Определение и понятие свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать мировую историю СЭЗ.

Оглавление

Введение
Определение и понятие свободных экономических зон
История создания СЭЗ
Цели и предпосылки создания СЭЗ

Типы и классификация СЭЗ
Требования по размещению СЭЗ
СЭЗ в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

свобо эконо зоны.docx

— 32.97 Кб (Скачать)

 

IV. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон  относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

В н.в. в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.

Компании в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.

Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест.

 

 

2.      По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.

Различают:

1.   СЭЗ экстравертивного  типа (ориентированы на внешний  рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).

2. СЭЗ интровертивного  типа (интегрированы в национальную экономику).

 

3.      По отраслевому признаку.

Классификация по отраслевому  признаку затруднена тем,  что в  экспортно-промышленных зонах располагаются  предприятия различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

 

4.      По характеру собственности.

Выделяют СЭЗ: государственные; частные; смешанные

 

 

  1. Требования по размещению СЭЗ

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие  требования и к ее размещению. К  наиболее общим из них относятся:

• благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие  развитых транспортных коммуникаций;

• развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной ин­фраструктуры;

• существенный по запасам  и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного  сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

 

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение  по отношению к зарубежным странам, (а в России, в том числе, - и  к бывшим союзным республикам), а  также располагают морскими торговыми  портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих  решать важные долгосрочные общегосударственные  программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

 

    1. СЭЗ в России

Формирование и развитие СЭЗ в России. Первым этапом становления  СЭЗ в России можно считать  конец 1980-х гг., когда в рамках активизации внешнеэкономической  политики через создание совместных предприятий появились формально  допустимые возможности создания зон  свободного предпринимательства. Однако тогда ни один зональный проект так  и не был реализован.

Второй пик популярности пришелся на начало 1990-х гг., что отразилось в ряде государственных решений. Так, летом 1990 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации зонами свободного предпринимательства были объявлены территории городов Ленинграда и Выборга, Приморского края, Калининградской, Сахалинской и Читинской областей, а спустя два месяца – территории Алтайского края, Кемеровской и Новгородской областей, города Зеленограда и Еврейской  автономной области.

  В ноябре 1990 г. российское правительство приняло постановление, предусматривающее создание первой СЭЗ в административных границах города Находки и Партизанского района Приморского края (СЭЗ «Находка). В июне-ноябре 1991 г. подобные постановления были приняты по зоне свободного предпринимательства города Ленинграда, СЭЗ «Сахалин», СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Даурия» в Читинской области, СЭЗ «Технополис Зеленоград». Цели создания СЭЗ в этот период носили расплывчатый характер и включали развитие территории, привлечение иностранного капитала, рыночные нововведения. Отбор данных территорий проходил стихийно, а размеры зон колебались от небольших участков до территорий крупных областей. Так, по площади СЭЗ «Даурия» (более 400 тыс. км2) намного превышает территории большинства европейских государств. Множество проектов создания СЭЗ инициировалось местными органами власти, которые и добивались принятия соответствующего постановления на федеральном уровне, так как решение о создании СЭЗ обязательно должно быть принято на уровне страны в целом.

В то же время не получили государственной поддержки разработанные  планы формирования СЭЗ в Кронштадте, Таганроге, Республике Карелия и  ряде других городов и регионов России, а также проект создания крупного международного Хасанского морского порта с функциями СЭЗ на стыке границ России, Китая и Северной Кореи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта  создания свободных экономических  зон позволяет заключить следующее:

1. Проанализировав данные  мировой практики можно сделать  вывод, что создание СЭЗ - весьма  действенное направление развития  экономики отдельных территорий  и регионов. В основном, создание  и развитие свободных экономических  зон ориентировано на решение  конкретных приоритетных экономических  задач, реализацию стратегических  программ и проектов.

2. Территории, наиболее благоприятные  для размещения СЭЗ, имеют,  как правило, приграничное положение,  а также располагают развитой  транспортной, производственной и  социальной инфраструктурой. В  отдельных случаях создание СЭЗ  оказывается целесообразным и  в районах нового хозяйственного  освоения, не обладающих указанными  преимуществами, но располагающих  высокой концентрацией ценных  природных ресурсов, позволяющих  решать важные долгосрочные общегосударственные  задачи.

3. Вопрос о свободных  экономических зонах в России  до сих пор решался недостаточно  последовательно, при отсутствии  конструктивной концептуальной  основы и достаточной правовой  базы. Основной чертой этого процесса  была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути. Но в последние годы намечается стабилизация и установление последовательности в становлении и развитии свободных экономических зон в РФ, расширение законодательной базы, которая позволит чётко функционировать и свободно осуществлять свою деятельность на территории России. В целом же, необходимо продолжать намеченные реформы в такой перспективной области, как свободные экономические зоны.

Свободные экономические  зоны - области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Эти феноменальные  формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

 

 

Список используемой литературы

  1. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 2006, N 3, с.48-50.
  2. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсанта, 2000, N 10, с.46-47.
  3. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 2006, N 1-2, с.8.
  4. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсант 1994, N 28, с.40-45.
  5. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 2007, N 3, с.53-54.
  6. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 2006, N 5, с.14-17.
  7. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного пред­принимательства" .
  8. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
  9. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 2004, N 39 (7465), с.2.
  10. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 2003, N 3, с.44-46.
  11. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 2003, N 7,с.38-39.
  12. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 1995, Ш. с.34-44.
  13. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 2004, N 12, с.126-140.
  14. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 2004, вып. 3.
  15. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 2000, N 12, с.1.
  16. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, с.57-58.
  17. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой. - Рынок ЦБ, 2007, N 4,с.20-25.

Информация о работе Определение и понятие свободных экономических зон