Теневая экономика
– это экономические взаимоотношения
граждан общества, развивающиеся
стихийно, в обход существующих государственных
законов и общественных правил. Доходы
этого предпринимательства скрываются
и не является налогооблагаемой экономической
деятельностью. По сути, любое предпринимательство,
результатом которого является сокрытие
доходов, или уклонение от уплаты
налогов, может считаться теневой
экономической деятельностью.
«Теневую» экономику
также можно охарактеризовать как
совокупность разнотипных экономических
отношений и неучтенных, нерегламентированных
и противоправных видов экономической
деятельности. Но, прежде всего, «теневая»
экономика – это неконтролируемые
обществом и скрываемые от него производство,
распределение, обмен и потребление
товарно-материальных ценностей, денег
и услуг. В данном случае мы имеем
дело с очень сложным экономическим
явлением, которое в той или
иной степени присуще социальным
системам любого типа. Теневая, «серая»,
экономика, как правило, достаточно
связана с «белой», официальной
экономикой.
Биржа как элемент рыночной инфраструктуры
Фондовая биржа - это прежде всего
место, где находят друг друга продавец
и покупатель ценных бумаг, где цены на
эти бумаги определяются спросом и предложением
на них, а сам процесс купли-продажи регламентируется
правилами и нормами, т.е. это определенным
образом организованный рынок ценных
бумаг
Биржа валютная (от лат. bursa – кошелек)
– организационно оформленный и регулярно
функционирующий рынок, на котором происходит
торговля крупными партиями валют. Покупателями
и продавцами являются преимущественно
банки, которые совершают сделки за свой
счет или по поручениям своих клиентов.
Биржи валютные традиционно не имеют самостоятельного
места функционирования и действуют обычно
либо при биржах товарных, либо при биржах
фондовых. В настоящее время в развитых
странах преобладает прямая межбанковская
торговля валютой, в связи, с чем значение
биржи валютной в общем, объеме международной
торговли валютой относительно невелико.
Наиболее известные биржи валютные имеются,
в ФРГ, Франции, Японии, странах Бенилюкса,
некоторых скандинавских странах. На биржах
валютных традиционно производится официальная
фиксация валютных курсов несколько раз
в течение делового дня; зафиксированные
курсы публикуются в официальных биржевых
бюллетенях. Эти курсы используются банками
и различными деловыми предприятиями
в качестве справочных при заключении
контракта, хотя практически большинства
сделок совершаются банками по текущим
валютным курсам, устанавливаемым ими.
Биржа товарная – центральное звено
инфраструктуры товарного рынка; учреждения,
в котором осуществляются торговые сделки
по купли и продажи товаров по образцам
и стандартам, на основе предварительной
биржевой экспертизы. В 1926 году в СССР
функционировала 114 товарных бирж. Невзирая
на недостатки в их деятельности, в частности
отсутствие финансового контроля они
сыграли существенную роль в стабилизации
экономике и цен. Свертывание новой экономической
политики повлекло за собой ликвидацию
бирж. В настоящее время биржи товарные
в нашей стране возрождаются, им принадлежит
важная роль в организации горизонтальных
экономических связей между товаропроизводителями.
Различают биржи товарные специализированные
и универсальные. За рубежом преобладают
специализированные, где объектом сделки
является тот или иной вид одного товара:
биржа нефти, биржа хлопка, биржа цветных
металлов и т.д. В СССР пока преобладают
универсальные биржи товарные, но есть
и специализированные. На бирже товарной
по поручению своих клиентов сделки заключают
посредники – брокеры; учредители биржи
могут заключать на ней сделки без посредников.
Биржа товарная может быть государственная
или акционерной организацией, но предпочтительнее
акционерной (под государственным контролем,
что общепринято в мире). Биржа товарная
предоставляет продавцам и покупателем
помещение определенной гарантией, информационно
расчетные услуги и получает за это комиссионное
вознаграждение.
