Объяснение мирового финансового кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Постоянный экономический рост в рыночной экономике име­ет ряд существенных недостатков (инфляция, безработица и др.), в том числе цикличность. Дело в том, что развитие рыночной эко­номики происходит волнообразно, или циклично. В разные годы производство может возрастать большими или меньшими темпа­ми, а в ряде случаев развитие эко­номики может иметь отрицательный знак, что означает падение производства. Поэтому динамику развития рыночной экономики точнее отражает волнообразная линия (рис. 1), где каждая волна характеризует целый цикл этого развития.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общее представление о цикличности
1.1 Общая характеристика цикла
1.2 Типы экономических циклов
1.3 Причины циклического развития рыночной экономики
1.4 Австрийский подход к теории бизнес циклов
Глава 2: История мировых экономических кризисов
Глава 3. Мировой финансовый кризис 2008
3.1 Потребление опередило возможности.
3.2 Крах «центрального банка мира»
Заключение

Файлы: 1 файл

макроэкномика - фин кризис 2008.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

             

3.2 Крах «центрального банка мира»

 

Есть одна особенность мирового финансового кризиса, на которую значительно меньше обращают внимание эксперты. Дело в том, что послевоенная мировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира. Именно доллар был и остается сейчас главной расчетной валютой в международной торговле. И пока доля США в общем объеме мирового ВВП доминировала, а размер международной торговли был относительно незначительным, доллар уверенно выполнял функцию средства платежа.

Статус центрального банка мира позволял США получать доход. Выпуская в обращение ничем не обеспеченные денежные знаки, американское правительство и все физические и юридические лица Соединённых Штатов могли приобретать товары и услуги практически в любой стране мира.

В подтверждение этого приведу такие данные. На сегодня долг правительства США превысил 9,5 триллиона долларов, а после реализаций так называемого плана спасения экономики министра финансов США Полсона, этот долг превысит 10,5 триллиона долларов.

Этот выпуск в обращение долларов имеет не такой однозначный характер. Дело в том, что вследствие роста и глобализации мировой экономики и наращивание объемов международной торговли возникает потребность в дополнительных средствах в качестве средства платежа. Если этих средств не хватает, то их цена начинает расти, что вызывает рост обменного курса этой валюты относительно других валют. А это, в свою очередь, ухудшает условия для экспортеров и стимулирует удешевление и увеличение объемов импорта. То есть для недопущения роста курса доллара США относительно других валют американское правительство должно эмитировать все больше и больше денежных знаков. А рост спроса на основные ресурсы (нефть, металлы, продукты питания и т.д.) со стороны экономик Китая, Индии, Бразилии и других стран мира, не могло не провоцировать повышение цен на них и, как следствие, потребности в еще большем количестве оборотных средств, необходимых для обеспечения расчетов в международной торговле.

Кроме этого, функция денег как средства платежа сочетается с еще одной функции - быть средством сбережения. Разумеется, если ты не имеешь возможности хранить и накапливать какую-то валюту, то не заинтересован и расплачиваться ею. Вот здесь начинается новый круг проблем в американской экономики.

Доля долларов США, которая временно не используется как средство платежа в международной торговле, попадает на американский фондовый рынок, что обуславливает рост доходов простых граждан и деловых структур и бюджета США. Так, сначала доходы получают инвестиционные банки, предоставляющие комиссионные услуги по выпуску ценных бумаг и их продажи американским и иностранным инвесторам (доходы от этих услуг ежегодно представляли миллиарды и даже десятки миллиардов долларов). Увеличение спроса на ценные бумаги и рост цен на них приводит к резкому росту доходов всех инвесторов. А это, в свою очередь, стимулирует кредитование под покупку этих ценных бумаг.

С одной стороны, рост спекулятивных доходов способствовало росту потребительского спроса, с другой - еще больше разогревало американский фондовый рынок и формировало огромный мыльный пузырь не подкрепленных реальной стоимости фондовых активов. Таким образом, выполняя функции центрального банка мира, Соединенные Штаты попали в ловушку, из которой не так просто знать выход.

