Основные макроэкономические показатели. Функционирование экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория и статистика для численного измерения и описания национального дохода использует ряд основных показателей макроэкономического анализа. Эти показатели отражают экономическую ситуацию в стране в целом, определяют изменения, которые происходят в объеме продукции, произведенной в данной стране, и структуре ее распределения по основным направлениям использования. Данные показатели рассчитываются на основе специальных показателей, которые получаются из собранных на протяжении нескольких лет статистических данных.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3стр
Система национальных счетов и её показатели………………5стр
Роль макроэкономических показателей………………………..8стр
Анализ структуры внутреннего валового продукта в Российской экономике……………………………………………………………..10стр
III. Макроэкономический анализ состояния экономики в России...23стр
3.1 Уровень благосостояния, качество жизни в стране……………33стр
3.2 Показатели экономического развития и
экономического роста……………………………………………….35стр
3.3 Динамика внутреннего валового продукта.
Национальный доход………………………………………………..39стр
Заключение

Файлы: 1 файл

2.docx

— 205.96 Кб (Скачать)

Основные макроэкономические показатели. Функционирование экономики  в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3стр

  1. Система национальных счетов и её показатели………………5стр
    1. Роль макроэкономических показателей………………………..8стр
  2. Анализ структуры внутреннего валового продукта в Российской экономике……………………………………………………………..10стр

III. Макроэкономический анализ состояния экономики в России...23стр

3.1 Уровень благосостояния, качество жизни в стране……………33стр

3.2 Показатели экономического  развития и

 экономического роста……………………………………………….35стр

3.3 Динамика внутреннего валового продукта.

Национальный доход………………………………………………..39стр

Заключение 

 

 

 

Введение

Экономическая теория и статистика для численного измерения и описания национального дохода использует ряд  основных показателей макроэкономического  анализа. Эти показатели отражают экономическую  ситуацию в стране в целом, определяют изменения, которые происходят в  объеме продукции, произведенной в  данной стране, и структуре ее распределения  по основным направлениям использования. Данные показатели рассчитываются на основе специальных показателей, которые  получаются из собранных на протяжении нескольких лет статистических данных.

В систему основных показателей  экономической деятельности на уровне макроэкономики входят следующие показатели:

-валовый оборот (ВО);

-валовой внутренний продукт  (ВВП);

-валовый национальный продукт (ВНП);

-чистый внутренний продукт  (ЧВП);

-национальный доход (НД);

-валовой национальный  располагаемый доход (ВНРД);

-чистый национальный  располагаемый доход (ЧНРД);

-валовую прибыль экономики  (ВПЭ);

-чистую прибыль экономики  (ЧПЭ);

-валовое национальное  сбережение (ВНС);

-чистое национальное  сбережение (ЧНС);

-общий уровень цен;

-% ставка;

-занятость и безработица  населения;

-курс национальной валюты (рубля);

-фондовые индексы.

В своей работе я рассмотрел, как измеряются и отражаются в официальных статистических документах объемы национального производства, национального дохода и цен для России в целом в течение определенного периода. Также провел исследования колебаний, характерных для развития нашей экономики, уделяя особое внимание последствиям безработицы и инфляции. И, наконец, объяснил суть ряда макроэкономических показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Система национальных  счетов и её показатели.

Система национальных счетов– совокупность статистических макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС представляет собой определенный набор счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют структуру экономики, результаты экономической деятельности, а также важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. Сводные счета отражают, с одной стороны, отношение между экономикой одного государства с экономикой других стран, с другой – отношения между различными показателями системы. 
 
         В структуру СНС входят четыре экономических агента: 
 
1. Домохозяйства (являются собственниками товаров и услуг, а также ресурсов). 
 
2. Фирмы (являются заемщиками, инвесторами, а также производителями товаров и услуг). 
 
3. Государство (является производителем и покупателем товаров и услуг, выступает регулятором и организатором функционирования рыночной экономики, перераспределяет национальный доход посредством налоговой системы, производит  общественные товары). 
 
4. Иностранный сектор ( «остальной мир», который осуществляет экономические операции с резидентами данной страны посредством мировой торговли и перемещения капиталов) 
 
Основными показателями Системы национальных счетов являются: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД). Валовой выпуск характеризует собой производство всех товаров и услуг, произведенных за определенный промежуток времени (обычно за год). Валовой выпуск включает абсолютно все товары и услуги, произведенные в экономике страны, в том числе предназначенные для производства других товаров и услуг, т.е. товары промежуточного потребления. 
 

Методы измерений показателей  системы счетов.  
 
