Организационные основы регионального развития М.О

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:03, реферат

Краткое описание

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.

Оглавление

Введение...…………………………………………………………………………3
1. Особенности организации регионального управления……………...………4
1.1. Основы регионального развития...…………………………..……….4
1.2 . Принципы и методы регионального управления…………..….…….5
2. Организация регионального развития Московской области………………..8
2.1. Правительство Московской области...…………………………...…..8
2.2. Губернатор Московской области и Московская областная дума…10
2.3. Целевые программы развития Московской области...…………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Готовый.doc

— 93.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Российский Государственный Социальный Университет

Филиал в г.о. Электросталь

 

 

 

Реферат

по региональной экономике и управлению

на тему: «Организационные основы регионального развития М.О.»

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса

группы ГМУ-Д-4

Ермилов И.Р.

Научный руководитель:

к.э.н. Тараненко С.И.

 

 

г.о. Электросталь – 2012

 

Содержание

 

Введение...…………………………………………………………………………3

1. Особенности организации регионального управления……………...………4

              1.1. Основы регионального развития...…………………………..……….4

1.2  . Принципы и методы регионального управления…………..….…….5

2. Организация регионального развития Московской области………………..8

              2.1. Правительство Московской области...…………………………...…..8

              2.2. Губернатор Московской области и Московская областная дума…10

              2.3. Целевые программы развития Московской области...…………….14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемой литературы……………………………………………...20


Введение.

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.

Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создания единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формирования региональных рынков.


1.           Особенности организации регионального управления

1.1.     Основы регионального развития

В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.

Под региональным управлением понимают государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных границах всеми подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений. Региональное управление отождествляется с управлением в границах территорий субъектов РФ, т.е. территорий республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения. Такое понимание территориального управления является базовым. При этом следует учитывать, что правовое, организационное, финансово-организационное обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в административных границах субъектов Российской Федерации.

Главной целью регионального управления является повышение удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности. К наиболее значимым региональным интересам относятся:

           соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;

           наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);

           потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;

           наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

           природоресурсный и экологический потенциал региона;

           стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.

С учетом региональных интересов формируются и активизируются цели, принципы и методы регионального управления.

1.2.     Принципы и методы регионального управления

Содержание регионального управления как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово. Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.

К основным принципам регионального управления относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

В региональном управлении применяются свои специфические методы управления, представляющие собой совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта  на объект управления, эти методы делятся на организационные, экономические и социально-психологические.

Организационные методы управления представляют собой систему воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. К ним следует отнести организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы воздействия.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач. Их можно осуществить при помощи финансово-ценовых рычагов, составления прогнозов, создания экономических стимулов, утверждения прогрессивных форм организации труда.

Социально-психологические методы управления представляют собой способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов, к которым можно отнести черты характера госслужащего, его способности, темперамент и т.д.

 

2.            Организация регионального развития Московской области.

Правительство М.О.

Согласно Уставу Московской области, устанавливающего статус области, принципы организации и деятельности органов государственной власти области, Правительство области, возглавляемое Губернатором области, и органы исполнительной государственной власти области составляют систему исполнительной власти Московской области.

Правительство области и органы исполнительной государственной власти области организуют и осуществляют управление областью.

Правительство области разрабатывает для представления Губернатором области в Законодательном Собрании области, проекты областного бюджета и программ социально-экономического развития области, а также обеспечивает их исполнение.

Правительство области и органы исполнительной государственной власти области, представляя интересы населения области, берут на себя решение существующих проблем, а также заботятся о перспективном гармоничном развитии региона.

Цель деятельности Правительства области и органов исполнительной государственной власти области: обеспечение достойной жизни граждан.

Основные полномочия Правительства области:

Правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Правительство области:

             осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

             разрабатывает для представления Губернатором области в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, в составе материалов, представляемых с проектом областного бюджета, - проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, отчетов об их исполнении, а также проекты областных программ социально-экономического развития;

             обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении, включая отчет (информацию) о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором области в Законодательное Собрание области;

             формирует органы исполнительной государственной власти области - утверждает положения о них, структуру и штатную численность;

             разрабатывает, реализует финансовую, инвестиционную, ценовую политику в области, способствует развитию предпринимательства, содействует укреплению и развитию банковской и кредитной системы;

             управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

             вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обращаться в суд;

             решает вопрос об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации;

             осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

 

Губернатор Московской области и Московская областная дума.

Громов Борис Всеволодович - родился 7 ноября 1943 года в Саратове. Окончил Калининское Суворовское военное училище (1962), Ленинградское высшее военное общевойсковое командное училище (1965), Военную академию имени М.В. Фрунзе (1972), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е. Ворошилова (1984). Занимал должность первого заместителя министра внутренних дел СССР, а с 1991 г. – первого заместителя Главнокомандующего сухопутными войсками.

Информация о работе Организационные основы регионального развития М.О