Основные принципы и факторы размещения и развития электроэнергетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является детальное рассмотрение и изучение особенностей современного развития отрасли электроэнергетики .
Задачами работы являются:
1. Характеристика современного развития отрасли.
2. Выявление проблем отрасли и путей их решения.
3. Выявление сильных и слабых сторон отрасли, возможностей и угроз.
4. Расчет показателей концентрации фирм в отрасли.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные принципы и факторы размещения и
развития электроэнергетики……………………………………...………………5
Глава 2……………………………………………………………………………..9
2.1. Состояние и развитие отрасли на современном этапе…………….......9
2.2. Проблемы развития отрасли……………………………………………15
2.3. Тенденции и перспективы развития отрасли…………………………17
2.4. Основные формы государственного регулирования отрасли электроэнергетики……………………………………………………….21
2.5. Образование объединений предприятий в отрасли………..23
2.6. Крупнейшие компании электроэнергетики в мире и России……….26
Глава 3. SWOT – анализ отрасли электроэнергетики…………………………32
Глава 4. Расчет показателей концентрации……………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемой литературы……………………………………………...48

Файлы: 1 файл

эл.эн.docx

— 123.59 Кб (Скачать)

Для развития Единой Энергосистемы  России энергетической стратегией предусматривается:

  • создание сильной электрической связи между восточной и европейской частями ЕЭС России путем сооружения линий электропередачи напряжением 500 и 1150 кВ.
  • усиление межсистемных связей транзита между ОЭС (объединённой энергетической системой) Средней Волги – ОЭС Центра – ОЭС Северного Кавказа, позволяющего повысить надежность энергоснабжения региона Северного Кавказа, а также ОЭС Урала –  Средней Волги –  Центра ; ОЭС Урала – ОЭС Северо-Запада для выдачи избыточной мощности ГРЭС Тюмени;
  • усиление системообразующих связей между ОЭС Северо-Запада и Центра;
  • развитие электрической связи между ОЭС Сибири и ОЭС Востока, позволяющей обеспечить параллельную работу всех энергообъединений страны и гарантировать надежное энергоснабжение дефицитных районов Дальнего Востока.

Нетрадиционные возобновляемые энергоресурсы (биомасса, солнечная, ветровая, геотермальная энергия и т.д.) потенциально способны с избытком обеспечить внутренний спрос страны. Однако экономически оправданное применение нетрадиционных технологий использования возобновляемых энергоресурсов ещё будет составлять единицы процентов от общего расхода  энергоресурсов.

Намечаемые уровни развития и технического перевооружения отраслей энергетического сектора страны невозможны без соответствующего роста  производства в отраслях энергетического (атомного, электротехнического и  др.) машиностроения, металлургии и  химической промышленности России. Их необходимое развитие – задача всей экономической политики государства.

Основные задачи, которые  предстоит решить для оптимального развития электроэнергетического хозяйства:

  1. обеспечение повсеместного перехода на энерго- и электросберегающие технологии, определение реальных потребностей страны и ее регионов в электроэнергии, с учетом максимальной экономии потребления электроэнергии;
  2. осуществление модернизации энергетического оборудования;
  3. выработка научных основ комплексной эксплуатации электростанций разных видов и мощностей;
  4. реализация действенных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

Россия нуждается в  развитии электроэнергетики: увеличении объема вырабатываемой электроэнергии, наращивание объемов производства новых электростанций и повышение  мощностей уже существующих электростанций будет происходить, в частности, путем увеличения единичных мощностей  и эффективности энергопроизводящих агрегатов.

2.4. Основные формы государственного  регулирования отрасли электроэнергетики.

В зависимости от типа экономики страны (плановая или рыночная), вида собственности (государственная или частная) и степени регулирования рынка (монополия или конкуренция) применяются разные формы государственного управления отраслью. При этом можно выделить три основные формы государственного управления отраслью:

•    прямое государственное управление отраслью.

