Основные направления работы с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1. Экологическое просвещение родителей………………………….…………3
1.2 Процесс формирования экологического просвещения родителей…….3
1.3 Взаимодействие ДОУ и семьи. Формы взаимодействия………………..4
1.4 Методика работы с семьёй………………………………………………...7
2. Дифференцированный подход к работе с родителями……………………..8
2.1 Особенность родителей как объекта экологического образования……17
3. Основные направления работы с родителями………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Формы организации эколого педагогического просвещения родителей в детском саду.docx

— 60.07 Кб (Скачать)

2. Анкетирование воспитателей;

3. Тестирование родителей;

4. Индивидуальные беседы  с родителями;

5. Индивидуальные беседы  с детьми;

6. Посещение семьи ребенка;

7. Изучение тестов-рисунков  детей типа “Мой дом”, “Моя  семья”.

8. Наблюдение за ребенком  в сюжетно-ролевой игре “Семья”.

9. Наблюдение воспитателем  за взаимоотношением родителей  и детей во время приема  и ухода детей.

10. Моделирование игровых  и проблемных ситуаций и т.д.

 

 Для выявления педагогической культуры родителей можно предложить следующую анкету:

1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

 

    а) слушаете передачи  по радио и телевидению;

 

    б) посещаете лекции  для родителей;

 

    в) на основе рекомендаций  педагогов;

 

    г) используете жизненный  опыт.

2. Какие методы в воспитании  Вы считаете наиболее эффективными?

 

    а) поощрение;

 

    б) наказание;

 

    в) требование;

 

    г) приучение.

3. Какие виды поощрения  Вы используете чаще всего?

 

    а) словесная похвала;

 

    б) подарки;

 

    в) ласки.

4. Какие виды наказания  наиболее действенны в воспитании?

 

    а) физическое наказание;

 

    б) словесная угроза;

 

    в) лишение развлечения;

 

    г) проявление вами  обиды.

С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе используются тесты следующего типа:

1. Нравится ли Вам ваш  малыш?

2. Слушаете ли Вы, что  ребенок говорит?

3. Смотрите ли Вы на  малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы  создать у ребенка ощущение  значимости того, что он говорит?

5. Поправляете ли Вы  речь ребенка?

6. Позволяете ли Вы  ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его?

8. Смеетесь ли Вы вместе  с малышом?

9. Отводите ли Вы каждый  день время для чтения ребенку  и бесед с ним?

10. Играете ли Вы с  малышом в какие-нибудь игры? и  т.п.

 

      

По результатам диагностики для выявления категорий родителей можно выделить следующие типы:

1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.

2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания.

3 категория: это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка  не является жизненно важной проблемой.

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.

Так же можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска). К последним можно отнести следующие:

- семьи с детьми-инвалидами;

- многодетные семьи;

- опекунские семьи;

- неполные семьи;

- малообеспеченые семьи;

- неблагополучные семьи.

В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

Но, как уже было отмечено, эффективное просвещение родителей не может вестись без активного участия воспитателей, методистов, социальных педагогов. И есть необходимость более подробно коснуться деятельности воспитателей и социальных педагогов в работе с родителями.

Просвещение родителей в системе экологического образования дошкольников

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.2

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.3

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Экологическое образование это:

  • непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»),

  • формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

Экологическая культура – совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Термин «экология» оказался очень удачным, так как его можно трактовать расширительно. Он произошел из двух греческих слов: oikos (ойкос) – дом или жилище, logos (логос) – изучение или наука. Термин оказался удачным лингвистически, им стали обозначать вообще качество жизни в отношении состояния окружающей среды (экологически благоприятный район, экологическое благополучие).4

В то же время, человек – тоже живой организм, часть биосферы. Он находится во взаимоотношении с окружающей средой и влияет на ее состояние, причем за последние столетия это влияние стало определяющим. Поэтому человеку свойственно рассматривать экологию как «обслуживающую» его благополучие дисциплину. Экология должна, с этой точки зрения, дать ответы, как сохранить окружающую среду в максимально ненарушенном, естественном состоянии.

Среди множества проблем, связанных с таким расширительным пониманием экологии, одна из важнейших – экологическое воспитание и экологическое образование.

Так как современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, то экологические связи, следовательно, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия невозможно полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить три задачи:

  1. доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

  1. помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

  1. помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Экологическое образование предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть ее красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного или растения.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений, мотивов и поступков. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности, и осознанию этой проблемы следует уделять внимание с раннего детства.

Образование в области окружающей среды утверждает представление о целостности окружающей среды, используя междисциплинарный подход и обучение в режиме решения проблем.

Дошкольное воспитание по своей природе открыто для решения задач образования в области окружающей среды, так как на этом уровне дети еще инстинктивно обладают целостным взглядом на свое окружение, они еще не «вышколены» дробить знания на отдельные дисциплины, как это происходит позже в средней и высшей школе. При этом на уровне дошкольного воспитания в особенности необходимо, чтобы учащиеся действительно приобрели способность обнаруживать проблемы своего окружения и решать их, как в ходе учебы, так и позже, став взрослыми гражданами и, возможно, приобретя тот социальный статус, при котором принимаются особенно важные решения.

У ребенка до 5 лет закладываются основы мировоззрения. Закладываются эти основы на базе того, что малыш видит вокруг себя, слышит вокруг себя, в чем принимает участие, как относятся к этому взрослые.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.  Экологическое  образование (просвещение)  родителей  – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия.

 

 

 2.1 Особенность родителей как объекта экологического образования

Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Во многих дошкольных учреждениях существуют стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах. Эти же факты часто приводятся и на родительских собраниях. Но практика показала, что такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. С другой стороны, оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, при знакомстве с «Экологическим паспортом детского сада», в процессе посещения экологических комплексов, живого уголка, территории детского сада. Работа с семьями ведется практически во всех дошкольных учреждениях страны.

Информация о работе Основные направления работы с родителями