Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:27, реферат
В преддверии ХХI века наша страна начала переход к рыночной экономике,
рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать
впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в
обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства,
становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что
исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественны
Конечно,
установление количественной границы
между олигополией и
Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2004 года они составили 31,6 млн т ., когда как в Китае 125 млн. т . Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.
Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2004 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.
Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно невелируется.
Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2004 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2005 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2004 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2004 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у "ГАЗа" - 1,1 млрд $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2003 году каждый третий купленный в России автомобиль - иномарка.
На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз" разумеется является безусловным лидером.
Нельзя обойти стороной и "родной" "ГАЗ". Он как я уже писал ниже может стать центром целого сконцентрированного холдинга под контролем "Сибала". Автозавод по 2002 год увеличивал долю производства грузовиков и уменьшал производство легковых автомобилей. Но в 2003-2004 годах рынок малых грузовиков похоже пришел в состояние насыщения, в производстве наблюдался некоторый спад.
Одновременно очков автозаводу не добавила компания против "Газелей" в качестве микроавтобусов. А ситуация с "ЗМЗ" вовсе могла сделать автозавод банкротом.
По прогнозам специалистов рынок легковых автомобилей к 2010 году в России возрастет до 2,5 млн. единиц, В 2004 году рынок легковых автомобилей в РФ составил 1 млн. 619 тысяч единиц. При этом их производство в 2004 году составило 1 млн. 110 тысяч единиц, а в 2010 году возрастет до 1,3- 1,9 млн. Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. По прогнозам "Института Адама Смита" уже к 2006 году в России иномарок будут покупать больше, чем отечественных автомобилей, а к 2010 году их доля составит 66% .
Из
такого положения у отечественных
компаний есть несколько путей выхода.
1) Создание совместных предприятий. Наподобие
совместного предприятия "ВАЗ"
и "Дженирал Моторз" по производству
"Шевроле Нива". Такое сотрудничество
выгодно для иностранных компаний, ведь
они снижают издержки в виде пошлин. Для
российских же компаний это один из основных
способов выживания в конкурентной среде.
Второй способ - комплексная перекапитализация,
создание новой конкурентоспособной продукции
на основе новых технологий. Так тот же
"Автоваз" проводит перекапитализацию
сроком 8 лет.
3.Формальные теории олигополии.
В течение ряда лет многие экономисты предлагали различные формальные теории олигополии. Целью таких теорий является определение равновесной цены и объема выпуска для олигополистической фирмы. Что же касается отрасли, целью выступает определение таких характеристик рыночной структуры, как количество фирм, степень концентрации, уровень затрат и технологии, кривая спроса. Пока не выработано общей теории, но существует несколько частных теорий и исследований отдельных ситуаций. Они способствуют более глубокому пониманию проблем олигополии.
3.1.Теория Курно и ее вариации.
Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята в работе,
опубликованной Августом Курно в 1838 году. Курно поставил проблему
олигополистической взаимосвязи - необходимости каждой фирме принимать в
расчет
поведение конкурентов при
понять поведение конкурирующих фирм, нужно, как считал Курно, сделать простое
предположение относительно реакции каждой фирмы на поведение конкурентов.
В своей первоначальной постановке проблемы Курно предполагал, что каждая
фирма будет действовать так, как будто она не ожидает от своих конкурентов
изменения цен или объемов выпуска, величиной переменной. Согласно “ценовой”
вариации теории Курно, каждая фирма устанавливает цену так, как будто она
ожидает, что другие фирмы отрасли оставят свои цены неизменными. На рисунке 1
изображено, как ценовая теория Курно может работать в отрасли, состоящей
только из двух фирм. Каждая фирма запрашивает определенную цену,
максимизирующую прибыль при любой цене, которую может установить конкурент.
Эти цены изображены в виде так называемых кривых реакции. Например, кривая
реакции первой фирмы показывает, что она установит цену 60 долларов, если ее
конкурент имеет цену 50 долларов (точка S). Если вторая фирма запросит 150
долларов, первая - 130 (точка Т).
В крайнем случае, фирма 2 может запросить так много, что ее цена выведет ее
из рынка, оставив первой фирме чистую монополию. В этом случае фирма 1
максимизирует прибыль, установив цену 150 долларов, что показывает прерванная
кривая, называемая “монопольная цена фирмы 1”. Монопольная цена фирмы 2
показана таким же образом. Эти две кривые реакции могут определяться кривыми
издержек двух фирм и кривыми спроса. Формирование их здесь не показано.
При наличии этих кривых реакции ситуация олигополии по Курно может быть
описана примерно так. Представьте себе сначала, что фирма 1 - единственный
производитель данного товара. Поскольку она - чистый монополист, она
максимизирует прибыль, устанавливая цену 150 долларов. Затем на рынке
появляется фирма 2. По теории Курно фирма 2 устанавливает свою цену так, как
будто она предполагает, что фирма 1 будет и дальше держать цену 150 долларов.
При таком предположении фирма 2 установит цену 125 долларов, что показывает
точка А на ответной кривой фирмы 2.
В таких условиях фирма 1 начнет ощущать наличие конкурента. Видя, что фирма 2
отняла у нее множество потребителей с помощью гораздо более низкой цены, она
двинется к точке В по своей кривой реакции, снизив собственную цену до 115
долларов.
Фирма 2, вступившая на рынок и полагающая, что фирма 1 будет держать цену в
150 долларов, должна теперь как-то отреагировать. При наличии у первой фирмы
цены 115 долларов фирма 2 снижает свою цену до 108 долларов (точка С). Это
вызывает понижение цены фирмой 1 до 107 долларов (точка D). После серии
движений и контрдвижений в сторону дальнейшего понижения, цены двух фирм
сходятся на равновесной - 100 долларов в точке Е.
В теории Курно привлекательны две вещи. Во-первых, она приводит к стабильному
равновесию. При ценах выше точки пересечения двух ответных кривых каждая
фирма имеет стимул снижать цену, установленную конкурентом. При ценах ниже
точки пересечения, каждая фирма имеет стимул спросить больше, чем ее
конкурент.
Таким образом, при этом предположении существует только одна цена, которую
может установить рынок. Во-вторых, так как эта теория распространяется на
рынки не только с двумя фирмами, можно доказать, что равновесная цена
движется постепенно от монопольной цены к цене, равной предельным издержкам..
Следовательно, равновесие Курно в отрасли, где существует только одна фирма,
достигается при монопольной цене; в отрасли с большим числом фирм - при
конкурентной цене; а в олигополии различных размеров - колеблется в этих
пределах.
Тем не менее, существует одна тревожащая экономистов деталь в теории Курно. В
основе теории лежит предположение каждой фирмы, что ее конкуренты не
отреагируют на изменение фирмой цен. Но даже однодневная жизнь в мире Курно
подтверждает ошибочность такой предпосылки. В примере с рисунком 1 фирма 2
возникает на рынке, предполагая, что фирма 1 не обратит внимания на ее