Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа
Экономическая теория и статистика для численного измерения и описания национального дохода использует ряд основных показателей макроэкономического анализа. Эти показатели отражают экономическую ситуацию в стране в целом, определяют изменения, которые происходят в объеме продукции, произведенной в данной стране, и структуре ее распределения по основным направлениям использования. Данные показатели рассчитываются на основе специальных показателей, которые получаются из собранных на протяжении нескольких лет статистических данных.
Введение………………………………………………………………..3стр
Система национальных счетов и её показатели………………5стр
Роль макроэкономических показателей………………………..8стр
Анализ структуры внутреннего валового продукта в Российской экономике……………………………………………………………..10стр
III. Макроэкономический анализ состояния экономики в России...23стр
3.1 Уровень благосостояния, качество жизни в стране……………33стр
3.2 Показатели экономического развития и
экономического роста……………………………………………….35стр
3.3 Динамика внутреннего валового продукта.
Национальный доход………………………………………………..39стр
Заключение
Табл. 1 Основные макроэкономические
показатели
сценариев развития (темпы прироста, %)
2006 |
Среднегодовые значения |
2020/2007, % |
||||||||||||||||||
2008-2012 |
2013-2017 |
2018-2020 |
||||||||||||||||||
ВВП |
3 |
6,7 |
6,1 |
6,6 |
6,4 |
123 |
||||||||||||||
2 |
6,0 |
5,5 |
4,7 |
102 |
||||||||||||||||
1 |
4,5 |
3,3 |
3,1 |
61 |
||||||||||||||||
Реальные располагаемые доходы населения |
3 |
10,2 |
8,3 |
7,2 |
6,7 |
156 |
||||||||||||||
2 |
8,1 |
5,7 |
4,7 |
123 |
||||||||||||||||
1 |
6,8 |
4,3 |
3,7 |
91 |
||||||||||||||||
Розничный товарооборот |
3 |
13,9 |
8,7 |
6,5 |
6,3 |
150 |
||||||||||||||
2 |
8,6 |
5,3 |
4,5 |
124 |
||||||||||||||||
1 |
6,7 |
4,4 |
3,7 |
91 |
||||||||||||||||
Инвестиции |
3 |
13,7 |
11 |
10,7 |
9,6 |
270 |
||||||||||||||
2 |
10,9 |
8,8 |
6,6 |
211 |
||||||||||||||||
1 |
5,6 |
4,2 |
4,1 |
83 |
||||||||||||||||
Экспорт, млрд. долл. |
3 |
303,9 |
348 |
439 |
564 |
60 |
||||||||||||||
2 |
347 |
433 |
538 |
51 |
||||||||||||||||
1 |
331 |
377 |
437 |
21 |
||||||||||||||||
Импорт, млрд. долл. |
3 |
164,7 |
340 |
503 |
669 |
195 |
||||||||||||||
2 |
342 |
484 |
603 |
163 |
||||||||||||||||
1 |
316 |
376 |
446 |
92 |
||||||||||||||||
Инфляция |
3 |
9 |
5,6 |
4,5 |
3,3 |
85 | ||||||||||||||
2 |
6,2 |
4,8 |
3,4 |
90 | ||||||||||||||||
1 |
7,5 |
6,1 |
4,0 |
111 | ||||||||||||||||
Энергоемкость |
3 |
-2,8 |
-3,6 |
-3,9 |
-3,7 |
-39 | ||||||||||||||
2 |
-3,4 |
-2,8 |
-2,2 |
-32 | ||||||||||||||||
1 |
-2,8 |
-1,7 |
-1,6 |
-24 | ||||||||||||||||
Электроемкость |
3 |
-2,4 |
-2,1 |
-2,3 |
-2,70 |
-27 | ||||||||||||||
2 |
-1,9 |
-1,3 |
-1,3 |
-18 | ||||||||||||||||
1 |
-1,6 |
-0,7 |
-0,4 |
-12 | ||||||||||||||||
Производительность труда |
3 |
6,2 |
6,3 |
7,5 |
7,1 |
138 | ||||||||||||||
2 |
6,2 |
6,5 |
5,8 |
119 | ||||||||||||||||
1 |
4,8 |
4,3 |
3,9 |
75 | ||||||||||||||||
Как видим, разработчики Концепции планирует почти четырехкратный рост инвестиционной активности. И это соответствует нашим оценкам недоиспользования имеющегося инвестиционного потенциала вследствие как двукратной заниженности нормы накопления относительно нормы сбережения, так и колоссального кумулятивного вывоза капитала, оцениваемого почти в триллион долларов за период реформ[3]. Наряду с опережающим ростом инвестиций, разработчики Концепции планируют резкий подъем инновационной активности: «Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год — 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции — до 25-35% (2005 год — 2,5 процента)».