Биржа труда – организация, специализирующаяся
на посредничестве между рабочими и предпринимателями
с целью купли-продажи рабочей силы. Не
устраняя безработицы в целом, биржи труда
позволяют упорядочить наем предприятиями
рабочей силы и сократить гражданам время
поиска работы. При существовании системы
страхования от безработицы биржи труда
выполняют также функции контроля за установлением,
право на получения пособия безработными
и за его утратой. Биржи труда могут иметь
разные формы: бюро, конторы, общество
и т.п. В зависимости от форм собственности
выделяются следующие их основные виды:
частные, функционирующие на коммерческой
основе; филантропические; общественные
и государственные. Биржи труда кроме
трудоустройства безработных, обычно
оказывают услуги лицам, желающим переменить
место работы, изучают спрос и предложение
рабочей силы, собирают и распространяют
информацию об уровне занятости в разрезе
профессий и территорий. В компетенцию
биржи труда входит также профессиональная
ориентация молодежи, направление молодых
людей на курсы для приобретения профессии.
Важное место занимает организация переобучение
и трудоустройство инвалидов. Направление
биржи труда не обязательно для предпринимателей,
могущих отказать в прием на работу. С
другой стороны, отказ безработного от
направления на роботу, как правили, влечет
потерю права на пособие по безработицы.
Фондовая биржа
– организация торгующих предприятий
и лиц, создаваемая для публичной
торговли ценными бумагами на аукционной
основе. Важнейшая цель фондовой биржи
– обеспечивать быструю и эффективную
куплю-продажу и перепродажу акций,
облигаций и других ценных бумаг,
а для их владельцев возможность
обмена на деньги и обратно. Фондовая
биржа аккумулирует спрос и предложения
контролирующихся на бирже ценных бумаг,
содействует формированию их биржевого
курса. Учредители фондовой биржи сами
определяют необходимые для нее
функционирования органы управления,
регулируют деятельность участников торговле
на ней, устанавливают плату на услуги.
Широкое развитие биржевой торговли
ценными бумагами с постоянной публикацией
курсов ценных бумаг придало фондовой
бирже новую функцию – чуткого
барометра состояния дел в
отдельных компаниях, отраслях хозяйства
и экономике страны в целом. Такая
оценка позволяет владельцам денежных
средств и ценных бумаг принимать
решения о перемещении капиталов
из отраслей в отрасль, стимулируя приток
инвестиционных средств на наиболее
перспективные динамически развивающиеся
направления, поддерживая технические
и технологические открытия и
разработки, новые товары и продукты.
Фондовая биржа имеет специальное
оборудованное помещение достаточное
для того, чтобы вместить всех участников
торга, штат сотрудников, подготовленные
для биржевой деятельности и имеющих
необходимые юридические права
для торговли ценными бумагами.
Модели рыночной экономики
Американская модель
Американская
модель построена на системе всемерного
поощрения предпринимательской
активности, обогащения наиболее активной
части населения. Малообеспеченным
слоям населения создается приемлемый
уровень жизни за счет различных
льгот и пособий. Задачи социального
равенства здесь вообще не ставятся.
Эта модель основана на высоком уровне
производительности труда и массовой
ориентации на достижение личного успеха.
В целом для американской модели
характерно государственное регулирование,
направленное на поддержание стабильной
конъюнктуры и экономического равновесия.
Шведская модель
Шведская модель
отличается сильной социальной политикой,
ориентированной на сокращение имущественного
неравенства за счет перераспределения
национального дохода в пользу наименее
обеспеченных слоев населения. Здесь
в руках государства находится
всего 4% основных фондов, зато доля государственных
расходов в 2000-х гг. составила свыше
50% ВВП, причем более половины этих ассигнований
направляется на социальные нужды. Естественно,
это возможно только в условиях высокого
налогообложения, особенно физических
лиц. Такая модель получила название
«функциональная социализация», означающая,
что функция производства ложится
на частные предприятия, действующие
на конкурентной рыночной основе, а
функции обеспечения высокого уровня
жизни (включая занятость, образование,
медицинское обслуживание, социальное
страхование) и развития инфраструктуры
(транспорт, связь) — на государство.
