Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:14, реферат
Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение реализации валютных ограничений в рамках валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль - комплекс административных мер, рассчитанных на ускорение валютных поступлений в центральный банк и на сдерживание вывоза валюты из страны. Это один из элементов экономической политики руководящих органов страны. Валютный контроль является временной мерой в период перехода к рыночной экономике и способствует стабилизации потоков сбережений российских лиц на стадии, когда доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось. Валютный контроль носит характер вспомогательного мероприятия в поддержку политики оздоровления, проводимой правительством. В настоящее время практически во всех развитых странах валютный контроль отменен.
Введение 3
Организация валютного контроля в РФ 4
Централизация функций агента
валютного контроля 7
Разграничение функций валютного контроля
за операциями физических и юридических лиц 9
Организация валютного контроля при
наличии у банка дополнительных офисов 10
Структура подразделения
валютного контроля 13
Заключение 14
Рассмотрим банк,
специализирующийся на обслуживании крупных
клиентов — юридических лиц, который,
исходя из специфики внешнеэкономической
деятельности клиентов, выполняет ограниченный
вид сложных валютных операций.
При этом у банка отсутствуют обособленные
структурные подразделения, расположенные
на другой территории, иными словами, у
банка нет дополнительных офисов.
Как правило, в среднем и крупном банках
на осуществлении различных видов банковских
операций (кредитование, кассовые операции,
банковские переводы, документарные операции
и др.) специализируются разные подразделения
банка.
Предположим, на момент решения задачи
усовершенствования существующей в
банке системы валютного
Это обусловлено в первую очередь тем,
что, как уже отмечалось в предыдущей статье,
при отсутствии четкой организации банковских
процессов всегда существует значительный
риск упустить что-либо из виду, например
необходимость осуществления валютного
контроля за той или иной валютной операцией,
включение данных о проведенной операции
в отчетность, направление информации
о нарушении клиентом требований валютного
законодательства и т.д.
Риск «недосмотра» возрастает в
случае, когда функции по осуществлению
валютного контроля и непосредственному
выполнению валютной операции клиента
находятся в компетенции одного
и того же подразделения, поскольку в такой
ситуации возникает конфликт интересов
банка, который при отсутствии четкого
регламента работы приводит к желанию
«облегчить» процедуру валютного контроля
до минимума.
В то же время в случае, когда непосредственное
проведение валютной операции и валютный
контроль относятся к компетенции разных
структурных подразделений, отсутствие
четко регламентированных банковских
процессов может привести к тому, что клиент
вынужден будет обращаться для проведения
одной и той же операции в разные подразделения
банка.
Например, клиент представляет заявление
на перевод в подразделение
В связи с этим при решении
задачи совершенствования организации
валютного контроля в банке помимо
обеспечения безрисковости
Для этого необходимо прежде всего
детально изучить существующий порядок
взаимодействия подразделений, описать
технологические цепочки
В случае, если банковские процессы в
том или ином виде формализованы,
решение задачи совершенствования
организации валютного контроля
существенно упрощается, так как
достаточно просто проанализировать недостатки
существующей организации валютного контроля
в банке и, в случае необходимости, выработать
предложения по сокращению трудоемкости
и продолжительности осуществления валютного
контроля, в том числе путем автоматизации.
Только после выработки
Предположим, банк расширяет свою деятельность и начинает предлагать
пакет услуг физическим лицам, в том числе
по проведению валютных операций.
Присутствие в числе клиентов банка
физических лиц сразу же делает процесс
осуществления валютного
В связи с этим предложенная выше модель
по централизации функций валютного контроля,
предусматривающая осуществление валютного
контроля за валютными операциями клиентов
в одном подразделении, а непосредственное
проведение операции в другом, приведет
к недопустимо длительному обслуживанию
клиентов, требует внесения некоторых
корректив.
По всей видимости, решением вопроса
в данном случае может быть делегирование
функций по осуществлению валютного
контроля за валютными операциями «физиков»
операционному подразделению
Такая организация валютного контроля
позволит, с одной стороны, максимально
быстро и качественно обслуживать
физических лиц, а с другой — обеспечить
осуществление валютного контроля за
валютными операциями юридических лиц,
которые, как правило, являются более сложными
и многообразными, чем валютные
операции
физических лиц.
Однако тут же встает вопрос о должном
уровне надежности осуществления валютного
контроля за валютными операциями физических
лиц, для достижения которого видится
необходимым:
— обеспечить высокий уровень квалификации
операционных работников в области проведения
валютного контроля;
— проводить мероприятия по повышению
квалификации операционных работников
и обновлению их знаний в области валютного
законодательства;
— осуществлять последующий контроль
проводимых операционным подразделением
валютных операций.
