Основные средства автотранспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основных производственных фондов на автотранспортном предприятии
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие основные фонды,
- дать классификацию основным фондам,
- выявить роль амортизации.

Оглавление

Введение

Раздел 1. Теоретическая часть

1.1.Основные фонды предприятия: понятие, классификация, учет и оценка.

1.2. Износ и амортизация основных фондов.

Раздел 2. Практическая часть

2.1. Расчет показателей экономической использования фондов на предприятии

2.2. Расчет экономических величин динамики показателей базисным и цепным способом

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Stas_kursovaya.docx

— 44.48 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования

Колледж автомобильного транспорта № 9

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономика отрасли»

на тему: «Основные средства автотранспортного предприятия».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ОПТ-42

Лебедев С. В.

Преподаватель:

Кронова Н.А           ОЦЕНКА:________

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2014

Содержание

 

Введение

 

Раздел 1. Теоретическая часть

 

1.1.Основные фонды предприятия: понятие, классификация, учет и оценка.

 

1.2. Износ и амортизация основных фондов.

 

Раздел 2. Практическая часть

 

2.1. Расчет показателей экономической использования фондов на предприятии

 

2.2. Расчет экономических величин  динамики показателей базисным  и цепным способом

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 
 

 

 

Введение.

Транспорт является важной производственной инфраструктурой, обеспечивающей основное производство. Поэтому важна стабильная работа автотранспортных предприятий, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками.  Производственный процесс на каждом автотранспортном предприятии осуществляется при участии средств производства, то есть средств труда и предметов труда, которые составляют вещественное содержание основных и оборотных фондов.

Основные фонды являются неотъемлемой частью любого предприятия и от повышения эффективности их использования зависят важные показатели деятельности предприятия, такие как финансовое положение и конкурентоспособность на рынке. Поэтому изучение основных производственных фондов всегда является актуальным.

Роль основных фондов, эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия является умелое, разумное достаточно полное использование основных производственных фондов, со своевременной их модернизацией и обновлением. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования основных фондов.

Целью курсовой работы является изучение основных производственных фондов на автотранспортном предприятии

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие основные фонды,

- дать классификацию основным фондам,

- выявить роль амортизации.

 

Раздел 1. Теоретическая часть.

    1. Основные фонды предприятия: понятие, классификация, учет и оценка.

Основные средства — это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, а их стоимость переносится на готовую продукцию частями по мере изнашивания.

Изготовление продукции или оказание услуг невозможно без использования средств производства: средств труда и предметов труда, которые составляют основную часть имущества предприятия. В процессе производства работники предприятия с помощью средств труда воздействуют на предметы труда, превращая их в различные виды готовой продукции.

Основные фонды транспорта – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере своего износа.

Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.

Для учёта, оценки и анализа основные средства (фонды) классифицируются по ряду признаков.

В зависимости от роли и назначения основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. 

К производственным основным фондам относятся те средства труда, которые непосредственно участвуют в транспортном процессе (машины, оборудование и т.п.), создают условия для его нормального осуществления (производственные здания, сооружения, электросети и др.), служат для хранения и перемещения предметов труда, перенося свою стоимость на выполненные перевозки.

Производственные основные фонды автотранспортных предприятий подразделяются на следующие основные группы:

  • здания – производственные (гаражи, мастерские), административно-управленческие, складские и т.д.;
  • сооружения – хранилища топлива, бензоколонки, навесы, эстакады, подъездные пути, шоссейные дороги и др.;
  • передаточные устройства – водопроводные сети, электросети, теплосети, газовые сети и т.д.;
  • машины и оборудование: силовые машины и оборудование (электромоторы, трансформаторы и т.д.), рабочие машины и оборудование (станки, прессы, моечные машины и др.), измерительные приборы и лабораторное оборудование, вычислительная техника;
  • транспортные средства (автомобили, прицепы и т.д.);
  • инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь (стеллажи, мебель, инвентарная тара и др.).

Непроизводственные основные фонды – это основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе (жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и др.), но находящиеся в ведении транспортных предприятий.

Соотношение отдельных групп основных фондов в их общей стоимости представляет собой производственную структуру основных фондов.

Технологическая структура основных производственных фондов позволяет характеризовать их распределение по структурным подразделениям предприятия в процентном выражении от их общей стоимости. Она может учитываться, например, как доля автосамосвалов в общем количестве автотранспорта, имеющегося на предприятии.

По принадлежности основные фонды подразделяются на собственные и арендованные.

Возрастная структура основных производственных фондов дает представление об их распределении по возрастным группам (до 5 лет, 5—10, 10—15, 15-20, свыше 20). Средний возраст основных производственных фондов рассчитывается как средней величине. Такой расчет может быть осуществлен как в целом по предприятию, так и по отдельным группам автомобилей и оборудования. Руководство предприятия не должно допускать чрезмерного старения основных производственных фондов (особенно активной части), так как от этого зависит уровень их физического и морального износа, а, следовательно, и результаты работы предприятия.

