Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 17:57, доклад
В декабре 2012 г. Государственной Думой РФ был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 сентября 2013 г. за исключением отдельных положений ст. 111.
Основная цель принятия нового законопроекта состоит в обеспечении комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами личности, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.
Виктория Викторовна Шорина
Общая характеристика инновационных направлений высшего образования в России
В декабре 2012 г. Государственной Думой РФ был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 сентября 2013 г. за исключением отдельных положений ст. 111.
Основная цель принятия нового законопроекта состоит в обеспечении комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами личности, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.
Цели и задачи законодательства Российской Федерации в области образования определены ст. 4 РФ «Об образовании в Российской Федерации» и направлены на установление государственных гарантий, обеспечение и защиту конституционного права граждан Российской Федерации на образование, создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ. [1,c.7]
Целями высшего образования являются обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
В соответствии с новым законодательством на федеральном уровне выделен целый ряд основных направлений модернизации российской высшей школы.
Прежде всего это касается совершенствования и обновления системы подготовки кадров и оценки ее качества.
Новым законодательством изменена система уровней высшего образования.
Ранее в Российской Федерации были установлены 2 уровня высшего профессионального образования:
- бакалавриат;
- подготовка специалиста или магистратура.
В соответствии с п. 5 ст. 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются три уровня высшего образования:
- бакалавриат;
- специалитет, магистратура;
- подготовка кадров высшей квалификации. [1,c.16]
Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации.
Законодательно определено, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование; программ магистратуры – имеющие высшее образование любого уровня; программ подготовки кадров высшей квалификации – имеющие образование не ниже уровня специалитета или магистратуры.
В соответствии с новым законодательством вводятся новые образовательные структуры и высшее образование может быть получено в образовательных организациях высшего образования. Как следует из нового закона, образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. [1,c.5]
Все образовательные организации подразделяются на типы в зависимости от вида, уровня и (или) направленности реализуемых ими образовательных программ. В соответствии с п. 4 ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организацией высшего образования является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.[1,c.29]
Важным направлением модернизации высшего образования является совершенствование контроля и оценки качества высшего образования. В Российской Федерации под качеством высшего образования понимается его соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и федеральным государственным требованиям.
В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.[1,c.17]
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
Порядок разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.
В качестве нового обязательного структурного элемента системы образования помимо федерального государственного образовательного стандарта и федеральных государственных требований дополнительно вводится образовательный стандарт.
Образовательный стандарт – это совокупность образовательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными новым федеральным законом или указом Президента РФ.[1,c.4]
В этой
связи, на наш взгляд, представляется важным
учитывать мнение исследователей, которые
предлагают оценку качества высшего образования
проводить на основе интегральной характеристики
системы высшего образования, отражающей
степень соответствия реальных достигаемых
образовательных результатов как государственным
нормативным требованиям, так и социальным,
личностным ожиданиям. Качество высшего
образования – это не только результат
учебного процесса, зависящий от уровня
квалификации профессорско-
Вопросы совершенствования инструментов и процедур контроля качества высшего образования находятся в центре внимания как государственных органов, так и всего образовательного сообщества.[3,c.48] В Российской Федерации начали формироваться новые формы и механизмы общественного контроля качества высшего образования: ассоциации работодателей приступили к разработке профессиональных стандартов, представители отраслевых объединений формируют квалификационные требования к выпускникам вузов, рейтинговые агентства ведут мониторинг вузов и образовательных программ, экспертные сообщества начали проводить образовательный аудит и общественную аккредитацию вузов и др. Все эти меры направлены на то, чтобы дать возможность высшему учебному заведению оценить свои конкурентные преимущества и выработать стратегию дальнейшего развития.
Особым направлением модернизации российской высшей школы, основанном на интеграции науки и образования, является стимулирование развития новых инновационных институциональных структур и установление категорий образовательных организаций высшего образования: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет»[1,c.30]. В этой связи необходимо отметить присвоение Московскому и Санкт-Петербургскому университетам особого статуса: уникальный научно-образовательный комплекс.
За период с 2006 по 2012 гг. в России создано девять федеральных университетов (ФУ): Сибирский ФУ, Южный ФУ, Дальне-Восточный ФУ, Северо-Восточный ФУ, Казанский (Приволжский) ФУ, Арктический (Северный) ФУ, Балтийский ФУ, Уральский ФУ, Северо-Кавказский ФУ.