Японская модель
Японская модель
характеризуется определенным отставанием
уровня жизни населения (в том
числе уровня заработной платы) от роста
производительности труда. За счет этого
достигается снижение себестоимости
продукции и резкое повышение
ее конкурентоспособности на мировом
рынке. Такая модель возможна только
при исключительно высоком развитии
национального самосознания, приоритете
интересов нации над интересами
конкретного человека, готовности населения
идти на определенные жертвы ради процветания
страны. Еще одна особенность японской
модели развития связана с активной
ролью государства в модернизации
экономики, особенно на ее начальной
стадии.
Китайская модель
Китайская модель
экономики по большому счету не относится
к моделям рыночной системы. Государственное
регулирование основано на социалистических
принципах, экономика смешанного типа.
Для Китая характерно развитие рыночных
отношений и частной собственности,
большая доля иностранных инвестиций.
Вмешательство государство в рынок весьма
существенное, из-за чего одни районы Китая
находятся в социалистическом режиме,
а другие развиваются на условиях свободного
рынка. Китайская модель экономики весьма
своеобразна, в первую очередь это коммунистическая
страна, единственная крупная в современном
мире. Экономическим развитием управляет
аппарат коммунистической партии и правительство.
В данный момент страна переживает переход
на более прогрессивную модель развития
с помощью макрорегулирования, нормативного
рыночного регулирования, единого государственного
планирования.
Французская модель
Французская
модель. Она не имеет ярких особенностей.
Эта модель — среднее между
американской и немецкой. Во французской
модели высокой является регулирующая
роль государства. Во Франции с 1947 г.
составляются пятилетние планы —
индикативное планирование. А. Самуэльсон
отмечал, что французское «государственное
планирование» является замечательным
вкладом Франции в государственное
планирование. Для французской модели
характерны значительные масштабы прямой
предпринимательской деятельности
государства, широкое вмешательство
государства в процесс накопления
капитала.
Модели рыночной экономики
Экономическая
модель каждой страны – это результат
длительного исторического процесса,
в течение которого выстраивается
соотношение элементов модели и
формируется механизм их взаимодействия.
Именно поэтому каждая национальная
экономическая система уникальна,
и механическое заимствование ее достижений
невозможно. Эффективность той или
иной экономической модели определяется
ее жизнеспособностью, возможностью постоянно
и адекватно реагировать на внешние и
внутренние дисбалансы. В конечном счете
наиболее полно эффективность модели
оценивается в показателях роста экономического
потенциала и благосостояния населения.
При всей своей устойчивости каждая национальная
экономика имеет свой жизненный цикл.
Достаточно длительные (обычно не менее
10 лет) периоды стабильного и динамического
роста той или иной страны, сопровождающегося
прогрессивными преобразованиями в структуре
экономики и ростом благосостояния, иногда
называют «экономическим чудом» . Конечно,
в разных странах системы отличаются друг
от друга. В зависимости от страны в системе
всегда будут преобладать элементы рынка
или плана. Одни страны опираются в основном
на командные, другие – на рыночные рычаги.
Различают несколько моделей смешанной
экономики. Например, модель с минимальным
участием государства в регулировании
экономики. В ней преобладает сфера рынка
по сравнению с государственным сектором.
Это американская (или либеральная) модель
рыночной экономики. В США примерно 4/5
валового национального продукта обеспечивается
рыночной системой, а остальная его часть
производится под контролем государства.
Прежде всего, делом государства является
обеспечение экономики нужным количеством
денег, которое должно предотвращать инфляцию.
Другой государственной функцией является
регулирование внешних эффектов, которые
представляют собой побочные последствия
хозяйственной деятельности отдельных
участников рынка. Особая задача государства
– управление нерыночным сектором национального
хозяйства, который представляет населению
товары и услуги общественного пользования.
