Общая характеристика хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:02, лекция

Краткое описание

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой — в соответствующем пополнении жизненного расхода, при этом экономический субъект (человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т.е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений), и объясняется такое поведение следующим.

Файлы: 1 файл

1 - Хозяйственая деятельность.docx

— 112.93 Кб (Скачать)

Термин "экономика" в  современных условиях имеет следующие  значения:

  1. народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);
  2. исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);
  3. научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).

Если же попытаться дать современное определение экономики  одной фразой, то экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Аристотель — первый экономист, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Наиболее известны его  две работы "Этика" и "Политика". Его заслуги заключаются в  том, что он первым выделил отдельные  категории экономической теории, поставил вопрос о сравнимости всего, что "подвергается обмену", стремится  найти закон образования и  изменения (активная деятельность) и  производство (продуктивная деятельность); высказал идеи о полезности как об основе ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как об обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладельчества физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт он оценивал только с позиций полезности, а не труда.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона (116—27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234—149 гг. до н.э.), Калумеллы (I в. н.э.), Сенеки ( 4—65 гг. н.э.), Лукреция Кара (99—55 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь еще обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение рабовладельчества. Так, Марк Порций Катон в трактатах "О земледелии" и "Системе уроков" утверждает, что рабы должны трудиться постоянно — и в дождь, и по праздникам, и дает рекомендации по нормированию их труда, а также по сезонным нормам натурального довольствия. Марк Теренций Варрон — сторонник мягкого принуждения к труду (его работа "Сельское хозяйство"), а Юний Модерат Калумелла (его работа "О сельском хозяйстве") признавал правильными все методы принуждения негодных работников, т.е. ставит проблему качества труда. Он признавал ограниченные возможности рабского труда. Проблемы собственности исследовались римскими юристами ("Институции" Гая, Кодексы Грегория и Гер-могена, Сборник императорских институций Феодосия II, Дигесты, Кодекс Юстиниана). Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.).

Ученые-схоласты (преподаватели  университетов) рассматривали экономические  проблемы в рамках учения о справедливости с позиций Священного Писания. В  то время в экономике превалировал нормативный аспект (моделирование  того, что должно быть) над позитивным (изучение реальной действительности), иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным). Позднее идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности (равенства) обмена товаров, идея частного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства.

Как наука, т.е. систематизированное знание о  сущности, целях и задачах экономической  системы, экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника  происхождения богатств (и в этом заслуга, ибо они первыми заговорили об этом). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства  выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в переводе означает "денежный". Меркантилисты  были представителями торговцев  и выражали их интересы.

Различают ранний и поздний  меркантилизм. В основе раннего меркантилизма  лежала система денежного баланса, увеличение денежного богатства  чисто законодательным путем. Так, англичанин У.Стаффорд (1554—1612) в своем памфлете "Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников" (1581) отмечал, что решение многих экономических проблем основано на запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а покупать меньше.

Идейно близкой к меркантилизму  является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. Наиболее известными представителями меркантилизма были Т.Ман (1571 — 1641), A.M. де Ваттевиль (1575-1622), Г.Скаруффи (1519-1584), Д.Норе (1641-1691), Д.Юм (1711-1776).

Особую популярность среди  меркантилистов имели Т.Ман и А.Монкретьен де Ваттевиль.

Т.Ман — английский экономист, став купцом и нажив солидное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства". В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова "торговля" и "экономика" считались почти однозначными. Т.Ман главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

 А.Монкретьен де Ваттевиль — простолюдин, его отец был аптекарем. Экономический советник, градоначальнике 1617 г. — поэт, мятежник, дуэлянт, прожил бурную, полную приключений жизнь подобно героям романа А.Дюма "Три мушкетера", был осужден как государственный преступник, по приговору суда его труп был сожжен, а пепел развеян по ветру. Но в историю он вошел как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Первая часть этого термина произошла от греческого слова "политейя" (дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства в целом, а не отдельного рабовладельческого или городского хозяйства, как у Аристотеля). Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном капитале и внешней торговле. Последнее, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, "главной целью различных ремесел" и лучшим способом приобретения могущества государства.

А.Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. "Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, — писал он, — но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды..." Он был противником роскоши, которая, по его словам, "для государства чума и роковое разорение".

Литература меркантилизма  носила главным образом эмпирический, практический характер. В то время  в экономической науке позитивный подход вытеснил нормативный.

Особое место в развитии экономической теории как науки  занимают У.Петти (1623—1686) в Англии и П.Буагильбер (1646—1714) во Франции. Их учение является переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке — политической экономии. Работы У.Петти — "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665), "Политическая арифметика" (1646), "Кое-что о деньгах" (1682). Последнюю работу Ф.Энгельс оценил как шедевр политической экономии. Заслуга У.Петти состоит в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать". П.Буагильбер также предпринял попытку свести стоимость к труду и тем самым сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник богатства в сфере производства.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов  крупных землевладельцев. Термин "физиократы" образован от греческих слов phisis и kratosw дословно означает "власть природы". Главным представителем и основателем этого направления был Ф.Кенэ (1694—1774). Он родился в семье крестьянина, занимавшегося торговлей, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В 64 года, после научных работ по медицине, Ф.Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономические таблицы'1 (1758), в которой сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф.Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве; ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии. Вокруг Ф.Кенэ группировались талантливые ученики и сторонники: В.Р.Мирабо-старший (1715—1789), Дюпон де Немур (1739—1817), А.Р.Тюрго (1727-1781).

Дальнейшее развитие экономическая  наука получила в трудах А.Смита (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823).

А.Смит родился в апреле 1723 г. в маленьком шотландском  городке Керколди в семье главного контролера таможни. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политическим наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга — 'Теория нравственных чувств".

А.Смит вошел в историю  экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план — дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777). Систематизировав в этой книге всю сумму накопленных к тому времени экономических знаний, А.Смит тем самым выполнил историческую задачу. Основная идея в его учении — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение общественного разделения труда как условие повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало настольной книгой ученых-экономистов Запада.

Д.Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 г. занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное состояние, отошел от коммерческой деятельности, будучи крупным землевладельцем, посвятил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд — "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809—1817). Он показал: единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты); прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. А.Смит сформулировал законы обратно пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью, указал на тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Заслуга Д.Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдержать монистический принцип ему не удалось, и на смену монистической концепции приходит плюралистическая концепция факторов производства, фактически подорвавшая трудовую теорию стоимости.

На ошибки классической школы  неоднократно указывали русские  экономисты в кон не XIX — начале XX в. Так, В.Я.Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, свои принципы (эгоистические интересы и свободная конкуренция) — вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений и тем самым теряла способность к историческому анализу и развитию. Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни. Его источник понятен: ненавидя абсолютную монархию, классики невольно приуменьшали значение государственного регулирования хозяйственнных отношений,

Последователи классической политической экономии Р.Торренс, Дж.С.Милль, Д.Р.Мак-Куллох и противники Д.Рикардо — Т.Р.Мальтус, С.Бейли, Н.У. Сениор по существу осуществили переход от теории стоимости к теории спроса и предложения. Теория цены у них вытесняет теорию стоимости, теория факторов производства — трудовую теорию, анализ конкретных ситуаций — теоретические абстракции.

Определенным этапом-эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Ж. де Сисмонди (1773—1842). Он учился в Женевском университете, жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд — "Новые начала политической экономии" (1819), где он выступил с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр своего экономического учения Сисмонди ставил потребление и считал, что политическая экономия призвана быть наукой о совершенствовании социального механизма ради счастья человека.

Информация о работе Общая характеристика хозяйственной деятельности