Важно отметить, что путем создания федеральных университетов решается особая стратегическая задача российского высшего образования, предусматривающая совершенствование и развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию материально-технической базы, социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство. Приоритетом деятельности федеральных университетов является подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров и разработка научно-технических решений для инновационного развития экономики. В Концепции создания и государственной поддержки федеральных университетов подчеркивается, что федеральный университет осуществляет образовательную, научную и инновационную деятельность по широкому спектру направлений с целью интегрированного кадрового и научного обеспечения масштабных проектов и программ федерального и регионального уровня. Стратегической миссией федерального университета является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок.
В отличие от федеральных университетов формирование сети национальных исследовательских университетов обусловлено необходимостью кадрового и научно-технического обеспечения приоритетных направлений развития науки, высокотехнологичных отраслей экономики, социальной сферы. К 2012 г. в Российской Федерации 29 вузам была присвоена категория «национальный исследовательский университет». Важным моментом является также создание Национального инновационного центра (НИЦ) в Сколково.
К настоящему времени накоплен определенный положительный опыт инновационного развития вузов на основе государственно-частного партнерства, одной из форм которого является сотрудничество корпораций с высшими учебными заведениями. Примером такого сотрудничества является подписание соглашения (2006 г.) между компанией «РуссНефть» и МГУ имени М.В.Ломоносова о создании на базе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова «Высшей школы инновационного бизнеса МГУ» со статусом факультета. Отличительной особенностью таких структур является сочетание классического университетского и корпоративного образования, позволяющего обеспечить связь высшего профессионального образования и крупного бизнеса на основе более гибкой системы подготовки кадров, способной быстрее реагировать на потребности рынка труда. Высшая школа инновационного бизнеса МГУ нацелена на оперативную адаптацию классических университетских программ обучения к меняющимся запросам экономики и развитие инновационных механизмов, обеспечивающих внедрение результатов научных исследований. К преподаванию привлекаются ведущие преподаватели МГУ и специалисты профильных НИИ, производственных и сервисных компаний. Сегодня многие российские вузы имеют попечительские советы, в которые входят руководители или представители крупного бизнеса и оказывают вузам материальную и финансовую поддержку.
Особая роль в государственно-частном партнерстве принадлежит развитию кластерных программ, с помощью которых обеспечивается государственное финансирование (на стадии научных исследований и разработок) и частное финансирование (промышленное освоение научных результатов). Создание и развитие кластерных программ в национальной инновационной системе стало главным приоритетом экономической политики многих государств. Россия приступила к формированию научных программ кластерных исследований в 2000 г. Стратегическая цель данных программ – создание системы и механизмов совместного финансирования приоритетных научных разработок и инновационных проектов, их промышленная разработка и коммерциализация. Важность развития кластерных программ состоит в том, что они позволяют сотрудничать государственным и частным структурам на всех стадиях инновационного цикла.
Целый ряд российских вузов уже участвует в реализации кластерных программ. В основном, это федеральные университеты (ФУ) или научные исследовательские университеты (НИУ). Среди них: Московский авиационный институт (НИУ), Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (НИУ), Санкт-Петербургский государственный технический университет, Казанский (Приволжский) ФУ, Новосибирский государственный университет (НИУ), Уральский ФУ и др.
Развитие партнерских связей образовательных структур и бизнеса предоставляет образовательным организациям более широкие возможности для реализации их научно-образовательного потенциала. Однако государственно-частное партнерство в области высшего образования в Российской Федерации еще недостаточно развито. Как отмечают исследователи, в настоящее время инвестиционный и налоговый климат в стране не способствует приходу бизнеса в образовательную сферу.[4,c.61]
Необходимо подчеркнуть, что российская система высшего образования проходит непростой путь институциональных преобразований. Реализуемые реформы обусловлены инновационной моделью развития российского общества, процессами глобализации экономики. Реализация всех этих преобразований, на наш взгляд, позволит повысить конкурентоспособность российской высшей школы и ее востребованность не только в национальном, но и мировом образовательном пространстве. Целесообразность, масштабность, своевременность структурных изменений, эффект от их практической реализации имеют решающее значение для комплексной модернизации российского высшего образования.
Серьезные
опасения вызывает начавшийся процесс
оптимизации российской высшей школы,
который выражается в объединении целого
ряда государственных вузов, ликвидации
их филиалов, сокращении бюджетных мест,
профессорско-
Информация о работе Общая характеристика инновационных направлений высшего образования в России