Очевидно, что мировое сообщество, столкнулась с очень сложной проблемой. Суть ее заключается в том, что одна даже экономически мощная страна не может выполнять функцию центрального банка мира. При этом очевидно, что европейские страны и европейский центральный банк не готовы взять на себя такую функцию. И если кто-то считает, что ЕЦБ в восторге от заявлений тех или иных страны о переходе в международных расчетах с доллара США на евро, то ошибается. Ибо там прекрасно понимают и преимущества такой ситуации, и огромные риски, которым подвергается единая Европа и их объединенная экономика.

Чем грозит ослабление роли США? Объемы долга правительства США и юридических и физических лиц настолько значительные, что некоторые из экспертов не исключает варианта, когда американский истеблишмент согласится на закачку американской экономики чрезвычайно большим количеством денежных знаков, которые приведут к очень значительному обесцениванию национальной валюты и всех долговых обязательств. Опасения именно такого сценария, а план Полсона определенной мере закладывает такое развитие событий, похоже, еще больше обваливает не только американский, но и все фондовые биржи мира.

Уменьшение надежности доллара США как средства платежа и средства сбережения неизбежно приведет к параличу всей системе международных расчетов. Возможно существенное сокращение объемов международной торговли - как следствие падения спроса на основные виды ресурсов и рост экономического кризиса в большом количестве стран, экономика которых в большей степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов.

Есть и другие риски. Кризис американской экономики не может не способствовать существенному сокращению влияния США на события в мире. На некоторое время правительству США будет не до международных проблем, им придется заниматься проблемами в собственной стране. Это может привести к уменьшению роли США как международного полицейского, которого многие не любят, но с позицией которого вынуждены считаться.

Учитывая, что роль ООН и Совета Безопасности ООН существенно ограничена противоречиями между США и Россией, можно ожидать эскалации напряженности во многих точках мира, где региональные вожди попытаются усилить свое влияние, в том числе силовыми средствами. Именно такое развитие событий мы все имели возможность увидеть во время последних событий на Кавказе. (Однако тогда кризис, который ударит прежде всего по сырьевых государствах, еще не развернулся).


Заключение

 

Мировой финансовый кризис – пути выхода. Исход

 

На сегодняшний день, многие средства массовой информации достаточно много пишут о глобальном финансовом кризисе, кто виноват в финансовом кризисе, и пугают нас страшными экономическими прогнозами, но мало кто пишет и говорит: во-первых, как выйти из финансового кризиса, а во-вторых, как извлечь из этого кризиса положительный результат, как для страны, так и для себя лично.

Благодаря глобализации в мире незаметно появилась новая мировая болезнь — недоверие. Она, в свою очередь, быстро распространяется от банковской системы к экономике в целом с дальнейшим переходом на социальные и политические отношения. Поэтому главная задача текущего момента — это создание новой системы доверия — как в мировой экономике, так и в отдельно взятой стране.

Молодая рыночная экономика, с одной стороны, дает определенные преимущества перед старой развитой: значительно меньше проблем, и их можно «перебрать вручную», первыми построить дно. С другой стороны, есть существенный недостаток — больший разрыв в понимании между политической элитой, которая вырабатывает и принимает решения, и бизнес-сообществом, которое сейчас несет на себе всю тяжесть ситуации. Именно поэтому беспрецедентные меры правительства не дают ожидаемого результата (рост фондового рынка никого не должен вводить в заблуждение), так как не учитывают психологической реакции бизнеса на текущие проблемы. Преодолеть этот разрыв критически важно, иначе будет как всегда: верим в твердый рубль и тут же бежим покупать доллары.

 

Новые правила мировой экономики

 

Несколько слов о правилах игры. Академически правильные решения в экстремальных условиях не работают — решения должны быть просты, всем понятны, комплексно связаны между собой и реализовываться быстро и одновременно, с акцентом на стабилизацию, упреждение проблем и экспансию (нельзя только защищаться, нужно атаковать!) в секторы, где есть возможности усилить конкурентные преимущества. В такие экстраординарные периоды жертвы неизбежны, и главное — не принести их зря, решения и выбор идут в пользу реализации приоритетов практически в «ручном» режиме. При этом важно действовать комплексно. Подпорки надо строить ниже текущего уровня — и спасать то, что еще не пострадало, но обязательно пострадает, если не заняться этим заранее. Важно определить, где та «самая страшная» точка, до которой может дойти кризис, и начинать работать именно с ней, одновременно поддерживая системные точки. Например, если сегодня мы понимаем, что возможный печальный финал кризиса — это драматическое падение потребления и, как следствие, развал системы распределения и производства, как это произошло в 80-е гг., значит, сегодня надо работать в первую очередь на стимулирование стабильного потребительского спроса, потом заняться проблемами среднего бизнеса в регионах и т. д., двигаясь навстречу кризису, а не сопровождая его.

