Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:09, практическая работа
Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.
2) Ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным знаком.
3) Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция. Для совершенной конкуренции характерны наличие множества мелких независимых продавцов; однородный (стандартный) товар, т.е. товар, не имеющий разновидности; одна фирма принимает рыночную цену; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм; совершенная информация. Принято относить к таким рынкам отрасли сельского хозяйства, фондовые и валютные рынки.
К несовершенной конкуренции относятся:
А. Чистая
монополия – ситуация, когда имеют
место один продавец, диктующий
цену товара, товар уникальный (не
имеющий заменителей), есть барьеры
для вступления в отрасль
Б. Олигополия.
Эта рыночная структура имеет
место, когда несколько
В. Монополистическая
конкуренция. Для
Кроме
этого, неотъемлемым элементом
рыночной экономики является
рыночная инфраструктура. Рыночная
инфраструктура - это институты,
способствующие эффективному
Виды рынков.
В зависимости от различных критериев рынки можно разделить:
1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;
2) по товарным
группам: рынки
3) по территориальному
признаку: местные (локальные), территориальные
(областные), национальные (республиканские)
и мировые (международные)
4) по степени
ограничения конкуренции
5) по характеру продаж: рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;
6) по соблюдению законности: легальные и нелегальные рынки.
Преимущества и недостатки рынков.
Преимущества:
1) Рынок способствует
более эффективному
2) Способствует
развитию техники, созданию
3) Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей.
Последнее
можно рассматривать как
Недостатки:
1) Внешние
эффекты. Это ситуация, когда третья
незаинтересованная в сделке
сторона получает выгоды (положительный
внешний эффект) или издержки (отрицательный
внешний эффект). Примерами могут
быть выгоды от образования,
получаемые обществом и
2) Не стимулирует
производство общественных
3) Неравенство
в доходах. На этот счет
4) Макроэкономическая
нестабильность (не гарантирует
полной занятости и
5) Ассиметричная информация, когда одна сторона при сделке не обладает всей информацией о товаре.
Особенностями современного рынка являются:
- Усиление
роли государства. Это связано
с политическими факторами,
- Усиление
роли социальных групп, таких
как партии, профсоюзы и т.д.
То обстоятельство, какая партия
занимает большинства в
- Усиление
роли научно-технического
- Изменение
формы предпринимательства - переход
от преимущественно
. - Расширение
границ рынка, чему
Задание 2.
Классические и кейнсианские теории об особенностях рыночного механизма.
Основной
целью рыночного механизма
Проблема
ограниченности ресурсов заставляет людей
выбирать оптимальный вариант
Любой рынок независимо от его конкретного вида подчиняется стихийному порядку, при котором субъекты рынка, основываясь на информации и стимулах, координируют свои действия в соответствии со сложившимися условиями. Таким образом, механизм формирования рынка – это процесс взаимодействия субъектов рынка по поводу формирования цен, распределения ресурсов, установления объема и структуры производства.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.
Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.
Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.
Условия функционирования рынка
Условия
функционирования рынка
Для нормального функционирования рынка, необходимо наличие следующих условий:
- полная
экономическая свобода
- существование
потребности в конкретном
- достаточное
число производителей товаров
и услуг, удовлетворяющих
- наличие
конкуренции между
- наличие
развитой рыночной
- наличие
юридических законов,
- отсутствие командной роли государства по отношению к субъектам рынка.
Условия функционирования рынка еще не предполагают обязательного формирования рыночных отношений.
Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как: биржи- торговые, фондовые, валютные; аукционы, ярмарки; предприятия оптовой и розничной торговли; банки, страховые компании, фонды; биржи труда; информационные центры; юридические конторы; рекламные агентства; аудиторские и консалтинговые фирмы и др. Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом. Это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих Предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки. ФБ - основной элемент и инструмент рынка ценных бумаг, представленный самостоятельными частными акционерными или государственными учреждениями, регулирующими и контролирующими их куплю-продажу. ФБ функционируют на аукционной основе, что позволяет им оперативно регулировать спрос и предложение на ценные бумаги и формировать их рыночный курс. В отличии от продажи ЦБ их эмитентами на первичном рынке, ФБ образуют и обслуживают вторичный рынок ЦБ, на котором обращаются ранее выпущенные ЦБ. Таким образом, ФБ занимаются по сути перепродажей ЦБ. ФБ призваны быть средством мобилизации свободных денежных средств посредством продажи владельцам этих средств ЦБ, установления цены и биржевого курса ЦБ, способствования движению, переливу денежного капитала между государством, предприятиями, домашними хозяйствами.
Теневой рынок, особенности функционирования
Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.