Основные современные тенденции торговли оружием и военной техникой. Роль России на мировом рынке оружия и военной техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:30, курсовая работа

Краткое описание

В начале XXI века Российская Федерация переживает важный этап в своей политической и экономической истории, когда происходит укрепление ее позиций как на мировом рынке товаров и услуг, так и на политической арене. Вместе с тем мировой финансово-экономический кризис, затронувший львиную долю экономик стран мира, еще раз подчеркнул существующие слабые стороны российской экономики, что, безусловно, в краткосрочной и среднесрочной перспективе скажется на ее развитии. К таким недостаткам, прежде всего, можно отнести ориентацию на сырьевой сектор экономики, и, как следствие, зависимость от мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары, слабый финансовый сектор, и др.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование роли внешнеэкономической деятельности России на мировом рынке ВиВТ.
1.1 Особенности мирового рынка ВиВТ ………………………………..7
1.2 Структура мирового рынка ВиВТ …………………………………..10
1.3Понятие,критерии и виды ВиВТ…………………………...………...13
Глава 2. Теоретическое исследование процессов стратегического развития рынков различных видов вооружия и военной техники.
Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО)………………16
Рынок техники ВВС, бронетехники и техники ВМФ ………………….21
Рынки систем управления, контроля, связи и разведки………………27
Глава 3. Стратегические направления торговли внешнеэкономической деятельности России на мировой арене.
3.1 Россия на мировом рынке ВиВТ………………………………………29
3.2 Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружений…………..45
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемой литературы…………………………………………….51

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 112.04 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева»

(СибГАУ)

 

Кафедра Мировой Экономики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Торгово-экономические отношения  России в современных условиях»

на тему: «Основные современные тенденции торговли оружием и военной техникой. Роль России на мировом рынке оружия и военной техники»

 

 

 

                                                                            Выполнил:

студент 5 курса

гр. ТДЗ-81, ИГА и ТД

К.С.Перевозчикова

                                                                                                   

                                          Проверил преподаватель:

                                                                                И.А.Стоянов

Красноярск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование роли внешнеэкономической деятельности России на мировом рынке ВиВТ.

1.1 Особенности мирового  рынка ВиВТ ………………………………..7 
                1.2 Структура мирового рынка ВиВТ …………………………………..10

1.3Понятие,критерии и виды ВиВТ…………………………...………...13 
Глава 2. Теоретическое исследование процессов стратегического развития рынков различных видов  вооружия и военной  техники.

    1. Центр  анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО)………………16
    2. Рынок техники ВВС, бронетехники и техники ВМФ ………………….21
    3. Рынки систем управления, контроля, связи  и разведки………………27

Глава 3. Стратегические направления торговли внешнеэкономической деятельности России на мировой арене.

                3.1 Россия на мировом рынке  ВиВТ………………………………………29

               3.2 Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружений…………..45

     Заключение………………………………………………………………………49

Список используемой литературы…………………………………………….51

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами является весьма специфической областью внешнеторговой деятельности. Уникальная особенность военно-технического сотрудничества заключается в том, что оно находится на стыке нескольких важнейших направлений: международной деятельности, военно-политической деятельности как внутри страны, так и за рубежом и, безусловно, торгово-экономической деятельности государства.

Особенности военно-технического сотрудничества заключаются в том, что запрашиваемые и предлагаемые в его рамках товары и услуги (продукция военного назначения) непосредственно определяют уровень национальной безопасности государства, а в некоторых случаях – даже военно-политическую обстановку в целых регионах. Военное превосходство дает возможность влиять на политическую составляющую взаимоотношений между странами. В этой связи в сфере военно-технического сотрудничества помимо экономических факторов часто присутствуют и политические факторы.

На мировом рынке вооружений и военной техники (ВиВТ) Россия всегда играла особую и далеко не последнюю роль. Даже после распада СССР Российская Федерация постоянно входит в четверку крупнейших экспортеров продукции военного назначения.

Исторически сложилось так, что экспорт продукции военного назначения (ПВН) для СССР, а потом и для России как его преемницы, был и остается в ряду самых важных видов внешнеэкономической деятельности страны. На данный период времени, порядка 36% экспорта российской машинно-технической продукции приходится на ВиВТ.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) – это отрасль, где создается продукция с наибольшим вкладом такого самого эффективного фактора производства, каким является наука. В производстве военно-технической продукции ее вклад достигает 80% от вклада всех факторов производства.

В связи с этим от успехов России на рынке продукции военного назначения в целом зависит возможность  осуществлять экспорт высокотехнологичной продукции. Для России, в настоящее время, потерять лидирующие позиции в рассматриваемой сфере торговли означает потерять свое самое ценное конкурентное преимущество – инновационный потенциал российской экономики. Потеря позиций может привести к ее полной технологической, и как следствие, экономической и политической зависимости.