         Валовой национальный продукт (ВНП) – совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных как на территории страны, так и за ее пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране за один год. В отличие от валового выпуска ВНП не учитывает промежуточное потребление. ВНП можно рассчитать по трем методам: по расходам на созданную в стране продукцию, по добавленной стоимости, а также по доходам, полученным в процессе производства продукции.  
 
Первый метод – метод расчета ВВП по расходам. В данном случае нужно суммировать все расходы на потребление конечного продукта. В показатели ВВП входят: потребительские расходы (С); инвестиционные расходы (I); государственные заказы товаров и услуг (G); чистый экспорт (Xnet). Перечисленные расходы и составляют ВНП и показывают рыночную стоимость годового производства.                     
 
C+ I+ G+ Xnet= ВВП по расх. 
Второй метод – расчет ВВП по доходам. ВВП также представляет собой сумму доходов отдельных лиц и предприятий (процент, заработная плата, прибыль). Также в данный показатель включаются амортизация (А), косвенные налоги на бизнес, доход от собственности, рента (З), капитал (К).                                                  
 
% + З/п + Р + К +косв.налоги + А = ВВПпо дох. 
 
Оба метода дают одинаковый результат ВВП. А для того чтобы исключить двойной счет используется показатель добавленной стоимости, который показывает разницу между продажей конечной продукции и покупкой первичных материалов. 
 
Валовый внутренний продукт(ВВП) – совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике внутри страны за один год. Валовый внутренний продукт получится, если из ВНП вычесть чистый экспорт. 
 
ВВП=ВНП – ЧЭ 
         
Чистый экспорт (ЧЭ) – это разница между стоимостью вывозимых товаров и услуг и стоимостью ввозимых товаров и услуг из зарубежных стран. Разница между показателями ВВП и ВНП небольшая, она примерно колеблется от 0,5 до 1,5%. При помощи данных показателей можно рассчитать ряд других макроэкономических показателей, входящих в СНС: 
 
         Чистый национальный продукт (ЧНП). Этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку включает только чистые инвестиции. Здания, станки, оборудование являются одним из главных элементов производства. Поэтому часть их стоимости входит в стоимость произведенных товаров. Ежегодно эта часть денег изымается, накапливается, а затем, когда срок службы оборудования истекает, то эти деньги идут на покупку нового. Данный механизм называется Амортизацией. А для того чтобы вычислить конечную стоимость товаров и услуг, необходимо из валового национального продукта вычесть амортизацию. Оставшаяся часть и будет чистым национальным продуктом. 
 
ЧНП=ВНП – А 
 
         Национальный  доход (НД) – совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, сумма факторных доходов. Для того чтобы определить НД, из ЧНП необходимо вычесть косвенные налоги, которые представляют собой надбавку к ценам товаров и услуг. 
 
НД=ЧНП – косвенные налоги 
 
          Личный доход (ЛД) – совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов. Личный доход отличается от национального дохода тем, что ЛД является полученным доходом, а НД – заработанным. Поэтому стоит отметить, что часть заработанного дохода (налоги на прибыль предприятий, взносы на социальное страхование) не поступают в распоряжение домохозяйств. Однако трансфертные платежи, выплачиваемые государством, увеличивают их доход. Поэтому необходимо национального дохода вычесть взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий и добавить сумму всех трансфертных платежей. 
 
ЛД=НД - взносы на соц.страхование – налог на прибыль предприятий + трансферты + % по гос.облигациям 
 
Располагаемый личный доход(РЛД) отличается от ЛД лишь на величину индивидуального налога(подоходного налога, налога на имущество и на наследство). 
 
РЛД=ЛД - индивидуальные налоги 
 
         Чистый факторный доход(ЧФД) – разница между доходами, полученными гражданами страны за рубежом и доходами, полученными иностранцами на территории данной страны.

    1. Роль макроэкономических показателей

     Рассматривая тему «Основные макроэкономические показатели России», возникает важная задача охарактеризовать и проанализировать комплекс понятий, используемых при составлении национальных счетов, которые были созданы в целях измерения совокупного производства в экономике. Для того, чтобы охарактеризовать деятельность компании в текущем году, необходимо измерить доходы и расходы фирмы. Только обладая такой информацией, руководитель может оценить экономическое состояние компании. Анализируя отчеты за определенный период времени, он может обнаружить увеличение или уменьшение прибылей фирмы и признаки, свидетельствующие о прямых причинах этих явлений. Вся эта информация очень важна для принятия правильных управленческих решений на уровне компании.