По всем трем сценариям предполагается повышение эффективности экономики. При этом по инновационному сценарию энергоемкость и электроемкость ВВП сокращаются соответственно на 39% и на 27%, а производительность труда возрастает на 138%, что существенно ниже ориентира, поставленного президентом. Наибольшее отличие инновационного сценария от инерционного и энергосырьевого заключается в опережающем росте инвестиций. При этом показатели повышения эффективности экономики, как и прироста валового продукта, существенно отстают от прироста инвестиций. Из этого следует, что разработчики Концепции ориентируются, главным образом, на экстенсивное наращивание основного капитала, которое служит основой роста производства. Вклад инновационного сектора (см.табл.2) на первых порах не превышает статистической погрешности при измерении ВВП. Тем самым в инновационный сценарий закладывается существенная инерционная составляющая. В результате темпы экономического роста по инновационному сценарию лишь немного отличаются от энергосырьевого (рис.2) — разработчики Концепции явно недооцениваются возможности инновационного развития, связанные с освоением прорывных технологий. В этом состоит их первый методологический просчет.
Табл. 2 Вклад факторов модернизации
в экономический рост
(среднегодовые темпы прироста, проц.
пунктов)
2008-2010 |
2011-2015 |
2016-2020 | |
Темп роста ВВП (инерционное развитие) |
5,5 |
3,2 |
3,2 |
Дополнительный прирост ВВП, за счет: |
0,7 |
3,1 |
3,4 |
— развития инновационного сектора |
0,4 |
1,9 |
2,3 |
— преодоления инфраструктурных ограничений |
0,1 |
0,7 |
0,6 |
— других факторов |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
Итого — рост ВВП (инновационный вариант) |
6,2 |
6,3 |
6,6 |
Второй методологический просчет Концепции связан с гипотезой об опережающем росте импорта и снижением сальдо торгового баланса до отрицательных значений с середины прогнозного периода по всем трем сценариям. При этом по инновационному сценарию импорт увеличится почти вдвое, а экспорт вырастет всего лишь на 60%. Предполагается, что дефицит торгового баланса будет покрываться за счет иностранных инвестиций, чистый приток которых, по мнению разработчиков концепции, возраст с 50 млрд. долларов США в 2010 году до 180 млрд. долларов США в 2020 году благодаря улучшению инвестиционного климата.
В этой гипотезе также прослеживается определенная инерционная составляющая, исходящая из продолжения сложившейся тенденции опережающего роста импорта вследствие повышения реального обменного курса рубля. При всей правдоподобности этой гипотезы она не учитывает возможности повышения конкурентоспособности российской экономики вследствие перехода на инновационный путь развития. Закладываемый в Концепции прогноз семикратного повышения экспорта машиностроения лишь частично отражает эти возможности. Не меньшие возможности заключаются в опережающем росте объема услуг инновационного сектора, расширении международных кооперационных связей в наукоемкой промышленности, а также в импортозамещении как потребительских, так и инвестиционных товаров, доля импорта которых сегодня составляет более половины внутреннего потребления.
Третий методологический просчет Концепции связан с традиционным для сложившейся практики макроэкономического прогнозирования переносом эффекта инновационного развития на вторую половину прогнозного периода. Это откладывание положительного эффекта опережающего роста инвестиционных и инновационных расходов может найти, конечно, теоретическое обоснование в наличии временных лагов между внедрением новой техники и получением экономического эффекта. Но, во-первых, за последние дав года государство уже существенно увеличило расходы на эти цели и вправе рассчитывать на отдачу. И, во-вторых, если, согласно Концепции, внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП (2006 год — 1 % ВВП), то уже за счет этого прирост ВВП должен составить более 2% ВВП. А если мы предположим, что расходы на НИОКР — это не пустые затраты человеческого труда, а дадут эффект в виде роста объемов и эффективности производства, то прирост ВВП должен составить хотя бы 3%.
Ограничение годового прироста ВВП за счет инновационного сектора до 0,4% в первую трехлетку прогнозного периода и до 1,9% в последующую пятилетку означает, что разработчики Концепции откладывают выход на параметры инновационного развития на конец прогнозного периода. Между тем повышать расходы на НИОКР до уровня развитых стран нужно именно сейчас — пока еще сохраняется возможность реанимации значительной части научно-технического потенциала страны. Через пять лет будет поздно — старение и сокращение численности ученых, износ основных фондов давно превысили критический уровень. Откладывание массированного наращивания расходов на НИОКР приведет к необратимой утрате значительной части сохраняющихся еще заделов по разработке новых технологий вместе с деградацией владеющих ими организаций.