Основные производственные фонды в зависимости от степени их воздействия на предмет труда разделяют на активные и пассивные.

К активным относятся такие основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его (машины и оборудование, технологические линии, измерительные и регулирующие приборы, транспортные средства).

Все остальные основные фонды можно отнести к пассивным, так как они непосредственно не воздействуют на предмет труда, а создают необходимые условия для нормального протекания производственного процесса (здания, сооружения и др.).

Учет и планирование воспроизводства основных фондов осуществляются как в стоимостных, так и в натуральных показателях. Стоимостная оценка основных фондов необходима для себестоимости продукции или услуг, определения степени эффективности эксплуатации и т. д. Оценка основных фондов в натуральном выражении необходима для расчета мощности, определения технологического и возрастного состава основных фондов, а также для планирования предварительного ремонта и модернизации.

Денежная оценка основных фондов может быть различной: в зависимости от времени – первоначальной, восстановительной и балансовой, в зависимости от состояния – полной и остаточной.

Полная первоначальная стоимость – это сумма, фактически уплаченная за объект при его строительстве или приобретении с затратами на доставку и монтаж, а также дополнительных затрат на расширение или модернизацию, сделанные в последующие периоды.

Остаточная первоначальная стоимость – это оценка с учётом износа основных средств.

Полная восстановительная стоимость соответствует сумме затрат, которая необходима для приобретения или строительства нового объекта в условиях периода, когда производится переоценка.

Остаточная восстановительная стоимость – полная восстановительная стоимость с учётом износа.

Остаточная балансовая стоимость имеет смешанную оценку: по остаточной восстановительной стоимости учитываются все объекты, введённые до последней переоценки, а по первоначальной стоимости – объекты, введённые после неё [8].

При длительном использовании основных фондов, особенно в условиях высоких темпов инфляции, первоначальная стоимость основных фондов перестаёт соответствовать её реальной оценке. Поэтому для устранения искажающего влияния ценового фактора применяют оценку основных фондов по их восстановительной стоимости, т.е. по стоимости их производства или приобретения в условиях и по ценам данного года.

На предприятии периодически проводится работа по переоценке имеющихся основных фондов, преследующая следующие цели:

  • получение полных и точных данных о наличии и структуре основных фондов на предприятии;
  • определение восстановительной стоимости основных фондов;
  • определение степени износа основных фондов;
  • обоснование условий учёта издержек производства, т.е. себестоимости продукции, уровня рентабельности производства.

Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте применяются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности основных фондов.

Фондоотдача «ФО» — показатель, который отражает сумму доходов ∑Д, приходяшуюся на 1 руб. основных производственных фондов Фосн:

      1. ФО = ∑Д/Фосн.

Фондоемкость «ФЕ» — показатель, обратный фондоотдаче. Он характеризует стоимость ОПФ, приходящуюся на каждый рубль дохода ∑Д:

      1. ФЕ = Фосн/∑Д.

Фондовооруженность «ФВ» — показатель, характеризуюший обеспеченность каждого работника основными производственными фондами:

      1. ФВ = Фосн/N.

Рентабельность основных фондов Rоф представляет собой отношение балансовой прибыли Пбал автотранспортного предприятия к сумме основных производственных фондов Фосн:

      1. Rоф = Пбал/Фосн.
    1. Износ и амортизация основных фондов.

Основные производственные фонды в процессе их эксплуатации изнашиваются.

Износ основных средств – это постепенная утрата ими своей стоимости или полезного использования с соответствующим переносом её на издержки производства. Износ основных средств подразделяется на физический и моральный.

Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного снашивания. Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств.

Уровень физического износа основных средств зависит от: первоначального качества основных фондов; степени их эксплуатации; уровня агрессивности среды, в которой функционируют основные фонды; уровня квалификации обслуживающего персонала; своевременности проведения ППР и др. Учёт этих факторов в работе предприятий может в значительной мере повлиять на физическое состояние основных фондов.

Физический износ автомобиля в процессе его использования — явление вполне закономерное. Главная задача заключается здесь в том, чтобы не допустить преждевременного "старения» автомобиля.

Различные виды ОПФ изнашиваются неравномерно в разные сроки. Пассивная часть основных производственных фондов изнашивается медленнее, активная — быстрее.

Моральный износ основных средств производства выражается в обесценивании средств труда, в потере их ценовой стоимости до окончания срока физической службы. Это явление — результат экономического прогресса, обусловленного снижением общественно необходимых затрат на производство машин, и создания новых, более совершенных и экономичных.

Моральный износ проявляется в двух формах.

Первая форма морального износа заключается в том, что происходит обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях.

Вторая форма морального износа состоит в том, что происходит обесценивание старых машин, физически ещё годных, вследствие появления новых, более технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые.

Информация о работе Основные средства автотранспортного предприятия