Оптимизация деятельности ОАО АКБ «Восточный экспресс банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность коммерческих банков и их операций.
Определение цели, объекта и предмета исследования предполагает рассмотреть ряд задач:
-определить понятие и сущность коммерческого банка, а также рассмотреть его деятельность;
- определить особенности пассивных операций коммерческих банков;
- определить особенности активных операций коммерческих банков.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……..….3
1. Сущность и виды коммерческих банков…………………………….…...........5
1.1. Сущность коммерческого банка……………………………….….……..5
1.2.Виды коммерческих банков……………………………………...............8
1.3. Операции коммерческих банков…………………………...….……….11
2.Тенденции развития коммерческих банков (на примере ОАО АКБ «Восточный экспресс банк»………………………………………..…………….18
2.1. Структура ОАО АКБ «Восточный экспресс банк» и его основные операции…………………………………………………………..……….…18
2.2. Результаты операционной деятельности ОАО АКБ «Восточный экспресс банк»…….………………………………………………….……...23
3.Оптимизация деятельности ОАО АКБ «Восточный экспресс банк»……………………………………………………………………………….34
3.1. Реорганизация системы операционного документооборота ОАО АКБ «Восточный экспресс банк»……………….………………………………..34
3.2. Планирование и прогнозирование в коммерческом банке, как способ оптимизации его деятельности………………………….….….…………...36
Заключение…………………………………………………………………..........41
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

коммерческие банки.docx

— 193.04 Кб (Скачать)

По данным расчета видно, что данный норматив за анализируемый  период снизился и ниже установленной  нормы. Это негативная тенденция.

Привлеченные средства в  общем итоге пассивов (П7):

2008 г.  -  П7  =

2009 г.  -  П7  =

2010 г.  -  П7  =

Доля средств клиентов в обязательствах (П8):

2008 г.  -  П8  =

2009 г.  -  П8  =

2010 г.  -  П8  =

Данные показатели П7   и П8   показывают, во-первых, преобладание доли операций с клиентурой в привлеченных средствах обходится банку дороже и увеличивает его расходы; во-вторых, кредиты ОАО АКБ «Восточный экспресс банк», выданные банка оцениваются более положительно как более доходные.

В то же время, с точки  зрения ликвидности, привлеченные средства от операций с клиентурой относятся  к управляемым пассивам и дают возможность банку маневрировать  ими при необходимости улучшить ликвидность, т. е. отношение кредитов к пассивам характеризует управляемость  ресурсами.

На основе финансового  анализа структуры активов можно  оценить их состояние в отношении  ликвидности баланса.

Показатель долгосрочной ликвидности:

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Данный показатель не должен превышать 0,7. За анализируемый период видно, что он ниже нормативного. Это  свидетельствует о том, что  банк в настоящее время  может покрыть  обязательства за счет денежных средств. Это положительный фактор.

Доля ликвидных активов  в общей сумме активов:

2008 г.

2009 г.  

2010 г.  

Рекомендуемое значение  - 0,5. В анализируемом этот показатель ниже нормативного. Это негативный фактор.

Структура баланса банка и отчета о прибылях и убытках показывает, что активы банка являются финансовыми, а не материальными.

Целью деятельности банка является получение максимальной прибыли  при соблюдении достаточного уровня надежности и ликвидности активов.

Общим для различных методик  является расчет группы финансовых показателей, выраженных в следующих коэффициентах:

Коэффициент прибыльности капитала К1:

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

Данный коэффициент является обобщающим показателем деятельности банка. Этот результирующий показатель отражает отдачу собственного капитала, показывает доходность капитала участников, что в данном случае является низким (более 0,25 по нормативу).

Данный показатель характеризует:

  1. Потенциал самоинвестирования банка, расширение его ресурсов за счет прибыли;
  2. Потенциал для выплаты доходов по активам клиентов и акционеров;
  3. Показывает целесообразность вложения средств в банк.
  4. По данным расчета видно, что данный показатель ниже нормативного.

Коэффициент рентабельности активов  К2:

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Данный показатель (норматив не менее 0,01) характеризует эффективность  использования активов банка, прибыльность размещения ресурсов. Данный коэффициент  является показателем эффективности  банком использования и служит показателем  как собственных, так и привлеченных средств характеризует способность  банка заставить активы "работать" с наибольшей отдачей. По данным расчета  видно, что коэффициент рентабельности ниже нормативного. Это негативная тенденция.

Коэффициент достаточности капитала К3:

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

Данный показатель К3 характеризует надежность банка и показывает степень управления банковским риском, которая в банке в среднем ниже уровня (0,3), что говорит о том, что степень риска равна 0.

