Основные направления работы с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1. Экологическое просвещение родителей………………………….…………3
1.2 Процесс формирования экологического просвещения родителей…….3
1.3 Взаимодействие ДОУ и семьи. Формы взаимодействия………………..4
1.4 Методика работы с семьёй………………………………………………...7
2. Дифференцированный подход к работе с родителями……………………..8
2.1 Особенность родителей как объекта экологического образования……17
3. Основные направления работы с родителями………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Формы организации эколого педагогического просвещения родителей в детском саду.docx

— 60.07 Кб (Скачать)

Большое значение имеет выработка единых подходов к экологическому воспитанию в семье и учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит, в большей степени, на основе положительного примера в повседневной жизни. Родители и воспитатели должны в связи с этим сами понимать суть экологических проблем и причин их порождающих, вовлекать детей в совместную природо-созидательную деятельность.

 

     Особое внимание к проблемам экологического образования юных граждан можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

 

     Воспитание у дошкольников экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть, что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.

Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Правда, социологические исследования свидетельствуют, что сегодня степень озабоченности населения, его информированность и активность по поводу экологических проблем находятся на низком уровне и не зависят от возраста. Это делает проблематичным высокую эффективность экологического воспитания и образования в семье и обуславливает необходимость непрерывного процесса экологического просвещения родителей.

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:

  • экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п.;

  • совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; участие в природоохранных акциях, проведение педагогических мастерских; изготовление наглядных пособий, игрушек; сочинение экологических сказок и оформление книг; обследование собственного дома и дачи; проектно-исследовательская деятельность.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

    1. Основные направления работы с родителями

Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов, многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с воспитателями, что очень важно для экологического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует.

Вместе с тем, многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении. В результате, ребенок начинает возражать воспитателям на занятиях, мотивируя это тем, что «так считает мама (папа)».

Разрыв между требованиями, предъявляемому к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях доказала, что формирование личности ребенка в семье – это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на пап и мам. Зачастую интерес родителей к экологическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада. Так многие родители просят показать экологическую комнату, живой уголок и т.д. Экологи отмечают, что взрослые благодаря детям, хорошо осведомлены о занятиях по программе «Юный эколог» и проявляют большой интерес к ним.

В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образовании в целом, выделяют ряд компонентов содержания, что отражено в таблице.

 

 


Познавательный

Ценностный

Нормативный

Деятельностный

 

Окружающая среда и здоровье ребенка.

Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, в городе, стране, мире. Пути решения этих проблем.

Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром.

Методики ознакомления ребенка с окружающим миром.

 

Природа как универсальная ценность для человека.

Значение природы в жизни человека.

Здоровье ребенка и природа, окружающая среда.

Человек – часть природы.

Формирование разумных потребностей.

 

Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экстремальных ситуациях.

Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач.

Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция.

Знание психологических особенностей ребенка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой.

 

Участие в природоохранных акциях своего микрорайона или на территории детского сада совместно с детьми (озеленение, уборка мусора, сооружение и размещение кормушек).

Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах, выращивании растений, уход за животными.

Сбор природных коллекций во время отпуска, сбор экспонатов для музеев природы в детском саду.

Выполнение домашних заданий с детьми.

Совместное чтение литературы.





Таблица 1

Таблица 1

 

 

Заключение

 

Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни требований, которые представляются на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психической структуры личности ребёнка, его знаний и мышление, совокупностью определённых физиологических особенностей.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью в системе экологического образования личности.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Приучить детей соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться трудно.

Многие родители слышали о проблемах загрязнения окружающей среды, но считают, что лично их эти проблемы не затрагивают и поэтому никак не отражаются на их поведении. Поэтому необходимо привлекать внимание родителей к проблемам загрязнения, подчеркивая тесную связь состояния нашего здоровья и безответственного, неграмотного поведения в повседневной жизни.

 

 

Список используемой литературы

 

1.Арнаутова Е. Методы обогащения  воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002, N 9. –  С. 52 - 58.

2.Балаценко Л. Работа с  родителями по экологическому  воспитанию детей // Ребенок в  детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

3.Булыгина И.В. Экологическое  воспитание в семье. – http://irvic25.ucoz.ru/publ/roditelskie_sobranija/ehkologicheskoe_vospitanie_v_seme/

4.Взаимодействие образовательного  учреждения с семьей как с  главным партнером в организации  воспитательного процесса (методические  рекомендации). – Оренбург: Оренбургский  ИПК, 2003.

5.Григорьева Н., Козлова  Л. Как мы работаем с родителями. // Дошкольное воспитание. 1998, N 9. –  С. 23 - 31.

6.Далинина Т. Современные  проблемы взаимодействия дошкольного  учреждения с семьей. // Дошкольное  воспитание. 2000, N 1. – С. 41 - 49.

7.Дошкольное учреждение  и семья – единое пространство  детского развития. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М., 2001. – С. 25 - 26.