При этой форме управления государство владеет и через свои органы (например, министерство) напрямую управляет и отраслью, и входящими в нее предприятиями. Объем производства и поставок, ценовая и инвестиционная политика, финансовые показатели, направления использования прибыли - практически все важные для предприятий отрасли решения принимаются государством. Инвестиции осуществляются, как правило, за счет государства. Но поскольку для государства эффективность именно этой отрасли не обязательно является главным приоритетом, то принимаемые решения не всегда отвечают ее интересам. Такая форма управления отраслью имела место в СССР, а также продолжает иметь место в некоторых странах (например, в Китае);

•    государственное регулирование отраслью через государственную корпорацию.

При этой форме управления государство  владеет отраслью, но управляет ею не напрямую, а через создаваемую им государственную корпорацию (компанию). Главное отличие этой формы управления от предыдущей заключается в том, что корпорация, несмотря на то, что в целом и общем выполняет волю государства и должна действовать в его интересах, имеет определенную самостоятельность в принятии решений, направленных на повышение эффективности и получение прибыли. Цены, как правило, устанавливаются государственным регулирующим органом;

•    государственное регулирование и надзор за функционированием отрасли.

Эта форма управления применяется, если все предприятия отрасли  или их часть находятся в частной  собственности. При этой форме регулирования  предприятия отрасли максимально самостоятельны в принятии решений, а государство осуществляет управление отраслью через такие рычаги, как лицензирование, регулирование деятельности монополистов, надзор за безопасностью и т.д. Именно эта форма государственного управления является основной на либерализованных рынках электроэнергии.

Государственное регулирование и  надзор за электроэнергетикой обычно заключается в:

•    лицензировании;

•    государственном регулировании цен (тарифов);

•    государственном надзоре за надежностью и безопасностью производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии;

•   установлении общеобязательных правил, связанных с производством, 
передачей, распределением и потреблением электрической и тепловой энергии, а также надежностью и безопасностью строительства электроэнергетических установок и их эксплуатации.

Структура государственного регулирования  электроэнергетики в разных странах  отличается большим разнообразием  входящих в нее органов управления. Однако в случае дерегулирования, ввиду важных экономических и социальных последствий реформ в электроэнергетике, необходимым представляется иметь в их составе независимый орган, ответственный за проведение реформ и нормальное функционирование рынка.

Неслучайно в большинстве стран, осуществивших дерегулирование  электроэнергетики, было признано необходимым руководство реформами и надзор за функционированием рынка поручить независимым агентствам (FERC в США, OFGEM - в Англии и Уэльсе, Национальная энергетическая администрация - в Швеции и Чили и т.д.). Сфера деятельности этих агентств и их функции в разных странах определены по-разному, но их объединяет то, что они независимы настолько, насколько может быть независимым орган государственного управления.

Независимость создает условия  для принятия решений, направленных, прежде всего, на повышение эффективности и развитие рынка, исходя не из интересов отдельных участников или их групп, а из интересов отрасли и экономики в целом.

 

 

2.5. Образование объединений    предприятий    в    отрасли.

По законодательству РФ предприятия  могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Объединения предприятий создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. В последние десятилетия российская экономика претерпела значительные структурные изменения. Особенно быстро эти изменения развиваются в отраслях, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов. Здесь доминирующее положение заняли новые для российской экономики холдинговые структуры, объединившие под своим контролем различные этапы производственного цикла, начиная от поиска и добычи сырья и заканчивая сбытом готовой продукции. Роль и значение их в отечественной экономике настолько велики, что можно с уверенностью говорить о том, что выход России из экономического кризиса в определяющей степени зависит от успешного развития этих компаний.

Холдинговая компания (холдинг) - это система коммерческих организаций, которая включает в себя "управляющую  компанию", владеющую контрольными пакетами акций дочерних компаний, и дочерние компании.

Образование холдинговых  компаний в электроэнергетике - это  объединение предприятий единого  технологического цикла (от сырья до готовой продукции)- это так называемая "вертикальная интеграция" компаний. Особую значимость ВИК приобретает применительно к отраслям топливно-энергетического комплекса, к числу которых относится и отрасль электроэнергетики, где основными участниками рынка являются вертикально интегрированные компании, в состав которых вошли предприятия многих российских регионов.