Таким образом, по данным анализа можно  сделать следующие выводы:

- Рост валюты  баланса показывает положительную  тенденцию финансово-экономической  деятельности банка;

- снижение доли  ликвидных активов является негативным  факторов деятельности банка;

- показатели доли средств  клиентов в обязательствах и  показатели доли средств в  пассивах банка увеличиваются.  Они показывают, во-первых, преобладание доли операций с клиентурой в привлеченных средствах обходится банку дороже и увеличивает его расходы; во-вторых, кредиты ОАО АКБ «Восточный экспресс банк», выданные банком оцениваются более положительно как более доходные.

В то же время, с точки  зрения ликвидности, привлеченные средства от операций с клиентурой относятся  к управляемым пассивам и дают возможность банку маневрировать  ими при необходимости улучшить ликвидность, т. е. отношение кредитов к пассивам характеризует управляемость  ресурсами.

    -  Коэффициент  прибыльности  является обобщающим  показателем деятельности банка.  Этот результирующий показатель  отражает отдачу собственного  капитала, показывает доходность  капитала участников, что в данном  случае является низким, что является  негативным фактором.

Последние три года наблюдается  рост кредитного портфеля ОАО АКБ  «Восточный экспресс банк»: объем выданных кредитов и ссуд вырос за это время  в реальном выражении в 3 раза. Это  привело к тому, что удельный уровень  кредитов в активах банка увеличился с 30 до 42%. Однако совершение кредитных  операций сопряжено с возникновением кредитного риска.

Кредитный риск следует рассматривать  как самый крупный и базовый  риск, инициирующий многие иные (ликвидность, инвестиционные) риски. С ним сталкивается банк в процессе своей основной деятельности.

Кредитный риск (риск контрагента) – это риск невозврата заемщиком  полученного кредита и процентов  по нему. Такой риск возникает в  тех областях деятельности, где успех  зависит от результатов работы заемщика, контрагента или эмитента. Соответственно, управление кредитным риском основывается на выявлении причин невозможности  или нежелания клиента выполнять  свои договорные обязательства и  определении методов снижения рисков.

Действенные механизмы управления уровнем риска и умение его  правильно оценивать повышают общую  рентабельность и устойчивость бизнеса, а также минимизируют размеры  потенциальных убытков.

Таким образом, управление кредитным  риском – это центральная проблема самого кредитования, а его снижение является одной из важнейших задач  управления кредитным портфелем  банка.

В таблице 1 представлена динамика кредитного портфеля по юридическим лицам и физическим лицам лица ОАО АКБ «Восточный экспресс банк» за период с 2008 года по 2010 год.

Существуют следующие  методы  минимизации кредитных  рисков, представленные в Таблице 2.:

дифференциация  заемщиков,

диверсификация  кредитных вложений,

ограничение рисков.

Таблица 1

Динамика состояния кредитного портфеля ОАО АКБ «Восточный экспресс банк»  в 2008-2010 годах (млн.руб.)

   

Юридич. лица

Физические лица

Остаток задолженности на 01.01.2009

До 1млн. руб.

210,2

8,4

1-5 млн. руб.

 

-

ИТОГО

 

210,2

8,4

Ставка, % годовых

 

22

24

Просрочен. задолженность

   

0,3

Остаток задолженности на 01.01.2010

До 1 млн. руб.

434,4

29,7

1-5 млн. руб.

108,2

-

ИТОГО

 

542,6

29,7

Ставка, % годовых

 

21

22

Просрочен. задолженность

 

32,6

1,8

Остаток задолженности на 01.01.2011

До 1 млн. руб.

545,8

43,8

1-5 млн. руб.

110,1

-

6-50 млн. руб.

84,2

-

ИТОГО

 

740,1

43,8

Ставка, % годовых

 

18

21

Просрочен. задолженность

 

28,7

3,8


Анализ кредитного риска  банка показал, что в период с 2008 по 2010 годы увеличилось число  кредитов в 5,2 раза по физическим лицам, а по юридическим лицам в 3,5 раза. Это связано с упрощением процедуры  кредитования. Однако произошел рост просроченных кредитов по физическим лицам в 12,7 раз. Удельный вес просроченных кредитов в доле кредитов выданных физическим лицам превысил  8,7%. Это  негативная  тенденция. Руководству  банка необходимо предпринять меры к минимизации кредитного риска.

