Организация валютного контроля в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:14, реферат

Краткое описание

Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение реализации валютных ограничений в рамках валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль - комплекс административных мер, рассчитанных на ускорение валютных поступлений в центральный банк и на сдерживание вывоза валюты из страны. Это один из элементов экономической политики руководящих органов страны. Валютный контроль является временной мерой в период перехода к рыночной экономике и способствует стабилизации потоков сбережений российских лиц на стадии, когда доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось. Валютный контроль носит характер вспомогательного мероприятия в поддержку политики оздоровления, проводимой правительством. В настоящее время практически во всех развитых странах валютный контроль отменен.

Оглавление

Введение 3
Организация валютного контроля в РФ 4
Централизация функций агента
валютного контроля 7
Разграничение функций валютного контроля
за операциями физических и юридических лиц 9
Организация валютного контроля при
наличии у банка дополнительных офисов 10
Структура подразделения
валютного контроля 13
Заключение 14

Файлы: 1 файл

Реферат по Банковскому делу.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

 
Существует мнение, что при подобной организации валютного контроля за валютными операциями юридических лиц можно с большой натяжкой говорить о полном комплексном обслуживании дополнительным офисом своих клиентов, поскольку часть операций по его обслуживанию осуществляется в головной организации.

 
Однако клиенту зачастую совсем неважно (да и необязательно знать), что, например, паспорт сделки ему подпишет сотрудник в головной организации, а не в дополнительном офисе. При этом такая организация валютного контроля в банке позволит (разумеется, при условии четкой и эффективной организации документооборота, включая процесс передачи документов между дополнительным офисом и головной организацией через курьерскую службу, и принятия решений о возможности проведения валютной операции) соблюсти баланс между быстрым и качественным обслуживанием клиентов и соблюдением собственных интересов банка при выполнении им функций агента валютного контроля.

 
Рассмотрим другую ситуацию. Предположим, количество дополнительных офисов увеличивается.

 
В этом случае можно поставить вопрос о делегировании данным дополнительным офисам части полномочий по осуществлению операций валютного контроля не только за операциями физических лиц (например, передать дополнительному офису функции по ведению учета валютных операций, проводимых через дополнительный офис, осуществлению технической работы по формированию карточек платежа, учетных карточек, отчетности), оставив за головной организацией функции по принятию решений о возможности проведения валютных операций клиентов — юридических лиц. 
Таким образом, с одной стороны, обеспечивается должный уровень надежности и безрисковости осуществления валютного контроля, а с другой — «разгружаются» сотрудники подразделения валютного контроля головной организации банка, поскольку дополнительному офису в данном случае передается определенный объем чисто технических функций. Рациональной организацией валютного контроля в банке здесь будет разделение функций между головной организацией и дополнительными офисами по работе с клиентами в части проверки документов, оформления паспортов сделок и т.п. и техническому вводу информации в базы данных, учету валютных операций, формированию отчетности. При этом четкое разделение функций, формализация процесса взаимодействия данных подразделений и автоматизация таких технических операций валютного контроля (в частности, контроля за сроками поставки товаров в случае предоплаты импортируемых товаров, выполнения работ, оказания услуг) существенно сократит влияние человеческого фактора и обеспечит эффективное обслуживание клиентов банка.

 
Однако подобная организация валютного  контроля оптимальна только в том случае, когда все дополнительные офисы территориально близко расположены от головной организации банка (например, в пределах одного населенного пункта). При наличии у банка дополнительных офисов, настолько удаленных от головной организации, что осуществить быстрый обмен документами клиентов — юридических лиц между дополнительным офисом и головной организацией представляется крайне затруднительным, возможны следующие варианты.

 
1. Удаленные дополнительные офисы  специализируются только на обслуживании физических лиц, «отправляя» при этом юридических лиц в Головную организацию или другой дополнительный офис, специализирующийся на обслуживании юридических лиц. Однако в данном случае существует большая вероятность того, что банк потеряет этого клиента;

 
2. Дополнительному офису делегируется  часть функций по осуществлению  валютного контроля за валютными  операциями юридических лиц, а  именно подписание сведений о  договоре, паспортов сделок и  других документов валютного  контроля непосредственно сотрудниками дополнительных офисов при их взаимодействии с клиентами. Далее, в зависимости от организации внутренней сети, системы безопасности в банке, наличия качественных линий связи и ряда других факторов, дополнительный офис: 
— либо самостоятельно осуществляет ведение досье, формирование баз данных и др.; 
— либо после осуществления валютного контроля передает в головную организацию документы для ведения досье, формирования баз данных, составления отчетности. 
Очевидно, что второй вариант организации валютного контроля в банке целесообразен только при наличии достаточного объема валютных операций в дополнительном офисе, поскольку держать квалифицированных и высокооплачиваемых специалистов по валютному контролю в дополнительном офисе, для которого оформление паспорта сделки — целое событие, совершающееся всего несколько раз в месяц, очень накладно для банка и совершенно необоснованно.