Но реальная ситуация показывает, что серьезное отставание в области  электроники и информационных технологий, недопустимо низкое финансирование оборонной отрасли и НИОКР могут поставить Россию на грань, после которой начинается необратимое технологическое отставание и деградация. К сожалению, приходится констатировать, что Россия пока не готова принять вызов технологической революции. Но шанс у нее, безусловно, имеется; об этом свидетельствуют уникальные разработки российских ученых и производителей, которые часто становятся успешными на рассматриваемом в данной работе рынке ВиВТ.

Поэтому так остро стоит вопрос: будет ли Россия в дальнейшем одним  из ведущих экспортеров военно-технической продукции?

В начале XXI века Российская Федерация  переживает важный этап в своей политической и экономической истории, когда происходит укрепление ее позиций как на мировом рынке товаров и услуг, так и на политической арене. Вместе с тем мировой финансово-экономический кризис, затронувший львиную долю экономик стран мира, еще раз подчеркнул существующие слабые стороны российской экономики, что, безусловно, в краткосрочной и среднесрочной перспективе скажется на ее развитии. К таким недостаткам, прежде всего, можно отнести ориентацию на сырьевой сектор экономики, и, как следствие, зависимость от мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары, слабый финансовый сектор, и др.

И в этой связи экспорт ВиВТ, как одного из приоритетных направлений в российской экономике, приобретает особое значение. Расширение рынков сбыта продукции военного назначения российского производства на мировом рынке способствует как притоку денежных средств в экономику страны, так и укреплению ее позиций на мировой политической арене в виду того, что ВиВТ является также и «политическим» товаром.

Недостаточное финансирование предприятий  военно-промышленного комплекса и, в частности, НИОКР со стороны государства, а также низкий уровень государственного оборонного заказа приводят к тому, что приток капитала в военно-промышленный комплекс за счет экспорта продукции военного назначения становится единственным источником средств, который позволяет поддерживать отдельные отрасли и предприятия на уровне, позволяющим производить им конкурентоспособную продукцию.Более того, от того, насколько уверенные будут позиции Российской Федерации на мировом рынке вооружений и военной техники, в целом зависят ее успехи мировом рынке наукоемкой продукции.

Вместе с тем ситуация на мировом  рынке вооружений и военной техники  постоянно меняется. Это связано с различными факторами. С целью принятия правильных решений при осуществлении военно-технического сотрудничества как на государственном уровне, так на уровне отдельных отраслей и предприятий, необходимо проводить регулярный мониторинг состояния рынка, а также следить за возникающими новыми тенденциями. Своевременный анализ ситуации на рынке, в свою очередь, позволит прогнозировать возможные пути дальнего развития ситуации в данном секторе экономики.

В современных условиях от того, насколько  успешно будет происходить реализация внешнеэкономической и внешнеторговой политики Российской Федерации в области экспорта продукции военного назначения и реформирование военно-промышленного комплекса, зависит не только возможность реализации инновационного потенциала России и получения ей значительной валютной выручки, но и определение места России в современной мировой политике.

Вопросы заявленной темы активно разрабатываются  многими исследователями. Вместе с  тем, основные усилия исследователей направлены на подведение итогов деятельности рассматриваемого сектора экономики, в то время как вопросы формирования экономической основы для будущего роста оборонно-промышленного комплекса России и экспорта ВиВТ мало исследованы. В тоже время приходится констатировать, что достоверная и актуальная информация, связанная с деятельностью субъектов военно-технического сотрудничества, не всегда раскрывается, и остается прерогативой политиков, военных и специалистов, занятых в данной сфере. В связи с этим анализ ситуации на мировом рынке вооружений и военной техники, определение места и роли России на нем, а также разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности и эффективности продвижения продукции военного назначения на мировой рынок в современных экономических условиях особенно актуальны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование роли внешнеэкономической деятельности России на мировом рынке ВиВТ

 

1.1 Особенности  мирового рынка ВиВТ

На мировых рынках разных видов продукции широко распространено такое явление, как «серый экспорт» («черный экспорт»), т.е. поставка продукции частично или полностью в обход официальных каналов, в нарушение норм международного права. Это касается, например, мирового рынка алмазов. Однако особенно это характерно для рынка вооружений. Второй особенностью является то, что основные производители и экспортеры вооружения - как правило, развитые страны, а импортеры – развивающиеся страны, находящиеся в зоне дуги нестабильности (от Пиренеев до Филиппин), а также в Африке. По сути, до конца холодной войны преобладала безвозмездная передача вооружений СССР и США дружественным им режимам. Так, по оценкам экспертов, поставляя оружия на 20-25 млрд. долларов в год, СССР получал живыми деньгами порядка 2-4 млрд. долл. Остальное вооружение поставлялось по бартеру или на безвозмездной основе для поддержки тех или иных режимов. После окончания холодной войны масштабы безвозмездной поставки вооружения уменьшились и фактически с этого момента можно говорить о формировании рынка вооружений как такового. Тем не менее продолжаются секретные трансферты таких легких и компактных видов, как ПЗРК, снайперского стрелкового оружия, противопехотных мин, приборов ночного видения, средств закрытой тактической радиосвязи. Например, это имевшая место в начале 90-х годов масштабная военная помощь России Армении, по поводу которой в Государственной Думе проводилось расследование, и достаточно крупные поставки танков и стрелкового оружия Северному альянсу в ходе недавних боевых действий в Афганистане.

