексацию, сократить задолженность  и сделать платежи по ней первоочередными, принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы.

Необходимо ускорить процесс сближения минимальной заработной платы со средним прожиточным минимумом. Для этого следует освободить минимальную заработную плату от функций регулирования социальных трансфертов, так как это сдерживает ее повышение, ибо связано со значительными бюджетными расходами.

Для обеспечения реального  увеличения доходов необходимо увеличить  разграничения между налогообложением заработной платы и предпринимательских  доходов, установив более льготный порядок для наемных работников и к ним приравненных (льготность заключается в более низком стартовом  обложении и менее прогрессивных  ставках).

Следует укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы, отчисления от которого формируют пенсионный фонд.

Законодательно, организационно и экономически сформировать механизм регулирования доходов населения  с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности.

Учитывая возросшие масштабы бедности, можно определить следующие  меры по ее сдерживанию:

- приблизить ставки единой  тарифной системы бюджетников  к прожиточному минимуму, установив  нормальное соотношение в оплате  бюджетного и коммерческого секторов;

- разработать в регионах  мероприятия, обеспечивающие постепенное  сближение минимальной оплаты  с региональным прожиточным минимумом;

- разработать и сделать  обязательным для всех работодателей  Генеральное соглашение, обеспечивающее  индексацию минимальной заработной  платы в связи с ростом цен,  для чего освободить от налогов  доходы предприятий, направляемые  на эти цели;

- ввести индексацию пособий  по безработице, размер которых  ниже прожиточного минимума, и  установить дополнительные льготы  для безработных родителей в  наиболее социально незащищенных  семьях;

- использовать дифференцированный  подход на основе реальных  доходов семьи при выплате  пособий на детей.

В целях недопущения перерастания существующей дифференциации доходов  в социальную пропасть, необходимо ориентировать политику государства  на экономическую поддержку среднего слоя населения, который составляет основу рыночной экономики.

Вопрос о границах государственного воздействия на доходы в переходной экономике — один из самых сложных  как с точки зрения объективной  количественной оценки доходов, так  и поисков эффективных источников их регулирования.

Государственное регулирующее воздействие на доходы населения  состоит в осуществлении мер, направленных на предотвращение негативных социальных последствий, связанных  со становлением рыночного механизма. Формы государственного регулирования  складываются из материальных, институциональных  и концептуальных составляющих.

Материальное основание  государственного регулирования доходов  зависит от объемов национального  производства и размеров той доли, которая перераспределяется централизованно  через государственный бюджет. Институциональная  основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью  соответствующих учреждений. Концептуальная опирается на использование той или иной теории в правительственной социальной политике.

Государственный механизм регулирования  достаточно сложен и включает в себя первичное распределение (оплату труда, другие первичные доходы населения  и предприятий); перераспределение  через государственный бюджет, налоговую  и трансфертную системы; конечное распределение, осуществляемое через операции и  услуги населению.

В ходе первичного государственного распределения доходов устанавливается  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы в государственном  секторе. Экономическое значение регулирования  заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние  на совокупный спрос и издержки производства. Первичное регулирование доходов  используется государством как для  повышения конкурентной способности  национальной продукции, поощрения  инвестирования, так и для сдерживания  роста заработной платы и инфляции. Методы регулирования заработной платы могут быть различными, среди них: добровольное согласие работодателей и работников при участии государственных органов, государственный контроль за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями и др.

Перераспределение доходов  осуществляется через государственный  бюджет, состоит из дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей доходов и социальных выплат населению.

Организуя бюджетное перераспределение  доходов, государство решает несколько  проблем: повышение доходов малоимущих слоев населения, создание условий  нормального воспроизводства рабочей  силы, ослабление социальной напряженности3.

 

ГЛАВА 2. Методы государственного регулирования доходов населения

Можно выделить следующие  методы государственного регулирования доходов населения: экономические, законодательные, согласительные, административные.

К экономическим методам  относятся: определение минимальных  размеров оплаты труда, налоговая политика, регулирование оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и государственных служащих, занятости и др.

Рост минимальной заработной платы зависит от экономических  возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Если не учитывать этот фактор, то могут возникнуть задержки выплат заработной платы работникам, дефицит бюджета и т. д. Вместе с тем минимум оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, которые необходимы для нормального физического воспроизводства рабочей силы, т. е. прожиточного минимума, что, в свою очередь, зависит от денежной политики государства. Минимум заработной платы задействован в системе социальных пособий, штрафов пошлин и т. д. и является исходным моментом при организации оплаты труда. По этой причине обоснование минимума заработной платы имеет огромное социально-экономическое значение.

Налоговые поступления в  бюджет обеспечивает налоговая политика, без этого невозможно организовать перераспределение доходов, наладить эффективное стимулирование экономического роста. Например, предоставление налоговых  льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место  на рынке.

Информация о работе Основы государственного регулирования доходов населения