 
Что касается наличия у банка  дополнительных офисов, специализирующихся на обслуживании VIP-клиентов, то в данном случае также возможны различные варианты в зависимости от объема валютных операций данных клиентов. Например, при большом объеме операций вполне обоснованно и логично посадить в данный офис специалистов по валютному контролю, делегировав им по максимуму функции агента валютного контроля. В случае небольшого количества валютных операций возможен выезд специалистов по валютному контролю из головной организации для оформления документов в дополнительный офис либо, по договоренности с клиентом, непосредственно к клиенту.

Структура подразделения валютного  контроля

 
В рассмотренных выше моделях упор был сделан по большей части на разграничение компетенции по осуществлению  валютного контроля в банке между  различными подразделениями. 
Вопрос структуры подразделения валютного контроля, которое в том или ином виде в любом случае будет присутствовать в банке, несколько сложнее, что частично объясняется следующим:

·  многие валютные операции клиента «тянут» за собой последующие валютные операции. Например, перечисление валютной выручки поставщику товаров по договору комиссии. В данном случае валютный контроль за поступлением валютной выручкой не ограничивается только ее зачислением на транзитный валютный счет, последующим осуществлением обязательной продажи и распределением выручки по учетным карточкам;

·  в ряде случаев контракты, подпадающие под действие системы таможенно-банковского валютного контроля, могут предусматривать также осуществление расчетов за выполняемые работы, оказываемые услуги;

·  один из последних документов, разработанных Банком России, а именно Положение Банка России от 29.01.2003 № 214-П, предусматривает возможность проведения по одному и тому же контракту валютных операций, которые могут осуществляться как в рамках паспорта сделки, так и в рамках Положения № 214-П, что с точки зрения рациональной организации валютного контроля предполагает проведение валютного контроля за валютными операциями по такому контракту в рамках одного отдела/ группы, чтобы не «разрывать» валютную операцию.

 
В связи с этим четкое разделение подразделения валютного контроля на отделы/группы, которые будут специализироваться только на осуществлении таможенно-банковского валютного контроля или валютного контроля за расчетами за услуги, или валютного контроля в рамках Положения № 214-П и т.п., не всегда является оптимальным решением. 
Разумеется, как уже неоднократно отмечалось в статье, многое зависит от специализации банка, объема тех или иных видов валютных операций. Однако, как видится автору, разделение операций валютного контроля целесообразно организовать по принципу «экспорт/импорт» без выделения групп, специализирующихся на таможенно-банковском валютном контроле, валютном контроле за расчетами за работы/услуги и т.п.
Экономический рост в стране постепенно приводит к тому, что внешнеторговая деятельность видоизменяется, становится более сложной. И не следует «разрывать» целостную сделку клиента только потому, что в банке валютный контроль организован именно так, а не иначе. 
В этой ситуации, повторимся, более правильным видится формирование структуры подразделения валютного контроля по принципу «экспорт/импорт» с возможной специализацией по клиентам.

Заключение

 
Итак, последовательный анализ факторов, влияющих на организацию валютного  контроля в зависимости от приоритетности того или иного критерия оптимальности  и необходимости воздействия  на те или иные причины риска нарушения  банком требований валютного законодательства позволит если не обеспечить, то хотя бы приблизиться к оптимальной организации процесса валютного контроля в банке, а также провести реорганизацию «сопутствующих» валютному контролю бизнес-процессов. 
Как следует из рассмотренных выше ситуаций, наиболее сложным представляется построение системы валютного контроля в банке, имеющем дополнительные офисы с различной специализацией. При построении оптимальной системы валютного контроля в таком банке необходимо подходить к процессу творчески. 
Тем не менее в любом банке система валютного контроля должна быть максимально гибкой и способной к быстрой перестройке в зависимости от изменения факторов, влияющих на организацию валютного контроля, и с учетом интересов клиентов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ  И 

    ВАЛЮТНОМ   КОНТРОЛЕ"  от 10.12.2003 N 173-ФЗ 

2. http://www.klerk.ru/bank/articles/3330/ 

3. http://www.fxclub.org/academy_article_9/ 

Информация о работе Организация валютного контроля в банке