Основные направления повышения экономического роста Республики Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

На основании анализа современной макроэкономической ситуации в Республике Беларусь, проводится анализ ряда экономических показателей, их динамики и отмечаются возможные направления по ускорению экономического роста. Разрабатываются направления в инвестиционной, бюджетной, налоговой и других сферах, непосредственно влияющих на экономический рост.
В связи с вышеизложенным, перед данной работой поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность экономического роста, как важнейшей макроэкономической категории.
2. Проанализировать основные показатели, характеризующие макроэкономический рост.
3. Рассмотреть основные типы, факторы и модели макроэкономического роста.
4. Разработать направления активизации экономического роста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Понятие и особенности экономического роста в условиях современной макроэкономической ситуации
1.1 Экономический рост и его проблемы в современный период…………5
1.2 Показатели экономического роста……………………………………..9
2. Факторы, типы и модели экономического роста
2.1 Факторы, оказывающие влияние на экономический рост…………..13
2.2 Типы и модели экономического роста………………………………..18
3. Основные направления повышения экономического роста Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономическому росту.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

- снижение процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;

- снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, освоение новых технологий;

- поддержание обменного курса рубля и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность перспективных и социально значимых отраслей экономики;

- регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях предотвращения инфляции издержек, пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства.

Создание условий для развертывания механизмов добросовестной конкуренции, активизации предпринимательской деятельности, эффективной работы рыночных механизмов:

- декриминализация хозяйственных отношений;

- активизация антимонопольного регулирования;

- упорядочение процессов ценообразования и устранение всех форм ценовой дискриминации покупателей, пресечение сговоров в целях завышения цен;

- устранение излишних бюрократических барьеров для развития предпринимательской деятельности;

- обеспечение полноценной защиты законно приобретенных прав собственности.

Следует отметить, что многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка экономики на основе широкого распространения современных технологий может осуществляться через формирование процедур выбора и механизмов реализации приоритетов структурной перестройки экономики на основе опережающего развития нового технологического уклада, создания современных производственно-технологических структур с высоким потенциалом роста на мировом рынке.

Среди иных мер необходимо отметить:

- принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала;

- создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;

- обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом.

Преодоление глубокого кризиса государственных финансов предполагает одновременное решение задач пресечения уклонений от уплаты налогов и расширения налоговой базы, снижения налогового бремени и рационализации системы налогообложения, резкого повышения эффективности использования неналоговых источников дохода, принадлежащих государству, а также кардинального повышения эффективности системы государственных расходов.

В свою очередь, налоговая реформа должна обеспечить: снижение общего бремени налогообложения общественно полезной деятельности; перенос тяжести налогообложения с производства на потребление и рентные платежи; освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на цели развития производства и освоения новой техники, научных исследований и разработок, пополнения оборотных средств предприятий; упрощение налоговой системы; перераспределение тяжести налогообложения граждан с малоимущих на лиц с высокими и сверхвысокими доходами. В целях стимулирования оживления производства следует предоставлять налоговые кредиты предприятиям, расширяющим производство и наращивающим инвестиции.

В сфере регулирования цен для устранения накопившихся ценовых диспропорций, пресечения злоупотребления монопольным положением на рынке и создания условий для добросовестной конкуренции необходимо устранение завышения цен на продукцию естественных монополий и высокомонополизированных отраслей экономики и снижение относительных цен на энергоресурсы, тарифов на электроэнергию, услуги транспорта и связи как прямыми, так и косвенными методами. Государственное регулирование цен на эти виды товаров и услуг должно быть нацелено на устранение накопленных диспаритетов и предусматривать выравнивание кумулятивного темпа роста цен на продукцию высокомонополизированных отраслей и готовых изделий, начиная с момента их либерализации.

