Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:19, реферат
Задачей настоящей работы является изучение экономических проблем безработицы, которая позволяет определить ее последствия, а также меры государственной политики в области безработицы. Ведь, по мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 4
1.1 Определения безработицы и ее особенности 4
1.2 Виды безработицы 6
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 10
2.1 Основные причины и последствия безработицы 10
2.2 Экономические проблемы безработицы 13
3 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 16
3.1 Возникновение безработицы в России 16
3.2 Факторы, способствующие безработице в России 23
3.3 Пути решения проблемы безработицы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Во-первых, заработная плата резко отстала от стоимости воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, движение ставок заработной платы искажается инфляционными процессами. В-третьих, не сложилась пока система договорного формирования заработной платы. В-четвертых, сохранились некоторые централизованные способы административного регулирования заработной платы (единая тарифная сетка для бюджетных организаций).
Негибкость рынка труда определяется также отсутствием свободного рынка жилья, институтом прописки (регистрации) и другими ограничителями, оставшимися в наследство от старого режима.
Характерной чертой рынка труда России является наличие в достаточно широких масштабах скрытой (неформальной) занятости.
Всех занятых в экономике можно условно разделить
на три группы: занятые в формальном государственном,
формальном негосударственном (частном),
неформальном секторах. К последнему относятся
незарегистрированная в соответствии
с законодательством экономическая деятельность,
занятые в которой не платят налогов. В
России неформальный сектор чрезвычайно
разнообразен, внутри него выделяется
несколько разновидностей занятости:
по профессионально-
Можно выделить
следующие особенности
- наличие наряду с
открытой безработицей
- наличие наряду с
официально регистрируемой
- наличие значительной
фиктивной безработицы (
- неразвитость инфраструктуры рынка труда;
- наличие больших
разрывов в уровнях
Что можно сказать о безработице в настоящее время? Росстат опубликовал краткие итоги обследования населения по проблемам занятости, и при сравнении с результатами предыдущего исследования в сфере занятости обнаруживается несколько не очень приятных тенденций (рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровень Безработицы в России (1992-2009), в %
Так, в ноябре 2009 года из 69,2 млн. занятых россиян 5,0 млн. человек классифицировались как безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ). По сравнению с ноябрем 2008 года численность занятого населения увеличилась на 0,7%, численность безработных сократилась на 8,8%. Между тем показатели аналогичного августовского обследования Росстата были заметно лучше.
За год, прошедший с августа 2008 года, в России численность безработных сократилась на 10,3% вместо ноябрьских 8,8%. Также в августе 2009 года по сравнению с августом 2008 численность занятого населения увеличилась на 1,1%, что выше ноябрьских 0,7%, а безработных с применением критериев МОТ было меньше – 4,5 млн. человек. Соответственно и уровень безработицы с августа по ноябрь возрос с 6,1% до 6,7%. Но ситуация еще более ухудшается. Если в конце октября 2009 года безработными, в соответствие с методологией МОТ, классифицировались 5,0 млн. человек, или 6,6% экономически активного населения, то в январе 2010 года эти показатели составляли уже 5,3 млн. человек и 7,14% соответственно.
Между тем официальная безработица за период с августа по январь не изменилась. По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце января 2009 года на учете в органах гос.службы занятости в августе состояли 1,7 млн. безработных, то есть ровно столько же, сколько и в конце августа 2008 года. Еще тревожнее стал возросший уровень первичной безработицы. В ноябре в общей численности безработных уже 1,6 млн. человек, или 31,8%, не имели опыта трудовой деятельности. Тремя месяцами ранее их было 1,3 млн. и 28,3% соответственно. К тому же в ноябре 2009 года по сравнению с ноябрем 2008 года среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 3,3 процентного пункта, в то время как аналогичный августовский показатель был, наоборот, лучше на 0,9 процентного пункта. Требуемый опыт работы почти всегда обязателен, а обучать молодых берутся разве что в метрополитене, милиции или других, самых непрестижных производствах и специальностях.
Усиливаются и проблемы
со служебным или карьерным
Если по сравнению с августом 2008 года доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 1,1%, то в ноябре она, наоборот, возросла на 2,6%. Правда, доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, уменьшилась на 2,2 вместо августовских 3,0 процентных пункта. Это неплохо. Однако опять же не секрет, что за этими статьями Трудового кодекса слишком часто скрывается конфликт работника и работодателя.
Неудивительно, что российская безработица носит застойный характер, который, кстати, усиливается. Среднее время поиска работы безработными в августе 2009 года составляло 8,5 месяца и по сравнению с августом 2008 года осталось на том же уровне. Но в ноябре показатель возрос уже до 8,9 месяца. Возрос «стаж» пребывания в состоянии безработицы – один год и более. В ноябре 2009 года его имели 40,3% безработных (в ноябре 2005 года – 38,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 48,0%, хотя и уменьшился за последний год на 0,2%. А вот среди безработных городских жителей доля застойной безработицы в ноябре увеличилась на 2,4% по сравнению с 1,5% в августе и составила 34,6%. То есть основная же масса рабочей силы по-прежнему малоподвижна, причем как на работе, так и в безработном состоянии.
Тревожной тенденцией
является и уменьшение
3.2 Факторы, способствующие безработице в России
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением
экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
1. Подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
2. Частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
3. Условная безработица (непостоянная работа);
4. Временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
5. Потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
6. Безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
7. Безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
8. Вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
9. Безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
10. Безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
11. Безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
12. Безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
13. Первичная безработица (выпускники школ, техникумов, ВУЗов);
14. Безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
15. Безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
16. Безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
17. Безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
18. Безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
19. Безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
20. Безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
21. Безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
22. Безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, -люмпен- элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.
3.3 Пути решения проблемы безработицы
Правительственная программа содействия занятости должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью. Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально-допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его основных звеньев – рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Можно выделить
следующие государственные
- обеспечение правовых,
экономических и организационны
- регулирование складывающегося
национального рынка труда и
повышение
- формирование эффективной структуры занятости населения;
- повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.