8.Закон Российской Федерации  «Об образовании». – М., 2003.

9.Зачем маленьким детям  нужно знать, что такое экология. // Мир природы. – http://detsad61.ru/mir_prirody

10.Зенина Т. Работа с  родителями по экологическому  воспитанию дошкольников. // Дошкольное  воспитание. 2000, N 7. – С.58-63.

11.Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание. N 7. – С. 10-12.

12.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М., 2004.

13.Копцова Г.А. Организация  работы с родителями в современном ДОУ. // Всё для детского сада. –  http://www.moi-detsad.ru/

14.Куликова Т.А. Семейная  педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

15.Павлова Л. О взаимодействии  семейного и общественного воспитания  детей раннего возраста. // Дошкольное  воспитание. 2002, N8. – С. 8 - 13.

16.Рыжова Н.А. Экологическое  образование в детском саду. –  М., 2001.

17.Трусова Е.С. Экологическое  воспитание – это воспитание  нравственности, духовности и интеллекта. // Воспитание детей дошкольного  возраста в детском саду и  семье. – http://www.doshvozrast.ru/

18.Тюлина Л.М. Воспитание  положительного отношения к природе. //  Воспитание детей дошкольного  возраста в детском саду и  семье. – http://www.doshvozrast.ru/

 

Приложение 1

Родительское собрание

«Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология»

Время на стыке тысячелетий можно, без сомнения, назвать временем переосмысления человечеством своего места и своей роли в мире природы. Последнее десятилетие XX века вплоть до наших дней мы являемся свидетелями развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. И если современное взрослое поколение начинало понимать исключительную важность бережного отношения к окружающему миру уже в сознательном возрасте, то нашим детям просто жизненно необходимо заложить экологическое восприятие мира в основу сознания.

Так что же это за наука такая – «экология»? Чем занимается? Что изучает? Уровень «парниковых газов» в атмосфере? Степень загрязненности водоемов? Вред от нефтяных пятен в океане? Зачем это маленьким детям, спросите вы.

 Да, все это наука  экология изучает, но здесь речь  уже идет о «диагностике» и  «лечении» огромного организма  – планеты,  которое необходимо  применить, чтобы ликвидировать  результаты недальновидного и  безответственного поведения Человека в своем Доме – Окружающем его мире. А если не брать во внимание природные катаклизмы – что же изучает экология? Вот, как раз, его – окружающий мир – и изучает! Ведь в переводе с греческого «экос» (или, вернее «ойкос») означает «дом, жилище», вторая часть «логос» – «учение». Так значит, экология – наука о доме, о месте обитания. А где мы все обитаем, если в корень посмотреть?  Разумеется, в мире природы и ее ресурсов: она дает нам и пищу, и одежду, и дом – в общем, все необходимое для нашего существования. Но ведь у нас есть еще и соседи – другие живые организмы, которые нас окружают, и с которыми желательно не портить отношения. А есть еще и неживая природа, способная радикально изменить наши условия проживания. И все это нужно учитывать, обо всем помнить и ВСЕ ЛЮБИТЬ как данность. И дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. 

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье.

Экологическое воспитание  является одним из основных направлений деятельности нашего детского сада. У нас реализуется программа С.Н.Николаевой «Юный эколог». В начале и конце года проводится диагностика уровня развития по данной дисциплине.

Занятия проводятся во всех группах, материал и форма его подачи адаптированы по возрасту. Для наиболее эффективного усвоения полученных знаний о природе тематика занятий по экологии часто отражена и на других групповых занятиях по лепке, аппликации, рисованию,  чтению художественной литературы, а также в ролевых играх, которые проводятся и на экологических занятиях тоже.

В процессе занятий проводятся элементарные опыты и наблюдения за живой и неживой природой, ребята осваивают основные принципы ухода за домашними растениями и животными.  Весной совместно с нашими воспитанниками выращивается рассада для засаживания цветников на территории детского сада – так мы стараемся приобщать детей к доброте и заботе о живом.

Приобщение ребят к труду в природе происходит и на нашем огороде, где они совместно с воспитателем выращивают свой урожай: оказывают посильную помощь в подготовке почвы (работают грабельками), сеют, поливают, следят за сорняками.

Для закрепления пройденного материала проводятся тематические игры и викторины (наподобие «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес» и др.), а также досуги, где дети имеют дополнительную возможность в игровой форме проверить (и пополнить) свои знания.  

Во время прогулок также проводятся наблюдения за погодными условиями, сменой времен года, живой и неживой природой. Во время наших занятий мы стараемся обращать внимание детей на то, как красиво и мудро устроен мир вокруг нас, учить сострадать живым существам, не нарушать без нужды спокойствия окружающих нас растений и животных, а также прививаем основы культурного поведения: учим не ломать, не сорить, не обижать живого, помогать живому.

 

1   Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-

2 Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2000, N 7. – С.58-63.

Информация о работе Основные направления работы с родителями