Основные типы экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:09, практическая работа

Краткое описание

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Файлы: 1 файл

Основные типы экономических систем.docx

— 47.12 Кб (Скачать)

2) Ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным знаком.

3) Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция. Для совершенной конкуренции характерны наличие множества мелких независимых продавцов; однородный (стандартный) товар, т.е. товар, не имеющий разновидности; одна фирма принимает рыночную цену; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм; совершенная информация. Принято относить к таким рынкам отрасли сельского хозяйства, фондовые и валютные рынки.

К несовершенной  конкуренции относятся:

 А. Чистая  монополия – ситуация, когда имеют  место один продавец, диктующий  цену товара, товар уникальный (не  имеющий заменителей), есть барьеры  для вступления в отрасль новых  фирм. Чистые монополии сейчас  существуют, в-основном, в виде естественных  монополий. В соответствии с  Законом Республики Казахстан  «О естественных монополиях»  - это сферы отдельных видов  коммунальных услуг (электро-, водо- и теплоснабжение), услуги городской  телефонной связи (компания АО  «Казахтелеком»), услуги почты (АО «Казпочта»), портов и аэропортов, железной дороги (АО «КазахстанТеміржолы»), магистральные газо- и нефтепроводы.

 Б. Олигополия. Эта рыночная структура имеет  место, когда несколько крупных,  взаимозависимых продавцов, используя  различные способы ценообразования,  продают однородный или неоднородный (дифференцированный, т.е. имеющий  разновидности), товар, есть барьеры.  Это, как правило, рынки тяжелых  отраслей, а также табачных изделий,  бытовой техники. 

 В. Монополистическая  конкуренция. Для монополистической  конкуренции характерны наличие  множества мелких независимых  продавцов; разнородный товар;  нет барьеров для вступления  в отрасль новых фирм. В этой  отрасли используют неценовую  конкуренцию. Принято относить  к таким рынкам отрасли потребительских  товаров и услуг. 

 Кроме  этого, неотъемлемым элементом  рыночной экономики является  рыночная инфраструктура. Рыночная  инфраструктура - это институты,  способствующие эффективному функционированию  рынка, снижению трансакционных  издержек. Рынок требует создания  и функционирования товарных  бирж, структур оптовой и розничной  торговли, банковской системы, страховых  организаций. 

 Виды рынков.

 В зависимости  от различных критериев рынки  можно разделить: 

1) по экономическому  назначению объектов рыночных  отношений: рынки товаров и  услуг, рынки ресурсов;

2) по товарным  группам: рынки продовольственных  и непродовольственных товаров,  рынки услуг; 

3) по территориальному  признаку: местные (локальные), территориальные  (областные), национальные (республиканские)  и мировые (международные) рынки; 

4) по степени  ограничения конкуренции монопольный,  олигопольный, межотраслевой; 

5) по характеру  продаж: рынки оптовой и розничной  торговли, рынки государственных  закупок; 

6) по соблюдению  законности: легальные и нелегальные  рынки. 

 Преимущества  и недостатки рынков.

 Преимущества:

1) Рынок способствует  более эффективному использованию  ресурсов. Желание максимизировать  прибыль заставит использовать  те ресурсы, которых много,  так как они дешевы, и экономить  редкие ресурсы, так как они  дороги.

2) Способствует  развитию техники, созданию новых  технологий, методов организации  и управления производством, так  это повышает прибыль. 

3) Обеспечивает  свободу выбора потребителей  и производителей.

 Последнее  можно рассматривать как составляющую  свободы вообще и одну из  важнейших целей в жизни человека.

 

 Недостатки:

1) Внешние  эффекты. Это ситуация, когда третья  незаинтересованная в сделке  сторона получает выгоды (положительный  внешний эффект) или издержки (отрицательный  внешний эффект). Примерами могут  быть выгоды от образования,  получаемые обществом и экологические  проблемы как издержки.

2) Не стимулирует  производство общественных товаров.  Это товары, которые обладают  свойствами неделимости и неисключаемости,  то есть ими пользуются все  и бесплатно. Например, оборона  страны, освещение улиц.

3) Неравенство  в доходах. На этот счет английский  экономист У. Петти сказал следующее:  «Не бывает богатых там, где  все одинаково богаты, как не  бывает бедных там, где все  одинаково бедны». В рыночной  системе преуспевает тот, кто  обладает ресурсами. Однако есть  категории людей – аутсайдеров.  Это инвалиды, старики, дети. Без  помощи государства эти люди  обречены на бедность.

4) Макроэкономическая  нестабильность (не гарантирует  полной занятости и стабильного  уровня цен). Для рыночной системы  характерно циклическое развитие.

5) Ассиметричная  информация, когда одна сторона  при сделке не обладает всей  информацией о товаре.

 Особенностями  современного рынка являются:

- Усиление  роли государства. Это связано  с политическими факторами, такими  как войны, угроза терроризма  и т.д. 

- Усиление  роли социальных групп, таких  как партии, профсоюзы и т.д.  То обстоятельство, какая партия  занимает большинства в парламенте, влияет на направленность принятых  законодательных актов. 

