Общая характеристика концепции физиократов, основные положения экономического учения Ф. Кэне

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

В XVIII веке во Франции зародилось направление, знаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило название «физиократия» (от греческих слов -«власть природы»). Основателем этого направления был Франсуа Кенэ(1694-1774).

Оглавление

Введение
1.Общая характеристика школы физиократов
2.Ф.Кенэ и его концепция «естественного порядка»
3.Таблица Ф. Кенэ - первая модель общественного воспроизводства
Резюме
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Общая характеристика концепции физиократов, основные положения экономического учения Ф.Кэне.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     В отличие от меркантилистов для него существенно важным было утвердить  свой взгляд на то, что он рассматривал как истинное «богатство». Кенэ усматривал это явление в сельском хозяйстве, называя его «производством», в то время как все прочие виды деятельности из тех же соображений получили наименование непродуктивных или «бесполезных». Поступая подобным образом, он приводил субъективное суждение в соответствие со своим мировоззрением, согласно которому предметы потребления, или точнее, средства существования людей, являются основными благами.[3.c141]

       Таким образом, он модифицировал  доминировавшую до него доктрину  Кантильона и Петти, которые рассматривали землю и труд как два самостоятельных источника богатства. Кенэ не пытался вывести пропорцию или определить коэффициент соответствия между двумя этими факторами, которые позволили бы выразить значение каждого из двух в терминах какогото одного, а именно земли, Кенэ устанавливал между ними иерархические отношения. Землю он рассматривает как продуктивный фактор, при этом естественное плодородие почвы само по себе создает прирост истинного богатства в период от сева до жатвы, а труд и инициатива людей остаются всего лишь необходимым вспомогательным средством для осуществления этого процесса. Такой подход согласовывается с идеей Закона природы как закона физического и морального. Как считал Кенэ, экономический процесс является по существу процессом прироста богатства, то есть процессом производства, а секрет этого роста заключается в плодородии земли, либо в совокупности сил природы, которая рассматривалась как уникальная, самодостаточная сущность, скрывающая в себе источник экономического прогресса. Таким образом, экономика - это производство, а производство - это земля. Благодаря иерархической системе, ничуть не нарушающей традиционные установки - природа диктует правила морали, земля определяет правила труда. Перед нами в данном случае первый шаг на пути идентификации экономики при помощи единственного существенного фактора, как causa sui, как некоей субстанции. История последующего развития экономической теории не дает ни малейшего повода усомниться в этом.[7.c340]

     В целом у Кенэ собственность подчиняется общему порядку, а собственности, в свою очередь, подчиняется свобода. Таким образом, общий порядок управляет и собственностью, и свободой. Такая конфигурация представляется весьма примечательной, если мы здсь же вспомним о бесспорном влиянии Локка на Кенэ, бесспорном, несмотря на то, что оно проявилось в других аспектах теории, и несмотря на существенный временной интервал, разделяющий двух авторов, ведь у Локка собственность выходит на первое место.

     Кенэ  проводит различие, как бы по привычке, между «потребительной» стоимостью и меновой, «покупной», стоимостью. Воздух и вода имеют потребительную стоимость, это «основные блага», они не имеют меновой стоимости и не относятся к «богатству». Довольно своеобразно представлены у Кенэ отношения между двумя видами стоимости. Для того, чтобы некоторое государство процветало - в этом месте отметим для себя отголоски холизма - прежде всего необходимо, чтобы оно в изобилии располагало пищевыми продуктами, далее требуется, чтобы они находили спрос, а их цена, т.е. меновая стоимость, была выше себестоимости .Доля продукции, взимаемая в виде налогов, должна быть пропорциональна цене.

     Рассмотрим, что предлагает Кенэ. Итак, он признает, что пищевые продукты являются основными  экономическими благами, истинным богатством, то есть теми благами среди прочих благ, наделенных меновой стоимостью, которые имеют более высокую потребительную стоимость. Из этого неизбежно следует, что более высокая потребительная стоимость должна выразиться в повышении меновой стоимости. Именно таким образом у Кенэ осуществляется переход от физического закона к закону моральному.

     Таким образом, Кенэ опирается фактически лишь на свои наблюдения. Есть некая  стоимость или, почти буквально, «основополагающая цена» товара, как мы сказали бы, цена его производства, то есть минимальная цена товара, при которой гарантируется рентабельность. Если стоимость пшеницы достигает достаточно высокого уровня, устанавливается «хорошая цена». Такие обстоятельства благотворно влияют на соответствующую сферу производства, - в самом этом выражении передается нормативная ориентация, как бы утверждается тот факт, что в сфере экономики ценности находятся в зависимости от абсолютных Ценностей. По данному вопросу позиция исследователя и положения «естественного закона» сходятся. Потребительная стоимость, в таком смысле действительно выступает в очень необычной роли, она определяется меновой стоимостью, которая служит ее неизбежным следствием. [2.c230-231] 
 
 

     РЕЗЮМЕ.

     Отражая уровень развития экономики своего времени, физиократы считали, что богатство, прибавочный продукт создается только в сельском хозяйстве, где сырой продукт природы (неистощимой, по их мнению, сокровищницы) трансформируется в достояние людей, в богатство. Промышленность, по их мнению, выступала промежуточной инстанцией, не создающей новых ценностей.

    
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2001.
  2. Аникин А. Юность науки,2001.
  3. Василевский Е.Г. “История экономических учений”, Ч.1 – Москва: МГУ, 1989.
  4. Всемирная история экономической мысли. М., 1987. Т. 1 / МГУ им Ломоносова. – М.: Мысль, 1987.
  5. Немчинов В.С. Экономико-математические методы и модели. М.: Мысль,1965.
  6. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  7. Черковец В. «Историческая тенденция и социальная востребованность политической экономии», журнал «Российский экономический журнал», №3,1996г
  8. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник, 3-е издание. М.:ИНФРА-М, 2001.
  9. http://econom.nsc.ru/jep/books/047 Г. Делепляс Лекции по истории экономической мысли / Под ред. Бусыгина В.П Новосибирск: Новосибирский государственный университет , 2000.

Информация о работе Общая характеристика концепции физиократов, основные положения экономического учения Ф. Кэне