Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение различных подходов к управлению ликвидностью коммерческого банка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть содержание понятия ликвидность;
рассмотреть содержание понятий активы и пассивы коммерческого банка в современной экономической теории;
изучить факторы, влияющие на ликвидность, коммерческого банка;
раскрыть содержание основных методов управления ликвидностью;
рассмотреть методы управления активами и пассивами.
Введение
1 Сущность ликвидности, активов и пассивов с точки зрения ликвидности
1.1 Содержание понятия ликвидности коммерческого банка и определяющие ее факторы
1.2 Управление активами и пассивами коммерческого банка, основные его задачи
1.3 Основные методы УАП (Управление активами и пассивами)
2 Основные методы управления ликвидностью
2.1 Сущность и основные способы управления ликвидностью коммерческого банка
2.2 Перспективные модели управления ликвидностью
2.3 Современная оценка ликвидности банковской системы России
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Аналитическая задача УАП состоит в оценке чувствительности подверженности баланса к различным изменениям одного или нескольких факторов, а также в количественной оценке влияния непредвиденных колебаний в одном или нескольких факторах.
Наконец, результатом операций
управления активами и пассивами
можно считать создание эффективных
страховых стратегий для
Ликвидность активов - способность активов трансформироваться в денежную наличность посредством их реализации или погашения обязательств должником. По степени ликвидности активы банка распределяются на несколько групп:
Степень ликвидности актива
должна соотноситься с рискованностью
актива. Под рискованностью понимается
потенциальная возможность
В соответствии с международными стандартами активы обычно классифицируются по следующим категориям:
Сочетание степени ликвидности и рискованности актива позволяет прогнозировать возможные потери по данным активам (риск убытков) и формировать необходимые резервы.
С помощью пассивных операций
банки формируют свои ресурсы. Суть
их состоит в привлечении
Особую форму банковских ресурсов представляют собственные средства (капитал) банка. Собственный капитал, имея четко выраженную правовую основу и функциональную определенность, является финансовой базой развития банка. Он позволяет осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам и кредиторам в случае возникновения убытков и банкротства банков; поддерживать объем и виды операций в соответствии с задачами банков.
В составе собственных средств банка выделяют: уставный, резервный и другие специальные фонды, а также нераспределенную в течение года прибыль.
Современная структура ресурсной базы коммерческих банков, как правило, характеризуется незначительной долей собственных средств.
Основную часть ресурсов банков формируют привлеченные средства, которые покрывают от 80 до 90 % всей потребности в денежных средствах для осуществления активных банковских операций. Максимальный размер привлеченных средств зависит от собственного капитала банка. В разных странах существуют различные нормативы соотношения между собственным капиталом и привлеченными средствами.
Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков. По фиксированности срока привлеченные ресурсы подразделяются на управляемые ресурсы и текущие пассивы. Управляемые ресурсы включают срочные депозиты, привлеченные банком, и межбанковские кредиты. Текущие пассивы формируются остатками средств на расчетных, текущих и корреспондентских счетах.
1.3 Основные методы УАП (Управление активами и пассивами)
УАП (Управление активами и пассивами) предполагает использование нескольких методов, наиболее известные среди них:
В начале развития основными методами оценки рисков активов и пассивов стали анализ несовпадений (гэп-анализ) и анализ дьюраций. Оба подхода хорошо работали, если активы и пассивы охватывали фиксированные денежные потоки. В особых случаях, таких как ипотечные кредиты и отзывные долговые обязательства, гэп-анализ не работает. Анализ дьюраций теоретически мог бы дать результат, но расчет очень сложных показателей создавал множество проблем3. В итоге банки и страховые компании стали внедрять сценарный анализ. Этот метод подразумевает рассмотрение нескольких сценариев изменения процентных ставок на 5-10 лет. Можно задавать снижающиеся ставки, нарастающие ставки, постепенное понижение, за которым последует неожиданный скачок и т.п. Сценарии могут задавать поведение всей кривой доходности. Количество сценариев может достигать десяти и более. Кроме того, необходимо оценить эффективность компании. Далее, на основе этих данных можно рассчитать эффективность баланса компании при каждом из сценариев. Если предполагаемая эффективность оказывается низкой по данному сценарию, то отдел УАП должен предпринять меры по корректировке активов и пассивов, чтобы сократить возможные риски. Очевидный недостаток сценарного анализа - зависимость от выбора конкретных параметров, а также необходимость множества предположений о поведении активов и пассивов при конкретном сценарии. По сути, УАП это замена учета на основе рыночных показателей в контексте учета методом начисления. Однако, это еще не окончательное решение проблемы. Доходы, полученные от переоценки портфеля ценных бумаг на основе текущих цен могут оказаться существенными, но при этом компания способна потерпеть крах в результате неадекватных потоков денежной наличности. Некоторые методы УАП, такие как анализ дьюраций, не решают вопросов ликвидности. Другие совместимы с анализом денежных потоков (в частности, небольшая модификация гэп-анализа дает такое решение). Для оценки рисков ликвидности с успехом применяется сценарный анализ.