Обеспечение механизмов добросовестной рыночной конкуренции требует упорядочения процедур ценообразования, введения их правового регулирования в целях предотвращения дискриминации потребителей, пресечения организационных монополий, создаваемых в целях завышения цен, а также других формы использования контроля за рынком для необоснованного завышения цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были рассмотрены основные категории экономического роста в условиях современной рыночной экономики, а также определено их взаимодействие и возможные условия и последствия нарушения баланса. В процессе рассмотрения вышеуказанных вопросов можно сделать вывод о том, что экономический рост выступает целью функционирования современного государства.

По итогам рассмотрения основных социально экономических показателей Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что в результате динамичной и устойчивой работы важнейших отраслей экономики Беларуси рост валового внутреннего продукта c учетом изменения методологии расчета индекса физического объема продукции промышленности составил в январе-феврале 110,9% к аналогичному периоду 2005 года. Прирост ВВП за 2010 год должен составить по прогнозу 7-8,5%.

По итогам последних лет обеспечен темп роста объема инвестиций в основной капитал на уровне 139,8% к аналогичному периоду 2009 года (прогноз на год - 113-114%), а по объектам производственного назначения - 148,7%. Удельный вес инвестиций производственного назначения в общем объеме инвестиций составил 63,3%, что на 0,3 процентных пункта выше, чем в январе-феврале 2010 года. На строительство жилых домов использовано 21,3% от общего объема инвестиций, или 127,1% к уровню января-февраля 2005 года. За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 427 тыс.кв.м общей площади жилых домов, в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях - 206 тыс.кв.м. В результате по сравнению с таким же периодом прошлого года ввод в действие жилья увеличился на 55 тыс.кв.м, или на 14,9%.

По данным Минэкономики, внешнеэкономическая деятельность в январе 2010 года характеризовалась положительной динамикой и значительным превышением прогнозных параметров. Так, объем внешней торговли товарами и услугами из расчета в фактических ценах составил 139,2% к январю 2009 года (прогноз на год - 108,3-109,3%), в том числе экспорт - 132,8% (108,5-109,5%), импорт - 146,7% (108-109%). За первый месяц года сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительное и составило $89,6 млн., в том числе сальдо торговли товарами - $11,8 млн., услугами - $77,8 млн. В январе республика осуществляла внешнеторговые операции со 129 странами мира. Товары поставлялись на рынки 100 государств, импортировалась продукция 114 стран.

Стабильная экономика способствовала в январе 2010 года сохранению тенденции опережающего роста реальных денежных доходов населения. Этот показатель (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за январь по сравнению с январем прошлого года увеличился на 16,3% при прогнозе на год - на 7-8,5%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) - на 15,4%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1.  Борисов Е. Ф.  «Экономическая  теория», Москва: «Юристъ», – 1999 г.

2. Баканов, М.И. Теория экономического  анализа: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет; - 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы  и статистика, 1997. –416с.:ил.

3. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика.- М.: ДИС, 1997

4. Бычкова, С.М. Аудит себестоимости продукции/ С.М. Бычкова, Н.В. Лебедева.  // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий АПК.- 1997.-№4.-с.12-14

5. Глинский, Ю. Новые методы управленческого  учета/ Ю. Глинский. // Финансовая газета.- 2000.- №52.- с. 5-9.

6. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. – 535с.

7. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. – СПб., 1997.

8. Керножицкий А. Политика бюджетного регулирования экономики/ Финансы, учет, аудит. 1999 № 4

9. Козырев В.М. Основы современной экономики.- М.: Финансы и статистика, 1998.

10. Макроэкономика/ Учебное пособ. Под ред. Базылева М. Н., Гурко С. П. Мн.:БГЭУ, 1998 Стр. 185

11. Национальная экономика Беларуси. Под ред. Шимова В.Н. Мн., Мн., БГЭУ 2008 г.

12. Экономика Беларуси. Итоги. Тенденции. Прогнозы. № 1 2009 г.

13. Пресс релиз Министерства  статистики и анализа Республики  Беларусь «Об изменении уровня  жизни населения Республики Беларусь  в 2009 году»

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные направления повышения экономического роста Республики Беларусь на современном этапе