Организация заработной платы в бюджетной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:26, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике рабочая сила подобно любому товару имеет стоимость, которая определяется рабочим временем, общественно необходимым для ее воспроизводства.
Стоимость рабочей силы по существу есть стоимость средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Она включает стоимость: средств, необходимых для удовлетворения потребностей самого работника; средств, требуемых для содержания семьи работника; средств обучения.

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 58.75 Кб (Скачать)

Вопросы стимулирования труда  и его оплаты были и будут актуальны  при любой экономической и  политической обстановке в стране. На современном этапе становления  Российского государства переход  к рыночной экономике привел к снижению реальной заработной платы почти во всех отраслях. Значительно снизилось соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума. То есть рабочая сила не оценивается по своей естественной стоимости. Возникла огромная дифференциация заработной платы между отдельными социальными группами. Заработная плата перестала быть стимулирующим фактором, что затрудняет проведение мотивирующей политики. А систематические невыплаты заработной платы стали серьезной проблемой для работников и предприятий.

Оплата труда в нашей  стране играет двоякую функцию: с  одной стороны, обеспечивает воспроизводство  рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни  работника, который должен иметь  возможность нормально жить (платить  за квартиру, пищу, одежду, т.е. предметы первой необходимости), у которого должна быть реальная возможность отдыхать от работы, чтобы восстанавливать  силы, необходимые для её качественного  выполнения. Также работник должен иметь возможность растить и  воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. А с другой стороны - стимулирует  работников к повышению производительности труда. Мотивационный механизм заработной платы имеет определяющее значение. Однако это значение обусловлено  не только долей заработной платы  в общем доходе работника (как  правило, более 70%). Традиционно в  сознании работника заработная плата  психологически ассоциируется с  признанием его авторитета на предприятии, косвенно выражает его социальный статус. Через заработную плату работник косвенно оценивает себя, свои успехи в работе сравнительно с другими. Заработная плата может быть и  невысокой, но если она оказалась  выше, чем у коллег по работе, то и  мотивационная действенность будет  выше.

Государственное регулирование оплаты труда включает:

- законодательное установление  и изменение минимального размера              оплаты труда в РФ;

- установление правовых норм регулирования трудовых отношений, в том числе и по вопросам оплаты труда;

- налоговое регулирование  средств, направляемых на оплату  труда предприятиями, а также  доходов физических лиц;

- установление районных  коэффициентов и процентных надбавок;

- установление государственных  гарантий по оплате труда.

Регулирование оплаты труда  на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными  договорами (контрактами).

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

Минимальный размер оплаты труда - это низшая граница стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Порядок и сроки введения размера минимальной оплаты труда, равной прожиточному минимуму, устанавливаются федеральным законом.

В минимальный размер заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также повышения оплаты при  отклонении от нормального рабочего времени (сверхурочной, ночной работы и др.), поскольку минимальная  оплата относится к основной заработной плате, а указанные выплаты —  к дополнительной (т. е. выплачиваются  сверх этой заработной платы).

Механизм государственного регулирования заработной платы отражен на рисунке 1.                                             

Механизм государственного регулирования




Социальной защиты


Оплата труда


 


 


С помощью:


- бюджетного финансирования государственных  учреждений образования, науки,  культуры, здравоохранения, физической  культуры и других отраслей

- участия в формировании фондов  социального страхования (пенсионного,  медицинской помощи, помощи на  случай безработицы и др.)

- ограниченного дотирования цен  на товары (услуги) , находящиеся под государственным контролем

- установления постоянной помощи  семьям с низкими доходами

- применения различных форм  компенсации повышения цен (для  наиболее уязвимых слоев населения) и ограниченной индексации

- обеспечение функционирования  действенной системы трудоустройства  и помощи по безработице

- С помощью установления минимальной  заработной платы.


- других государственных норм  и гарантий оплаты труда (работа во внеурочное время, праздничные и выходные дни, выполнение оплачиваемых общественных обязанностей)

- определения обязательной части  доходов, направляемых на оплату  труда

- межотраслевых отношений в оплате труда

- условий и размеров оплаты труда в бюджетных организациях и учреждениях

- максимальных размеров должностных  окладов руководителей государственных  предприятий

- уровня налогообложения предприятий  (организаций) и доходов их  работников


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Структурные элементы механизма реализации социально- экономической политики государства

 

Правовое регулирование  оплаты труда характеризуются сочетанием централизованного, договорного и  локального регулирования.