 

    Система национальных счетов делает то же самое для экономики в целом: она позволяет контролировать состояние экономики страны. Различные показатели, входящие в систему национальных счетов, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики.

Показатели Системы национальных счетов (СНС) отражают институты и механизмы функционирования, структуру рыночной экономики.

На рис.1 приведена краткая схема Системы национальных счетов.

 

Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных  сопоставлений национального дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ структуры внутреннего валового продукта в Российской экономике.

 

   Представленная на заседании Госсовета президентская стратегия социально-экономического развития России до 2020 года (далее — Стратегия) по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Реализация этой стратегии должна основываться на Концепции социально-экономического развития страны, разработанной Правительством исходя из этого решения (далее — Концепция). В настоящей статье анализируется соответствие Концепции стратегической цели перевода российской экономике на инновационный путь развития.

Президентская стратегия

   Смысл заявленной президентом стратегии вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. В отличие от приснопамятных стратегий Грефа, Ясина и Гайдара, которые во главу угла ставили цели умозрительных реформ, эта стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности. Возникает надежда, что получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе.

   Президент в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».

   Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития. Несмотря на решение задач удвоения ВВП за последнее десятилетие, Президент совершенно правильно констатирует тупиковость инерционного энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И, в соответствии с рекомендациями науки, определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Для перевода страны на инновационный  путь развития ставится задача кардинального  повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной  политики. Это означает, что уровень  финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы  государства на эти отрасли должны быть удвоены.

Таким образом, впервые за все постсоветские годы государство  решилось взять стратегическую инициативу в свои руки. Вплоть до последнего времени  эта инициатива находилась в руках  международных финансовых организаций, экспортеров сырья, транснациональных  корпораций, естественных и неестественных монополий, а также организованной преступности. Каждый из этих субъектов  навязывал стране свою стратегию, комбинация которых породила порочные круги  институциональных ловушек, в которых  оказалась стремительно деградирующая  российская экономика. Развитие последних  лет шло по инерции этих стратегий, а относительно благополучные макроэкономические показатели достигались не столько  благодаря, сколько вопреки политике государства, которая до позапрошлого года характеризовалась безыдейностью и безынициативностью, следовала псевдолиберальным рецептам международных финансовых организаций.

Да и сегодня макроэкономическая политика государства формируется  на основе догм Вашингтонского консенсуса, а попытки запустить институты  развития, простимулировать инвестиционную и инновационную активность, решить перезревшие социальные проблемы остаются недостаточными для преодоления сложившихся тенденций деградации. Без адекватных усилий в ближайшие два года со стороны государства объявленная Стратегия останется благим пожеланием.

    К сожалению, последние решения федеральных органов государственной власти не вселяют оптимизма. Вопреки объявленной президентом стратегии развития Правительство и Госдума планируют львиную долю дополнительных доходов бюджета за прошлый год отправить за рубеж на кредитование избыточных государственных расходов стран НАТО.. Еще триллион рублей в условиях критической нехватки средств для модернизации нашей экономик будет заморожен в стремительно обесценивающихся иностранных бумагах. Всего искусственное сужение инвестиционного потенциала российской экономики вследствие ошибочной денежной политики достигнет 10 трлн.руб. 2\3 этих денег энергосырьевые корпорации вынуждены занимать за границей, а высокотехнологическая обрабатывающая промышленность остается без доступа к источникам финансирования развития производства. Одновременно денежные власти блокируют возможности развития национальной финансовой системы. При такой политике в России не будет ни финансового, ни высокотехнологического центра глобального экономического развития.

Как видим, принятие политического  решения главой государства о  переходе на инновационный путь развития вовсе не означает его автоматического  выполнения. Ключевым вопросом является технология перехода с инерционного на инновационный путь развития, ответ  на который должна содержать Концепция  Правительства.

Концепция Правительства

    Для реализации заявленной президентом стратегии социально-экономического развития Правительству придется пересмотреть многие фундаментальные составляющие экономической политики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. При этом представляется три сценария развития: инерционный, энергосырьевой, основывающийся на дальнейшем наращивании инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики, и инновационный. Как следует из таблицы 1, прогнозные макроэкономические показатели к 2020 г. по сценариям заметно отличаются. Хотя и инновационный и энергносырьевой сценарии обеспечивают удвоение ВВП за прогнозный период, прирост ВВП по инновационному сценарию выше на 21%. При этом прирост инвестиций по инновационному сценарию выше, чем по энергосырьевому, на 59%, и составляет 270% — это более чем вдвое превышает прирост ВВП.

Информация о работе Основные макроэкономические показатели. Функционирование экономики в России