Ключевые приоритеты:

1. Сохранение системы жизнеобеспечения на республиканском и областном уровнях

2. Эффективная модель управления кризисом

3. Сохранение золотовалютных резервов страны

4. Преодоление разрыва между действиями правительства и психологией участников рынка

5. Экспансия страны на международные и внутренние рынки

 

Реализация

 

В больших системах (к которым относится государство) переход к ручному управлению крайне затруднителен, так как задача большой системы как раз и состоит в том, чтобы уберечь целостность системы от влияния случайного фактора.

Но сейчас другой случай — в новую систему должны войти только те элементы, которые необходимы или конкурентны. Технологически задача выглядит следующим образом: необходимо создать площадку, на которой будут оперативно приниматься и реализовываться решения по поддержке системы жизнеобеспечения страны, сохранения и развития ее конкурентных преимуществ, обеспечения экспансии в период кризиса. Площадку, на которой будет происходить координация и формироваться доверие между экономикой и государством. Такая задача без элементов ручного управления не решается.

Начнем с финансово-банковской системы. Ключевая проблема — деньги не идут в реальный сектор; что необходимо — запустить механизм кредитования и расчистить облигационный и долговые рынки. Государство закачивает ликвидность в банковскую систему и справедливо ожидает изменения ситуации. Но этого не происходит, потому что банки решают свои вопросы: восстанавливают капитал после полученных убытков, смотрят на скорость коррозии банковских активов (произошло резкое уменьшение стоимости залогов), создают излишнюю подушку ликвидности (да еще в долларах) на случай ухудшения ситуации. У банков с государственным участием конфликт интересов еще острее: вроде страну поручили спасать, а собственные проблемы банка все же ближе.

Для решения вопроса необходим общественный договор (некое твердое джентльменское соглашение) государства с банками: государство оказывает помощь (только живым банкам и на приемлемых и желаемых условиях: длинные деньги, с невысокой процентной ставкой, с использованием всего арсенала возможностей — от депозитов ЦБ и Минфина до выкупа хороших активов, которые можно использовать одновременно!) и принудительно доводит лимиты кредитования жизнеобеспечивающих отраслей и населения, а банки берут добровольное обязательство быть инструментом проведения государственной политики, осознанно неся риски в период турбулентности.

При необходимости в такие банки государство вводит спецказначеев — представителей штаба для контроля соблюдения «соглашения», нарушение которого в нынешних условиях означает немедленное банкротство банка.

Восстановление нормального процесса кредитования невозможно без расчистки облигационного и долгового рынков, которую можно провести либо через прямой выкуп государством образовавшихся долгов из денег, выделенных на поддержку фондового рынка, либо дополнительным целевым заданием через банковскую систему.

Особенно стоит отметить важность продолжения развития потребительского кредитования населения — это лучшая психологическая гарантия и защита от снятия депозитов в банках и дальнейшее стимулирование спроса. Государство, наделив банки длинными и недорогими деньгами, должно обеспечить удлинение сроков действующих кредитов, понижение процентных ставок, запрет на списание залогов на 1-2 года, а также увеличение объемов нового кредитования.

Теперь что касается реального сектора. Он уже начал в полной мере ощущать влияние кризиса и сжиматься под воздействием уменьшения спроса, ограничения доступа даже к оборотным средствам; резко повысились взаимные неплатежи и товарные запасы на складах, массово начались переходы на режим неполной загрузки вплоть до остановки производства с сокращением численности работающих.

Принципиально важным в этих условиях также становится реализация мер по стимулированию спроса на продукцию предприятий реального сектора с помощью:

госзаказа (реализация крупных инфраструктурных проектов и выкуп товаров в госрезерв);

экспорта;

заказов промышленности;

 

развития потребительского кредитования населения.

 

При выборе отрасли или конкретной компании необходимо составлять стратегическую дорожную карту, которая поможет сберечь государственные средства и достичь желаемого целевого результата.

2

 



Информация о работе Объяснение мирового финансового кризиса