Главной целью такого объединения  является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение  стоимости компании.

Примером может служить  объединение электростанции и угольного  разреза в Приморском крае. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет  которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость  электроэнергии. Благодаря этому  объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась  на 3%, электроэнергии- на 17%, а прибыль  возросла на 59%.

А также формирование Холдинга ОАО  РАО «ЕЭС России» :

Основная часть производственных фондов электроэнергетики страны была объединена в рамках холдинговой  компании – Российского акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России» (ОАО РАО «ЕЭС России»). В уставный капитал РАО «ЕЭС России»  были переданы акции акционерных  обществ, созданных на основе крупнейших тепловых электростанций, гидравлических электростанций, а также в ряде случаев – имущественные комплексы  крупных электростанций. Кроме того, в уставный капитал этого общества были переданы большая часть магистральных  высоковольтных линий электропередачи, формирующих ЕЭС России, акции  центрального и имущество региональных объединенных диспетчерских управлений, научно-исследовательские и проектные  организации, контрольные пакеты акций  региональных акционерных обществ  энергетики и электрификации , образованных на базе региональных энергосистем –  производственных объединений энергетики и электрификации. Контрольный пакет  акций ОАО РАО «ЕЭС России»  был закреплен за государством, сохранившим  таким образом акционерный контроль за активами электроэнергетики, переданными  этому обществу.

К плюсам  данных компаний можно отнести следующие:

- объединенные компании  обеспечивают полный цикл производства  от реализации до сбыта;

- возможность концентрации  производства и ресурсов;

- возможность проведения  единой политики: кадровой, финансовой;

- снижение издержек за  счет масштаба производства;

 

2.6. Крупнейшие  компании электроэнергетики в  мире и России.

ОАО «Интер РАО ЕЭС» — российская энергетическая холдинговая компания, занимающаяся производством и продажей электроэнергии в России и за рубежом. «ИНТЕР РАО ЕЭС» — одна из крупнейших в России публичных электроэнергетических компаний. ЗАО «Интер РАО ЕЭС» было образовано в 1997 году как дочернее предприятие РАО «ЕЭС России». Первоначальной специализацией ИНТЕР РАО была международная торговля электроэнергией.

С 2002 года компания начала самостоятельно осуществлять экспорт электроэнергии из России. В том же году начало осваивать производство электроэнергии, арендовав энергоблок на Ириклинской ГРЭС. Компания является основным оператором экспорта электроэнергии из России. Основными акционерами «ИНТЕР РАО» остаются государственные организации.

КЭС холдинг(ЗАО «Комплексные Энергетические Системы») -  крупнейшая в России частная холдинг-компания, которая работает в сфере электроэнергетики.  Компания создана в декабре 2002 года для реализации стратегических инвестиционных программ в российской электроэнергетике. КЭС владеют стратегическими/контрольными пакетами акций и осуществляют управление в 4-х ТГК и занимает 5 место по установленной мощности среди электроэнергетических компаний РФ, является  крупнейшим в России производителем тепловой энергии. В числе стратегических направлений деятельности КЭС: производство электроэнергии; развитие генерирующих мощностей; розничные продажи электричества, тепла.

ОАО "СО ЕЭС"

Открытое акционерное общество «Системный оператор – Центральное  диспетчерское управление Единой энергетической системы» выделено из структуры ОАО  РАО «ЕЭС России» и зарегистрировано как самостоятельное предприятие.

ОАО «Холдинг МРСК»

Открытое акционерное общество «Холдинг межрегиональных распределительных  сетевых компаний» создано в  результате реорганизации ОАО РАО  «ЕЭС России» . ОАО «Холдинг МРСК»  осуществляет управление операционными  Межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), функционирующими на большей части территории Российской Федерации. Контролирующим акционером является государство, владеющее около 53% акций.

Информация о работе Основные принципы и факторы размещения и развития электроэнергетики