Указанные методологические просчеты объясняют парадоксальное падение темпов экономического роста в инновационном сценарии в первый прогнозный период с 6,7% до 6,1% прироста ВВП. И хотя они затем возрастают до 6,6% ВВП, в течение всего прогнозного периода они остаются ниже уровня двух прошлых лет, когда экономика развивалась по квазиинерционному энергосырьевому сценарию. И в дальнейшем, в ближайшее пятилетие, различия в темпах экономического роста по инновационному и энергосырьевому сценарию различаются несущественно — в пределах 0,1% прироста ВВП. Лишь к концу прогнозного периода темпы экономического роста по инновационному сценарию окажутся выше энергосырьевого на 1,7% прироста ВВП, оставаясь ниже нынешнего уровня. Заметим, что та же динамика характеризует темпы прироста производительности труда — они мало различаются по инновационному и энергосырьевому сценариям. Реальные доходы населения падают по всем трем сценариям, включая инновационный.
Незначительность различий в темпах экономического роста между инновационным и энергосырьевым сценариями связана с занижением возможностей роста производства при переходе на инновационный путь развития. Возможно, это обусловлено специфической методикой прогнозирования, в основе которой, по всей видимости, лежат традиционные эконометрические модели. К сожалению, в Концепции отсутствует описание использованной разработчиками методологии прогнозирования. Но, судя по полученным результатам, мы имеем дело с эконометрической экстраполяцией сложившихся тенденций с некоторым варьированием нормы накопления. В этом случае все три сценария строятся на основе неизменных зависимостей между переменными и различаются лишь исходными значениями последних, среди которых определяющую роль играет объем инвестиций. По сути — это одна траектория развития, движение по которой различается лишь скоростью экономического роста, зависящей от мощности инвестиционного процесса.
Между тем основная методологическая проблема заключается как раз в моделировании перехода экономики с одной (инерционной) траектории развития на другую (инновационную), что предполагает качественное изменение зависимостей между переменными модели. Стандартными эконометрическими методами это сделать невозможно — они могут дать относительно достоверное описание лишь инерционной траектории, экстраполируя сложившиеся тренды последних 15-ти лет. Именно такой результат мы и видим по представленным в Концепции сценариям: если энергосырьевой вариант и инновационный вариант по капиталоемкости примерно одинаковы, то получаются и близкие траектории макроэкономических показателей. На самом деле различия должны быть гораздо больше, но для их прогнозирования нужно уметь моделировать изменение зависимостей между переменными при переходе от одного сценария к другому.
Состоится ли переход на инновационный путь развития?
Констатация задач и определение параметров — необходимое, но не достаточное условие достижения поставленных целей. Не менее важно правильно спланировать меры экономической политики, своевременно сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях, добиться их эффективного использования. В отличие от либеральной политики, реализация которой не требует особой квалификации исполнителей, успешная политика развития — это сложная управленческая работа, требующая знания механизмов развития современной экономики и умения их использовать в выстраивании сложных экономических структур.
Иными словами, план политики развития должен отвечать не только на вопрос, что делать, но и на вопрос, как делать. К сожалению, на последний вопрос четкого ответа в Концепции не содержится. Более того, она содержит внутренние противоречия и ограничения, без устранения которых достижение поставленных целей невозможно.
Переход на инновационный путь развития предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста. Его основным источником должен стать НТП. Согласно Концепции, «доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год — 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции — до 25-35% (2005 год — 2,5 процента)», «доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год — 10,5%)». Сильно меняется отраслевая структура экономики. Согласно инновационному варианту, доля высокотехнологичного сектора в добавленной стоимости увеличивается в 2 раза — с 10% почти до20. При этом зеркально сокращается нефтегазовый сектор — с 20% до 12%. В дополнение к этому несколько сокращается доля сырьевого сектора (с 8,4% до 6,8%) и существенно — с 17,7 до 12,2% — доля торговли.
Как правильно констатируется в Концепции, «новая технологическая волна, на основе нано- и биотехнологий, и динамичный рост мирового рынка высокотехнологичных товаров и услуг открывают перед Россией и новые возможности для технологического прорыва, и создают новые вызовы…Российский экспорт этой продукции должен расти на 15-20% в год и выйти на рубеже 2020 года на уровень не ниже 80-100 млрд. долларов США (около 1% мирового рынка по сравнению с 0,2% в настоящее время)».
Столь масштабные изменения структуры экономики и стиля поведения ее субъектов не могут не привести к существенному изменению зависимостей между факторами и результатами производства. Тем более что ценность ключевого фактора — рабочей силы должна возрасти пятикратно: «среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год — 391 доллара США)». Разработчики Концепции планируют вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития и захватить лидирующие позиции на ряде ключевых направлений роста глобальной экономики.
Информация о работе Основные макроэкономические показатели. Функционирование экономики в России