Олигополистические рынки однородной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов.

Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

Файлы: 1 файл

Олигополистические рынки однородных продуктов.docx

— 43.43 Кб (Скачать)

      Одним из  видов неявного сговора, позволяющим   координировать  действия фирм, является практика ценового лидерства, когда  крупная  компания  первой меняет цену, а все остальные следуют за ней.

      Барьеры  для вхождения новых фирм на  рынок. Высокие барьеры  для   новых фирм  также  поддерживают  значительный  уровень  рыночной  концентрации   и сохранение олигополии. Они принимают разную  форму:  экономии  на  масштабах производства,  экономии  на   издержках   вследствие   накопленного   опыта, известности  товара,  проведенной  рекламной  компании,  сложности   товара множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д.

      Экономия  на масштабах, основанная  на  известности  товаров,  является важным  барьером  для  других  фирм,  желающих  работать  на  данном  рынке. Поскольку  новая  фирма  неизвестна,  она   может   претендовать   лишь   на незначительный спрос (Dн - сдвинута влево) и ее  объем производства  будет меньше, чем у фирм-участников  олигополии  ([pic])  (рисунок 2).  Цена  же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше ([pic])

      Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит  их долю  рынка,  попробуют  не   допустить   этого,   воспользовавшись   своими преимуществами. Они  установят  цену  ниже  Рн  ,  но  в силу  экономии  от масштабов производства и в этом случае (между   Рн  и   Ро)  будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена  будет  уйти с  рынка  (при  ценах  ниже  Рн  кривая  спроса  Dн  лежит ниже   АТС,   и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).

      В  приведенном   примере  мы  предполагали,  что  кривые   издержек   у олигополиста  и новой фирмы одинаковы и все дело  в том,  что фирма-олигополист достигает более низких издержек за счет больших размеров  спроса и масштабов производства. В реальной жизни весьма часто  у  старой  и  новой фирмы различаются сами кривые издержек (рисунок 3).

      Издержки  новой фирмы могут быть выше  потому, что оно  не  имеет   опыта ведения бизнеса в  данной  сфере  деятельности:  ее  менеджеры  не  обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной рабочей силы;  хуже условия  получения  банковского  кредита;  слабее  связи   с   поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые  фирмы смогут  со  временем  преодолеть  трудности,  однако  -  не  все   из   них.

Неопределенность ослабляет  стимулы  для  вступления  на  рынок  и  уменьшает число потенциальных конкурентов.

      Между тем  сама угроза появления конкурентов  меняет  поведение  фирмы-олигополиста. Если бы старая фирма не  боялась потерять  свою  долю  рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль, могла бы установить  цену  на  уровне Ро и производить Qо. Однако она устанавливает цену на  уровне  не  выше  Р1, поскольку при такой  цене  потенциальный  конкурент  будет  не  в  состоянии покрыть свои издержки и откажется от вступления в отрасль. Старая  же  фирма и  при  такой  цене  будет  получать  прибыль.  Цена  Р1  часто   называется предельной ценой. Такое поведение фирмы-олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.

      Чтобы фирма   могла  достичь  наиболее  эффективных  для  данного   вида деятельности  размеров,  часто  требуется   значительный   объем   капитала. Потенциальному участнику рынка  в  авиационной,  автомобильной,  химической, нефтедобывающей  промышленности  и  во  многих  других  отраслях   требуются миллиарды  рублей,  чтобы  начать  дело.  Несомненно,  это  является  важным барьером  на  пути  уменьшения  рыночной  концентрации  в  данных   секторах экономики.

      Существуют  и другие барьеры на пути  потенциальных конкурентов:

    o ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний о лицензировании того или иного вида деятельности;

    o высокие затраты на рекламу;

    o сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания.

      Все эти  барьеры затрудняют вступление  новых производителей на рынок   и поддерживают высокий уровень концентрации.