- Усиление  роли научно-технического прогресса.  Это происходит со второй половины  прошлого столетия. Особенно важным  это обстоятельство является  для нашей страны сейчас, в  процессе реализации Стратегии  Индустриально-инновационного развития  Казахстана до 2015 г. и цели вхождения  страны в число пятидесяти  наиболее конкурентоспособных стран  мира, т.к. одним из критериев  внешней конкурентоспособности  страны является уровень развития  технологий.

- Изменение  формы предпринимательства - переход  от преимущественно индивидуальных  предприятий к АО, ТОО, что связано  с появлением таких форм предпринимательства,  которые существенно снижают  риск убытков

. - Расширение  границ рынка, чему способствовало  расширение деятельности транснациональных  компаний.

 

Задание 2.

Классические и кейнсианские теории об особенностях рыночного механизма.

Основной  целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности  в отличие от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны. Ограниченность ресурсов может быть причиной дисбаланса между производством  и потреблением, дефицита благ и  услуг, уменьшения правительственных  расходов на социальные нужды, нормирования потребления и других малоприятных явлений.

Проблема  ограниченности ресурсов заставляет людей  выбирать оптимальный вариант использования  ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов выбор осуществляется с  учетом: вида и объема альтернативных продуктов; альтернативных средств  производства и технологий для производства продуктов; распределения дохода, налогов  и трансфертных платежей; распределения  ресурсов для текущего и будущего потребления. При решении этих вопросов покупателям и продавцам необходима информация о редкости и альтернативной стоимости различных товаров  и факторов производства. Такую информацию передают различные рынки в основном в форме цен. Именно цены служат индикаторами дефицитности товаров, услуг и производственных ресурсов. Покупатели и продавцы, оценивая информацию, полученную на рынке, принимают  решения об объемах покупок и  продаж. Обмен новой информацией  приводит к изменению цен на рынках. Так, повышение цен на подсолнечное масло будет сигнализировать  о его дефиците, связанном с  падением урожайности подсолнечника  или уменьшением посевных площадей. Рост цен на подсолнечное масло в  долгосрочной перспективе вызовет  увеличение посевных площадей для получения  исходного сырья, что приведет к  снижению цены на данный продукт.

Любой рынок  независимо от его конкретного вида подчиняется стихийному порядку, при  котором субъекты рынка, основываясь  на информации и стимулах, координируют свои действия в соответствии со сложившимися условиями. Таким образом, механизм формирования рынка – это процесс  взаимодействия субъектов рынка  по поводу формирования цен, распределения  ресурсов, установления объема и структуры  производства.

Рыночный  механизм — это механизм взаимосвязи  и взаимодействия основных элементов  рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции  и основных экономических законов  рынка.

Рыночный  механизм действует на основе экономических  законов: изменения спроса, изменения  предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными  действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так  как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение  об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда  из одной отрасли в другую.

 

Условия функционирования рынка

 Условия  функционирования рынка являются  предпосылками рынка, его возникновения  и развития.

Для нормального  функционирования рынка, необходимо наличие  следующих условий:

-   полная  экономическая свобода производителей  товаров и услуг, которая выражается  в праве самостоятельно распоряжаться  создаваемым продуктом, устанавливать  цены, присваивать прибыль и др.

-   существование  потребности в конкретном товаре, но и наличие платежеспособного  спроса у населения, т.е. деньг  или товаров для мена. К примеру  приобретая спортивные тренажеры  для дома, потребители расчитывают  на более приемлемую цену, чем  при покупке профессионального  тренажера, а также на его  семейную многофункциональность;

-   достаточное  число производителей товаров  и услуг, удовлетворяющих спрос;

-   наличие  конкуренции между производителями, 

-   наличие  развитой рыночной инфраструктуры;

-   наличие  юридических законов, регулирующих  рыночные отношения, и независимого  судопроизводства;

-   отсутствие  командной роли государства по  отношению к субъектам рынка.

Условия функционирования рынка еще не предполагают обязательного  формирования рыночных отношений.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура  рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих  движение товаров и услуг, обслуживающих  рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как: биржи- торговые, фондовые, валютные; аукционы, ярмарки; предприятия оптовой и розничной торговли; банки, страховые компании, фонды; биржи труда; информационные центры; юридические конторы; рекламные агентства; аудиторские и консалтинговые фирмы и др. Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом. Это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих Предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки. ФБ - основной элемент и инструмент рынка ценных бумаг, представленный самостоятельными частными акционерными или государственными учреждениями, регулирующими и контролирующими их куплю-продажу. ФБ функционируют на аукционной основе, что позволяет им оперативно регулировать спрос и предложение на ценные бумаги и формировать их рыночный курс. В отличии от продажи ЦБ их эмитентами на первичном рынке, ФБ образуют и обслуживают вторичный рынок ЦБ, на котором обращаются ранее выпущенные ЦБ. Таким образом, ФБ занимаются по сути перепродажей ЦБ. ФБ призваны быть средством мобилизации свободных денежных средств посредством продажи владельцам этих средств ЦБ, установления цены и биржевого курса ЦБ, способствования движению, переливу денежного капитала между государством, предприятиями, домашними хозяйствами.

 

Теневой рынок, особенности функционирования

Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая  деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне  государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут  быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Информация о работе Основные типы экономических систем