Таблица 2

Методы управления кредитным  риском  в  ОАО АКБ «Восточный экспресс банк»  и их содержание

Методы управления

Содержание методов

Дифференциация  заемщиков

Оценка кредитоспособности ссудозаемщика; определение условий кредитования, исходя из его рейтинга

Диверсификация  кредитных вложений

Применение на практике разных объектов и форм кредитования; сочетание мелких и крупных ссуд; сбалансирование кредитного портфеля по срокам и т.д.

Ограничение рисков

Применение лимитов  объема крупных кредитных вложений, приходящихся на единицу собственных средств банка. Лимитирование объемов кредитования одного заемщика, отдельных отраслей. Лимитирование объемов кредитования крупных заемщиков. Управление крупными проблемными кредитами.


 

Сам факт возникновения (появления) кредитного риска требует возмещения реальных финансовых потерь банка. Списание убытков по кредитным операциям осуществляется ОАО АКБ «Восточный экспресс банк»  за счет резервов на возможные потери по ссудам, которые они должны создавать на регулярной основе в процессе оценки качества каждой конкретной ссуды на протяжении всего срока пользования ею заемщиком.

Состав макроэкономических факторов, оказывающих влияние на возникновение кредитных рисков, а также значимость кредитного риска для экономики в целом, показывают, что проблема кредитного риска выходит за пределы деятельности ОАО АКБ «Восточный экспресс банк» и их взаимоотношений с клиентами. Поэтому управление кредитным риском  банка — это лишь часть общего процесс.

3.ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО АКБ «ВОСТОЧНЫЙ  

                                       ЭКСПРЕСС БАНК»

 

3.1. Реорганизация системы   операционного документооборота  ОАО АКБ «Восточный экспресс  банк»

 

Основой реорганизации системы  операционного документооборота ОАО  АКБ «Восточный экспресс банк» должна стать, в первую очередь, оптимизация  процесса расчетно-кассового обслуживания (РКО) клиентов, поскольку эти операции  превалируют над прочими и  поглощают  максимальную долю    в общем объеме издержек,   а  соответственно несут максимальный потенциал для эффективной реорганизации  документооборота. Таким образом, целями реорганизации операционного документооборота  должны быть:

    • сокращение  издержек на обеспечение бизнес-процессов;
    • повышение качества обслуживания;
    • упрощении технологических цепочек  с целью улучшения контроля за осуществлением бизнес-процессов.

Все счета клиента ОАО  АКБ «Восточный экспресс банк»,  необходимые для  обеспечения  его операций  (расчетные, внебалансовые, текущие  и т.п.), должны открываться  по заключении договора на  предоставление соответствующих услуг. Это позволяет  количественно сократить взаимодействие с клиентом, с налоговыми  и  прочими государственными органами, сократить загруженность лиц, участвующих  в открытии счетов.

В такой ситуации   можно  рекомендовать  создание единого  электронного хранилища внутренних регламентирующих документов операций коммерческих операций.

Количество документов, принимаемых  от клиента ОАО АКБ «Восточный экспресс банк», необходимо сократить  максимум до двух, один из которых возвращается клиенту с пометками банка  об исполнении, второй остается в банке  в документах дня. Если возникает  необходимость переслать данные документы в банк получателя, в  департаменте расчетов печатаются копии. Документооборот переходит в  электронную форму, что значительно    сокращает затраты на сортировку.

С дальнейшим перемещением бизнеса в Интернет у ОАО АКБ «Восточный экспресс банк» должны появиться дополнительные возможности по привлечению клиентов и применения социально-ориентированного подхода к их привлечению и удержанию. Анализ эффективности работы сайта банка, особенности ее ведения, маркетинга и мониторинга информации на нем, позволит разработать банку, имеющему подобные сайты принципиально новую политику, ориентированную на клиента, тем самым, сформировав новый сегмент рынка «сетевых» - клиентов.

Значительный объем информации может дать анализ статистики сайта  банка в Интернете путем проведения системного анализа посещений сайта  банка и информации, получаемой при  регистрации посетителей сайта, а также при обращении к  электронной почте и гостевой книге. Целью данного анализа  является предоставление информации руководству  об эффективности работы банка в  Интернете и структурных подразделений  банка для корректировки, в случае необходимости, стратегии и оперативных  задач. Таким образом,  предложен  механизм анализа Интернет-сайта  коммерческого банка с целью  получения информации о посетителях  сайта с точки зрения предложения  им тех банковских продуктов и  услуг, которые соответствуют их потребностям, а также разработки новых клиентоориентированных технологий с учетом обработанной информации.

Информация о работе Оптимизация деятельности ОАО АКБ «Восточный экспресс банк»