В централизованном порядке  определяются минимальный размер заработной платы, тарифные ставки и должностные  оклады в бюджетной сфере, порядок оплаты труда при отклонении от нормальных условий работы, порядок исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда. В систему основных государственных гарантий оплаты труда включается размеры удержаний из заработной платы, ограничение выплаты заработной платы в натуральной форме и т.п.

Договорное регулирование  оплаты труда осуществляется в двух формах: коллективно - договорной и  индивидуально - договорной. Коллективно - договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе коллективных договоров и соглашений. Согласно ст.41 ТК РФ в содержание коллективного  договора могут включаться формы, системы  и размеры оплаты труда, выплаты пособий и компенсаций, механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, и некоторые другие вопросы.

Индивидуально - договорное регулирование осуществляется на уровне работник - работодатель. В трудовом договоре определяется цена труда каждого  работника. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ оплата труда  является существенным условием трудового  договора.

Локальными нормативными актами в силу положений статьи 135 Трудового кодекса РФ определяется следующее для работников бюджетных  учреждений: размеры тарифных ставок (окладов), размеры доплат и надбавок компенсационного характера, системы  доплат и надбавок стимулирующего характера  и системы премирования.

Принимаемые на соответствующем  уровне законы и нормативные акты должны учитывать ежегодно издаваемые Российской трехсторонней комиссией  по регулированию социально - трудовых отношений Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном  уровнях оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих  бюджетов. Условия оплаты труда, закрепленные в коллективных договорах и соглашениях  или локальных актах, не могут  ухудшать положение работника по сравнению с установленными законами и иными нормативными актами.

Определение федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда  работников федеральных государственных  учреждений  осуществляется на принципах:

- верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации.

Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной  сферы, установленные законами и  иными  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а  также  нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть ухудшены по сравнению  с  Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

- самостоятельного определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.

- самостоятельного определения органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений в пределах своих полномочий.

- осуществления регулирования оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе тарифной системы оплаты труда, включающей  в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты, как это предусмотрено статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации.

Тарифная система устанавливается  с учетом Единого квалификационного  справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и Единого  тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

- обеспечения зависимости размеров тарифных ставок в тарифной системе от сложности выполняемых работ, количества  и качества затрачиваемого труда и требований к квалификации по соответствующей должности.

- повышения уровня реальной заработной платы работников учреждений бюджетной сферы в связи  с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии с посланием президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года.

 

1.3 Законодательные  и нормативные документы, регулирующие  выплаты денежного довольствия  и оплаты труда

 

Финансово – экономическая  составляющая деятельности МВД России играет существенную роль в реализации государственных задач по борьбе с преступностью, охране общественного  порядка, обеспечению законных прав  и интересов граждан. Социальная защищенность личного состава, и прежде всего достойный уровень оплаты труда милиционеров, является одним из приоритетов в работе федерального правоохранительного ведомства.

В условиях стабилизации экономической  ситуации у государства появилась  возможность регулярного увеличения денежного довольствия сотрудникам  милиции, что позволяет не только преодолевать инфляционные процессы, но и повышать реальный уровень их доходов.

ФЭД МВД России продолжает работу по совершенствованию нормативной  правовой базы, регулирующей вопросы  денежного довольствия, оплаты труда  и социальных гарантий. В результате этой деятельности при поддержке Правительства РФ, местных органов власти, а также за счет мобилизации собственных ресурсов удалось добиться определенных положительных результатов в этой области.

В течение 2010-2011 гг. проведены  мероприятия по реформированию системы денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел. На законодательном уровне денежное довольствие установлено единым для всех правоохранительных органов, определена структура денежного довольствия, базирующаяся на основе единства его норм с нормами денежного довольствия военнослужащих, что позволяет соблюсти превышение (порядка 20%) над денежным содержанием соответствующих категорий федеральных государственных служащих.

Законодательно определен  порядок индексации денежного довольствия: при повышении (индексации) размеров  денежного содержания федеральных  государственных служащих одновременно и в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного  довольствия сотрудников органов внутренних дел. В 2011 году эта норма реализована при индексации денежного довольствия с 1 апреля на 6,5%.

На законодательном и  правительственном уровнях упорядочена  система дополнительных выплат сотрудникам  органов внутренних дел.

В целях упорядочения дополнительных выплат сотрудникам органов внутренних дел, участвующим в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, разработан в федеральных органах исполнительной власти проект постановления правительства РФ, предусматривающий упорядочение и консолидацию в одном открытом нормативном правовом акте ранее принятых  правительственных решений, регламентирующих предоставление дополнительных гарантий и компенсаций участникам контртеррористических операций.

Информация о работе Организация заработной платы в бюджетной сфере