      Рыночная  власть фирм-олигополистов. Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать  влияние на положение  в  отрасли.  Так,  если  олигополист  решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на  рынке.  Летом  1998  г.  АвтоВАЗ воспользовался этим обстоятельством: он перешел на работу в одну смену,  что привело к рассасыванию непроданных запасов автомобилей  и  позволило  заводу поднять  цены.  А  если  несколько  олигополистов  начнут  проводить   общую политику, то их совместная  рыночная  власть  и  вовсе  приблизится  к  той, которой обладает монополия.[5]

 

2. Модели олигополии

 

      Прежде  всего, обратим внимание на  огромную роль,  которую  играет  при определении рыночного поведения олигополиста субъективный фактор – характер взаимоотношений между  конкурирующими  на  рынке  фирмами.  В  этом  состоит уникальная особенность олигополии. При всех  других  типах  рынков  значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В  условиях  совершенной  и отчасти монополистической конкуренции на рынке  действует  такое  количество фирм, что особенности поведения  каждой  из  фирм-конкурентов  не  поддаются учету.   А   при   монополии   конкурентов   вообще   нет.   И   только   на олигополистическом рынке решение каждого из  немногочисленного  круга  фирм- олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

      Лучше понять  закономерности  поведения  фирмы   на  олигополистическом рынке  позволяет  анализ  дуополии,   т.е.   простейшей   олигополистической ситуации, когда на рынке действуют  только  две  конкурирующие  между  собой

фирмы. Главная особенность  моделей дуополий состоит в том,  что  выручка  и,

следовательно, прибыль, которую  получит  фирма,  зависит  не  только  от  ее

решений,  но  от  решений   фирмы-конкурента,   также   заинтересованной   в

максимизации своей прибыли. Процесс принятия решения  на  олигополистическом

рынке напоминает домашний анализ  отложенной  шахматной партии,  где игрок

ищет самые сильные  ответы на возможные варианты хода своего противника.

Олигополия Курно — экономическая модель рыночной конкуренции. Названа в честь сформулировавшего ее французского экономиста А.Курно (1801-1877).

Основные положения модели:

  • На рынке действует фиксированное число   фирм, выпускающих экономическое благо одного наименования;
  • Вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют;
  • Фирмы обладают рыночной властью. Замечание: сам Курно не знал, что такое рыночная власть. Этот термин появился позднее;
  • Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации.

Общее количество фирм на рынке   предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм   могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.

Функция спроса представляет собой убывающую функцию от цены блага. Цена блага задана как цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения равна  величине спроса на данное экономическое  благо при одной и той же цене).

 

Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.

В этой модели поведение  фирм описывается динамической игрой  с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.

Основные предпосылки


  1. Отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену
  2. Фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса.
  3. Существует так называемая фирма-лидер, на объём производства которой ориентируются остальные фирмы.

Модель Бертрана


Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану — модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.

Модель описывает поведение  фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана.

[править]Предположения модели


В модели приняты следующие  предположения:

  • На рынке имеется по меньшей мере две фирмы, производящие однородный продукт;
  • Фирмы ведут себя некооперативно;
  • Предельные издержки (MC) фирм одинаковы и постоянны;
  • Функция спроса линейна;
  • Фирмы конкурируют, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо и одновременно;
  • После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию;
  • Если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар;
  • Если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях.
  • Модель статична (рассматривается принятие решения в единичный момент времени).

Предположение о ценовой  конкуренции означает, что фирмы  могут легко изменять объем выпуска  продукции, однако изменить цену после  выбора очень трудно или невозможно.

Модель Бертрана имеет  два разумных исхода:

  • кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей;
  • конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек.

В несимметричном случае, когда  одна из фирм имеет более низкие предельные издержки (например, при  использовании лучшей технологии производства), она может устанавливать цену ниже предельных издержек конкурента и получить весь рынок. Это явление  получило название "предельного ценообразования".

Модель доминирующей фирмы  Форхаймера. случай закрытого рынка


Информация о работе Олигополистические рынки однородной продукции