 

Что касается официальных, «белых»  поставок с объявлением тендеров, то необходимо отметить, что цена зачастую не является главным фактором, определяющим выбор покупателя. Приведу пару примеров. В 1998 году Министерство обороны Греции объявило тендер на поставку зенитных ракетных комплексов на сумму в $1,2 млрд. Среди основных претендентов на победу были "Росвооружение" с комплексом С-300ПМУ-1 и американская Raytheon с системой Patriot. Несмотря на то, что российские системы превосходят американские по техническим характеристикам, греки выбрали Patriot, так как она проще в управлении и к тому же имеет боевой опыт применения во время войны с Ираком.

 

Немаловажную роль в исходе тендера сыграло политическое давление США на своих союзников по НАТО. В разгар тендера греки получили послание от госсекретаря США Мадлен Олбрайт, которая весьма жестко советовала им отказаться от закупок С-300. В качестве "утешительного" приза отечественные экспортеры получили контракт на поставку в Грецию ЗРК малой дальности "Тор-М1"4

 

В 2003 г. Россия (и Украина) проиграла тендер на поставку танков Малайзии. Теперь Малайзия потратит $300 млн. на вооружение своей армии польскими  танками РТ-91 - модификацией советского Т-72. Несмотря на дешевизну своих машин, российские и украинские производители тендер проиграли. Малайзийский танковый тендер стартовал в 1998 г., а его результаты стали известны лишь в марте 2003 года. О победе польских танков объявил премьер Малайзии Махатхир Мохамад в ходе визита в Польшу, куда он прибыл из Москвы, где никаких сделок по продаже оружия заключено не было. Малайзия купит у Польши 67 танков РТ-91 на $250 млн и оборудования ещё на $50 млн. Один польский танк, являющийся клоном советского Т-72, обойдётся Малайзии в $3,7 млн, что на $1,2 млн дороже, чем участвовавший в том же тендере российский танк Т-90С (углубленная модификация того же Т-72), который продается в Индию примерно по $2,5 млн за штуку. Столько же хотели получить от Малайзии и украинцы за танк Т-84, имеющий с Т-72 и Т-90 много общих черт и общего предка - танк Т-64 разработки харьковского завода им. Малышева. В 2005 г. в Малайзии началось серийное производство танков РТ-91, а первый полк, укомплектованный этими танками появился в 2010 г.

 

Другой пример. С 1994 года ОКБ (Объединенное конструкторское  бюро) имени Микояна совместно  с французскими фирмами SNECMA, Sexstant Avionique и Thomson-CSF разрабатывало учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ.6 Экспортные перспективы этой машины зависели, прежде всего, от возможности закупки Индией крупной партии тренировочных самолетов. Российская сторона надеялась, что индийцы возьмут именно МиГ-АТ, однако в апреле 2000 года министр обороны Индии заявил, что Дели закупит у европейской компании BAE Systems 66 учебно-тренировочных самолетов Hawk 100. Главной причиной такого решения было то, что Hawk успешно эксплуатируется уже 20 лет, в то время как разработка МиГ-АТ еще не завершена. В последние годы российские экспортеры вооружения осознали: чтобы иметь хорошие шансы выиграть тендер, необходимо максимально учитывать пожелания заказчика. Ярким примером такого подхода явился тендер турецкой армии на закупку 145 ударных вертолетов. Специально для турков фирма "Камов" вместе с израильской компанией IAI на базе вертолета Ка-50 "Черная акула" разработала, по сути, новую машину Ка-52, присвоив ей турецкое имя Er-dogan ("Сокол"). Получившийся ударный вертолет обладал лучшей в мире платформой, самым современным бортовым оборудованием и полностью адаптированным под натовские стандарты вооружением. В ходе тендера российскому вертолету удалось, обойдя машины компаний Boeing и Euro-copter, выйти в финал вместе с вертолетами KingCobra американской фирмы Bell Helicopter Textron и А129 Mongoose итальянской Augusta. Но в финале, проходившем в конце июня 2000 года, победил американский вертолет.7 Причина, возможно, та же, что и в истории с МиГ-АТ: в то время как Er-dogan был единичным прототипом, американская модель являлась модернизированной версией вертолета выпуска 1966 года. Помимо этого, существует еще и немалая политическая подоплека. Хотя Россия предлагала за 145 вертолетов порядка 2 млрд. долл., а США - 4 млрд. долл., США удачно использовала такой политический момент как проблему геноцида армян. Дело в том, что в XX века турками было вырезано несколько миллионов армян. Данный факт был признан и осужден большинством европейских государств, тем не менее, в США при наличии мощного армянского лобби, геноцид пока не признан. А ведь признание данного факта США может привести к очень серьезным экономическим последствиям для Турции. Учитывая все эти факторы, турецкая сторона приняла решение о закупке американской техники.

Информация о работе Основные современные тенденции торговли оружием и военной техникой. Роль России на мировом рынке оружия и военной техники