Очевидно, что для решения поставленных
задач будет недостаточным
Наличие у банка дополнительных
офисов в зависимости от ряда факторов
может внести существенные изменения
в рассматриваемые выше модели организации
валютного контроля.
К таким факторам можно отнести следующие:
· специализацию дополнительных офисов;
· количество дополнительных офисов;
· территориальную удаленность дополнительных офисов от головной организации банка и уровень организации курьерской службы банка и др.
Рассмотрим возможные варианты организации
валютного контроля в банке при различных
сочетаниях указанных факторов.
Специализация всех дополнительных офисов
банка на обслуживании физических лиц
Пожалуй, это самый простой случай, поскольку
когда все дополнительные офисы банка
специализируется на обслуживании физических
лиц, а выполнение всех операций клиентов
— юридических лиц сосредоточено в головной
организации банка, остальные факторы,
влияющие на организацию валютного контроля
в банке, имеющем дополнительные офисы,
несущественны.
Данная ситуация аналогична рассмотренной
выше, когда часть функций по осуществлению
валютного контроля (а именно за валютными
операциями физических лиц) делегирована
операционным структурным подразделениям,
занимающимся обслуживанием физических
лиц, которые в данном случае просто территориально
удалены от головной организации банка.
Обслуживание дополнительными
Здесь также возможны несколько вариантов:
— все дополнительные офисы универсальны,
то есть принимают на обслуживание как
физических, так и юридических лиц;
— часть дополнительных офисов специализируется
на обслуживании физических лиц, часть
— на обслуживании как физических, так
и юридических лиц;
— часть дополнительных офисов специализируется
на обслуживании только физических лиц,
а часть — на обслуживании только юридических
лиц (например, VIP-клиентов).
Не будем останавливаться на том,
какой из рассмотренных вариантов
специализации дополнительных офисов
на обслуживании клиентов лучше, поскольку
это отдельная большая тема. Рассмотрим
только, как в каждом случае, возможно,
оптимально организовать процесс валютного
контроля.
В случае, когда все дополнительные
офисы универсальны, территориально
близко расположены от головной организации,
количество дополнительных офисов относительно
небольшое, а объем проводимых ими валютных
операций невелик, дополнительным офисам,
как и в предыдущем случае, достаточно
делегировать полномочия по осуществлению
валютного контроля только за операциями
физических лиц. Остальные операции валютного
контроля (в том числе за валютными операциями
юридических лиц) в данном случае целесообразно
сконцентрировать в головной организации
банка, поскольку, по мнению автора, принятие
решения о возможности проведения валютной
операции юридического лица, оформление
паспортов сделок, сведений о договоре
и т.д. должны по возможности осуществляться
специалистами одного подразделения валютного
контроля по следующим причинам:
· валютные операции юридических лиц существенно отличаются от валютных операций физических лиц как по сложности и многообразию, так и по технологии их проведения;
· от принятого решения о возможности проведения валютной операции юридического лица зависит соблюдение банком требований валютного законодательства и своих собственных интересов, а специфика валютного контроля за валютными операциями юридических лиц, заключающаяся в наличии большого количества нормативных документов, разъяснений, информационных писем, арбитражной практики, требует высокой квалификации специалистов по валютному контролю;
· для обеспечения высокого уровня квалификации специалисты по валютному контролю обязаны регулярно отслеживать последние изменения в валютном законодательстве, поддерживать свои знания по валютному контролю в актуальном состоянии, посещать специализированные семинары;
· как показывает практика, обеспечение единообразного подхода при оценке характера валютных операций и порядка их проведения является одним из ключевых факторов качественного выполнения банком функций агента валютного контроля, отсутствия у банка нарушений валютного законодательства и, как следствие, штрафных санкций и иных мер воздействия со стороны органов валютного контроля.
Очевидно, обеспечить выполнение поставленных
задач возможно только в рамках единого
специализированного структурного подразделения
головной организации банка.
Организация валютного контроля, предусматривающая
централизацию функций валютного контроля
за валютными операциями юридических
лиц в головной организации, предполагает
следующую схему взаимодействия банка
с клиентами — юридическими лицами в процессе
осуществления валютного контроля. Сотрудники
дополнительных офисов принимают от клиентов
документы, необходимые для проведения
валютных операций, и с курьерской службой,
которая в данном случае должна быть четко
налажена, передают документы в головную
организацию. После осуществления валютного
контроля сотрудники головной организации
передают клиентам документы также через
дополнительные офисы. Вся работа по последующему
осуществлению валютного контроля, включая
учет валютных операций, подготовку отчетности
и др., осуществляется также силами головной
организации.