Финансовые организации вовремя осознали, что потенциал ликвидных рисков может быть недооценен в УАП анализе. Кроме того, выяснилось, что ряд инструментов, применяемых в УАП отделах, можно применить для оценки рисков ликвидности. В результате оценка и управления рисками ликвидности (УРЛ) стала второй функцией УАП подразделений. Сегодня УРЛ считается составляющей УАП.
С начала 80-х УАП претерпело существенное развитие. Многие фирмы все больше применяют учет на основе рыночной стоимости. Однако для банков, которые занимаются торговыми операциями, более применимы методы управления рыночными рисками, а не УАП. В финансовых компаниях УАП применяется в тех направлениях, где учет выполняется на основе начисления. В том числе в области кредитования и приема депозитов, а также для всех страховых операций.
Методы УАП также претерпели ряд изменений за эти годы. Рост внебиржевых рынков ценных бумаг упростил ряд стратегий хеджирования. Существенное развитие получили методы секьюритизации, которые позволяют компаниям напрямую устранять риски активов-пассивов.
Масштаб УАП все больше расширяется. Сегодня отделы УАП решают проблемы валютных и других рисков. Также УАП применяется в нефинансовых фирмах. Производственные компании применяют эти методики для оценки рисков процентных ставок, ликвидности и рисков изменения валютных курсов. Кроме того, соответствующие методы применяются для оценки товарных рисков. Например, хеджирование цен на топливо в авиакомпании или цен на сталь для производства часто рассматривается как один из элементов УАП.
Управление активами и
пассивами (УАП) охватывает все более
широкий диапазон количественных методов
управления рисками. Поскольку методы
УР становятся все более глубокими,
а информационные технологии все
более мощными и адаптируемыми,
то появляются возможности совершенствования
и расширения УАП. Однако по мере развития
технологии возрастают и требования
к человеческим ресурсам и организационным
структурам. Рассмотрим различные модели
и показатели, используемые в управлении
активами и пассивами, а также
те недостатки и преимущества, которые
они обеспечивают для управления
рисками.
2 Основные методы управления ликвидностью
2.1 Сущность и основные способы управления ликвидностью коммерческого банка
Необходимо сказать, что на ликвидность банка оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды. Воздействие внешней среды осуществляется через макроэкономические факторы, к числу которых обычно относятся:
Микроэкономические факторы действуют на уровне данного коммерческого банка - в частности, это достаточность собственного капитала банка, качество и устойчивость (постоянство) ресурсной базы, качество активов, сбалансированность активов и пассивов по суммам и срокам, степень зависимости от внешних источников средств, эффективность управления банком, сложившийся имидж данной кредитной организации, эффективность маркетинговой политики. [6, С. 105-106]
Основные методы управления ликвидностью коммерческого банка можно классифицировать следующим образом:
Коэффициентный метод основан на инструкциях ЦБ РФ. Рассмотрим основные официальные коэффициенты оценки ликвидности, принятым в соответствии с инструкцией ЦБ РФ от 1 октября 1997г. №1 (с указаниями ЦБ РФ от 27 мая 1999 г. №567 - У) «О порядке регулирования деятельности банков». Согласно этой инструкции, каждый коммерческий банк осуществляет управление ликвидностью на основе расчётов обязательных коэффициентов (нормативов).
Первым коэффициентом является коэффициент достаточности капитала (Н1). Расчёт Н1 можно представить по формуле (1).
(1)
Где: А - активы, взвешенные с учётом риска;
Р (ц) - общая величина созданного резерва под обесценение ценных бумаг;
Р (к) - величина созданного резерва на вероятные потери по ссудам ;
Р (д) - созданный резерв на потери по прочим активам и по расчётам с дебиторами;
КРВ - величина кредитного риска (в абсолютном выражении) по внебалансовым операциям банка (кроме срочных сделок);
КРС - величина кредитного риска по срочным сделкам.
В литературе, посвященной коэффициентному методу управления ликвидностью, предлагается также дополнительный коэффициент, именуемый коэффициентом общей достаточности капитала (Кодк) определяемый по формуле (2).
(2)
Где: А - активы, взвешенные с учётом риска;
А0 - активы, имеющие нулевой коэффициент риска.
Следующий обязательный норматив ликвидности - коэффициент мгновенной ликвидности (Н2). В общем виде его можно записать в виде отношения высоколиквидных активов к обязательствам до востребования. Если детализировать расчёт коэффициента, то мы получим следующую формулу (3).