Речь идет о национальной обороне, государственном
управлении, единой энергосистеме и национальной
сети коммуникаций, всеобщем образовании,
здравоохранении, фундаментальных науках
и т.п.
Особенности формирования рыночных отношений
в Республике Казахстан
Рыночные отношения
- это такие отношения и организация
экономики, при которой конкретный
потребитель и производитель
взаимодействуют посредством купли
и продажи при решении задач
создания вышеуказанных пяти условий.
При зрелых рыночных отношениях специализация
хозяйствующих субъектов, технология
производства и его реализация, объемы
производства товаров и услуг и цены на
них определяются на рынке при взаимодействии
покупателя и производителя без жесткой
корректировки сверху. В рыночной экономике
все имеет цену - и товары и услуги. Если
потребителю нужно больше какого-либо
товара, производители поднимут цену,
чтобы получить побольше прибыли, но на
каком-то уровне происходит ограничение
предложения. С другой стороны, на товары,
имеющиеся в большом количестве, производители
снизят цены, чтобы хотя бы покрыть издержки.
В результате восстановится равновесие
между спросом и предложением. Рынок влияет
и на регуляцию общей социально - экономической
эффективности производства. Если товар
выгоден, производитель увеличивает его
производство на основе использования
достижений НТП и передового опыта, а если
товар не выгоден (нет спроса или низкий
спрос), производитель сокращает его производство.
Тем самым регулируется структура производства.
Регулированием деятельности, связанной
с производством и реализацией товаров
и услуг, направленной на удовлетворение
интересов потребителей и уменьшение
коммерческого риска производителей,
занимается маркетинговая служба. Рынок,
как определенный тип хозяйственных связей,
призван согласовать производство, распределение,
обмен и потребление на основе эквивалентности
обмена и гармонизации спроса и потребления.
В результате затраченный труд всех субъектов
рынка является общественно необходимым,
а созданный продукт общественно полезным.
Рыночные отношения основываются на спросе
и предложении. Спрос выражает необходимость
и готовность потребителей приобрести
товары в пределах денежных средств, которыми
они располагают. Главным регулятором
спроса является цена продукта - если цены
на товары растут, то спрос падает и наоборот.
Однако в реальной жизни на рынке величина
спроса на товар зависит и от таких факторов,
как средний доход покупателя, размер
рынка, цена и полезность других товаров
- заменителей, субъективные причины, т.е.
вкус и предпочтение покупателей. Рынок,
как система многообразных экономических
отношений между людьми, возникающих в
процессе производства, распределения,
обмена и потребления, основывается на
принципах, соблюдение или учет которых
обуславливает эффективность или неэффективность
экономики. Тема актуальна, так как экономика
Казахстана в переходный период к рынку
характеризуется деформированной структурой
народного хозяйства, низким стартовым
уровнем, развитостью тенденций отраслевизма
и ведомственным переходам в управлений
экономический, гигантизмом производства
и предприятий при высоком уровне централизации
управления. Концептуальные положения
перехода республики к рынку предусматривают
решение таких задач, как: достижение экономического
суверенитета; реформирование собственности,
банковской, финансовой и денежно-кредитной
систем, ценообразования; либерализации
внешнеэкономической деятельности. Стратегической
целью структурной и инвестиционной политики
РК является обеспечение структурных
сдвигов для формирования эффективной
национальной экономики, модернизации
и технического обновления производственного
аппарата на базе качественно новых техники
и технологии. Переход к рыночной экономике
- длительный, сложный и противоречивый
процесс. Мировой опыт показывает, что
все глобальные социально-экономические
реформы, связанные с коренной ломкой
ранее действующей хозяйственной системы,
неизбежно сопровождаются значительным
снижением уровня производства и, соответственно,
потребления. Эта закономерность требует
разработки действенной и эффективной
экономической политики на основе выбора
оптимального варианта стратегии и тактики
осуществления экономической реформы.
С приобретением полного политического
и экономического суверенитета перед
Казахстаном стоит сложная задача разработки
самостоятельного пути экономического
развития с учетом мирового опыта и специфики
республики.