Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:40, реферат
Цель состоит в разработке концептуальных основ повышения эффективности системы управления развитием промышленного комплекса региона на основе моделирования и оптимизации его структуры.
Введение………………………………………………………………..3
I. Теории территориальной организации общества………………….5
1. Общие положения отечественных и зарубежных школ………....12
II. Региональная экономика…………………………………………..14
1. Предмет региональной экономики……………………………….16
2. Методы, используемые в исследованиях региональной экономикой.......................................................................................17
2.1.Методы исследования……………………………………………17
III. Сущность региональной политики……….………………...…....21
Заключение……………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………..25
2. Методы, используемые в исследованиях региональной экономикой.
2.1. Методы исследований.
В региональной экономике используются следующие методы исследований:
Системный анализ. Этот метод опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.
Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и другие.
Балансовый метод. Он заключается в составлении региональных балансов и позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации рыночного региона и отраслями, дополняющими территориальный комплекс, инфраструктуру (материальную и социальную). Составление отраслевых и региональных балансов способствует определению рационального уровня комплексного развития регионов, наличия в их развитии диспропорций. Балансы также необходимы для разработки рациональных межрайонных связей.
Метод экономико-географического исследования. Этот метод подразделяется на три составные части: региональный (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения, общественного производства в региональном развитии), отраслевой (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение и размещение общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селение; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).
Картографический метод. Он позволяет наглядно представить особенности размещения и количественные показатели, характеризующие уровни развития регионов. Карты, картосхемы, картограммы являются образными моделями территорий, на которых при помощи условных знаков отображаются объекты, явления и их взаимосвязи.
Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. С этим методом (равно как и с методом систематизации) тесно увязаны методы многомерного статистического анализа. Одним из распространенных методов анализа многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменных факторов и в классификации объектов по этим факторам.
Одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель, так называемой, экономической базы. Эти модели достаточно просты как по теоретическому обоснованию, так и по разработке. Для их построения необходимы только показатели экономической активности (в основном показатели занятости) за два периода времени. Анализ экономической базы является ускоренным методом прогнозирования регионального экономического роста, при этом используется упрощенная теория роста, а потребности в информации минимальны. Полученные результаты сводятся лишь к прогнозированию развития базисного и обслуживающего секторов.
По мнению академика Н. Некрасова основой региональных экономико-математических моделей являются следующие положения:
- социально-экономические аспекты каждого конкретного региона рассматриваются, как основная часть общей системы регионов страны; отсюда вывод: оценка различных вариантов эффективного формирования региона исходит из оптимальных территориальных экономических пропорций национального хозяйства на определенный период;
- региональные территориальные модели корректируют отраслевые модели размещения экономики на основе территориальной социально-экономической информации перспективного баланса природно-ресурсного и трудового потенциала, сети городских и сельских поселений, транспортных связей и т.д.
- региональные модели неразрывно связаны с моделями территориальных пропорций, с отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют органичную часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономики всей системы регионов.
Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением математических методов, т. е. региональным моделированием, называется регионометрикой. Среди математических методов можно выделить следующие:
- метод таксонирования – процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны (от. лат. taxare – оценивать, группы объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков, и, благодаря этому, дающих основание для присвоения им определенной таксономической категории). Таксоны – это равнозначные или иерархические соподчиненные ячейки, к примеру, административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием.
- вариантный метод размещения производительных сил региона. Он чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.
-методы социологических исследований. Они включают стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент - анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т. д.
Важное место в региональных исследованиях занимают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления на основе синтетических и частных показателей. В конечном счете, основная цель исследований территориального уровня жизни населения заключается в выявлении фактически сложившихся различий в уровне жизни и достижении относительно равной степени удовлетворения потребностей населения всех регионов РФ, а уровень жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры.
III. Сущность региональной политики
Региональная политика - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным, экологическим и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программе. Эта политика характеризуется определенной совокупностью целей, задач, механизмов, которые в конечном итоге определяют ее стратегию и тактику; предусматривает учет широкого спектра национальных, политических, социальных факторов, и позволяет влиять на тенденции регионального развития. Охватывает всю систему отношений между государством и регионами, с одной стороны, и между регионами с другой. Целью региональной политики является создание условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития регионов, углубление процессов рыночной трансформации, повышения уровня жизни населения, обеспечение гарантированных государством социальных стандартов для каждого ее гражданина.
Цель региональной политики — свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, групп стран (как, например, стран — членов Европейского союза).
Средства, которыми пользуются центральные правительства, региональные и местные власти разных стран для устранения региональных различий, весьма многообразны, и выбор их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением страны, типом государственного устройства, внутренними проблемами, целями находящихся у власти политических партий и др
Региональная политика в России должна строиться как политика государства с федеральным устройством, но с учетом особенностей современного этапа.
В социальной сфере главные цели региональной политики — это обеспечение достойного уровня благосостояния, создание примерно равных жизненных шансов для всех граждан независимо от места их рождения и жительства, реализация права свободного места проживания и трудовой деятельности. Вместе с тем, механическое выравнивание качества и уровня жизни не только не по силам государству, но и несовместимо с рыночной экономикой. Однако чрезмерные региональные и внутри региональные контрасты в социальных условиях — угроза самому существованию единого демократического государства. Региональная политика, таким образом, призвана, ослабить внутреннее социальное напряжение, сохранить целостность и единство страны. В этом ее интеграционная роль.
В экономической сфере цели региональной политики — рациональное использование экономических возможностей регионов и их муниципальных образований, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.
Между экономическими и социальными целями всегда существуют противоречия. Гармония региональной политики — в компромиссе экономической эффективности и социальной справедливости, общероссийских, региональных и внутри региональных интересов.
Задачи региональной политики имеют долговременный характер. Многие из них перешли из прошлого, но теперь трансформируются с учетом новых условий. Меняются приоритеты задач, требуются новые подходы к их решению.
Состав задач регионального развития представляет собой сочетание уже ставших традиционными и новых задач. К группе традиционных задач относятся:
реконструкция экономики старо промышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки;
преодоление депрессивного состояния аграрно-промышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, восстановление утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных и иных земельных угодий;
стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов;
продолжение формирования территориально-
развитие межрегиональных, региональных и внутри региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей и их таксономических единиц.
Реализация основных региональных задач тесно увязывается с общим развитием российской экономики, выбором основных направлений структурной, инвестиционной, внешнеэкономической общероссийской политики.
Понятно, что все большая часть задач региональной политики будет перемещаться на уровень регионов и их муниципальных образований, но этот процесс не должен носить стихийный характер. Поэтому особенно важно участие государства в регулировании регионального и внутри регионального развития.
Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального и внутри регионального развития должны стать государственные региональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств, особо важные структурообразующие инвестиционные проекты, размещение заказов на поставку продукции или общегосударственных нужд посредством контрактной системы.
При управлении крупными региональными программами необходимы повышенная ответственность региональной исполнительной власти, создание специализированных компаний, консорциумов, фирм с государственным, частным, смешанным капиталом.
Государство должно использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в формировании новой территориальной структуры экономики, в первую очередь при освоении новых регионов, формировании опорной региональной и внутри региональной инфраструктуры, развитии предприятий государственной и смешанных форм собственности в базовых и приоритетных отраслях. Преобладающей формой государственного участия должны стать финансовое налоговое регулирование и индикативное планирование, подкрепляемое экономическими стимулами.
Информация о работе Основные теоретические аспекты региональной экономики