Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:02, лекция
Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой — в соответствующем пополнении жизненного расхода, при этом экономический субъект (человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т.е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений), и объясняется такое поведение следующим.
Раздел «Микроэкономика»
ТЕМА 1
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
1.
Общая характеристика
Хозяйственная деятельность
представляет собой целесообразную
деятельность, т.е. усилия людей в
процессе хозяйствования, основанные
на известном расчете и
Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой — в соответствующем пополнении жизненного расхода, при этом экономический субъект (человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т.е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений), и объясняется такое поведение следующим.
Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и жертв. Это свободные и даровые блага. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека.
Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода "редкости"). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в достаточном количестве, необходимы усилия для их добывания и приспособления к использованию. Эти блага называются хозяйственными.
Именно они интересуют практика-хозяйственника и экономиста-теоретика. Утрата этих благ составляет потерю, ущерб, возмещение которых требует новых усилий, затрат, жертв. От них зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.
Хозяйственная деятельность людей представляет собой сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.
Производство — это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.
Распределение — это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте.
Обмен — это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ.
Потребление — это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
Но прежде чем охарактеризовать взаимосвязь данных четырех стадий, важно подчеркнуть, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный: постоянно повторяясь, оно исторически развивается — идет от простейших форм (добычи первобытным человеком пищи с помощью примитивных средств) до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства (и с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы) можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.
Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей. Хотя производство вообще — это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений.
Согласно марксистскому учению, соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности выражаются следующим образом.
Производство — основа жизни и источник прогресса человеческого общества. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности; потребление — конечным пунктом; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающее производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством — появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.
Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но в свою очередь они оказывают активное обратное воздействие на производство.
Таким образом, согласно марксистской теории налицо примат производства. Сегодня далеко не все экономисты разделяют это теоретические положение. Так, С.В.Брагинский, Я.А.Певзнер пишут: "Первичность производства всегда трактовалась в марксизме как начало начал научной политической экономии и всей общественной науки. Насколько такой подход обоснован? Если иметь в виду, что раньше, чем обменивать, распределять и потреблять, нужно произвести, то такое утверждение представляет собой банальность, лежащую за пределами науки. Экономическая наука как наука начинается не с производства, а с обмена, с торговли, с рынка..."
Низкий уровень жизни российского народа отдельные экономисты связывают с исходной теоретической посылкой о примате производства в экономической политике бывшего СССР, где производство развивалось ради производства, в ущерб социальной сфере, сфере услуг, производства предметов потребления — того, что чрезвычайно необходимо человеку. Некоторые экономисты подвергают сомнению это теоретическое положение, указывая на необходимость учета современного реального уровня развития общества, его материальной базы, его зависимости от развития духовной сферы, разума человека, ноосферы.
Хозяйственная деятельность отдельного человека, их групп и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.
Учение о хозяйственной деятельности человека выделяет естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены: во-первых, природой; во-вторых, общественной организацией. Естественная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные условия, условия наследственности, численность населения, качество питания, жилища, одежды и др. Мы уже знаем, что человек осуществляет свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Так, площадь земного шара равна 510,2 млн кв. км, причем большая часть (3/4) приходится на моря и океаны. При этом различны почвенные условия земной коры, ограничен объем полезных ископаемых, разнообразны флора и фауна — все это определяет условия хозяйствования.
Весьма существенную роль при достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. В Древней Спарте убивали детей слабого телосложения, а на острове Кандии существовал закон, согласно которому отбирались молодые люди обоего пола, отличающиеся красотой и силой, их принуждали вступать в брак с тем, чтобы улучшить "породу" людей. Наука сегодня безусловно признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психологические качества, не только здоровье, но ряд болезней. Бедность, сопряженная с плохим питанием, плохие гигиенические условия выражаются в росте смертности и заболеваний не только настоящего, но и будущего поколений. Важно помнить, что все меры по улучшению наследственности оказывают свое благотворное влияние не сразу, а постепенно.
Отделить человека от природы можно только мысленно. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все они неразрывно и непрерывно связаны прежде всего питанием и дыханием с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать и тем более заниматься хозяйственной деятельностью не могут. Материально Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Космическое вещество попадает на Землю и оказывает влияние на жизнедеятельность людей, а земное (результат этой жизнедеятельности) уходит в космическое пространство — так называемое "дыхание Земли". Состояние биосферы всецело зависит от жизнедеятельности на Земле. Усиление сознания, мысли в хозяйственной деятельности людей, создание форм, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду, ведут к новому состоянии биосферы — ноосфере (разумный слой вокруг нашей планеты).
Биологическое единство и равенство всех людей — это закон природы. Отсюда осуществление идеала равенства, а в хозяйственной жизни — закономерное и неизбежное стремление к принципам социальной справедливости.
В XX в. человечество в процессе своей жизнедеятельности стало единым целым, ибо сегодня нет ни единого уголка Земли, где бы человек не мог жить и работать, расширились обмен информацией, сообщение с помощью радио, телевидения, ЭВМ и т.д. Все это стало возможным благодаря технике, созданной человеком. В этих условиях на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, и в развитии мировой экономики главными проблемами являются глобальные общечеловеческие проблемы: экология, освоение космоса и океана, разоружение, обеспеченность энергией, сырьем, продовольствием и др.
Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основными из которых является отношения собственности. Именно эти отношения и определяют социальную среду хозяйственной деятельности, что находит свое выражение в результатах хозяйствования. А.Смит писал, что "человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких интересов, кроме как есть побольше и работать поменьше". Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования стран, где до недавнего времени преобладала "ничейная" общественная собственность. Частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.
Существенное влияние
на условия хозяйственной
Отношения собственности
порождают дифференциацию производителей,
появляются бедные и богатые. Воспитание,
образование и средняя
Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отдыха. Заповедь Моисея гласит, что седьмой день недели должен посвящаться отдыху: "Не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих".
Стремление к "неразумному" увеличению рабочего дня вызвано ошибочной уверенностью, что прибыль зависит от длины рабочего дня (на этом тезисе построено учение К. Маркса о прибавочной стоимости). Несомненно то, что человек может и должен работать без ущерба для своего организма только определенное количество часов в день. Предполагается, что в течение суток человек должен работать 8 часов, спать 8 часов и отдыхать 8 часов. Если это соотношение нарушается (увеличиваются часы работы), то человек сокращает жизненный период, в течение которого он будет способен к труду, и сделается жертвой преждевременной смерти.
2. Эволюция экономической мысли
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV— III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551—479 гг. до н.э.), проводилось различение умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией "высших" слоев, а второй — уделом "простолюдинов", основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н.э.) высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что "накопленным богатством" должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей — Ксенофонта (430— 354 гг. до н.э.), Платона (427—347 гг. до н.э.), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Ксенофонт был учеником Сократа, в работах "Домострой" и "Экономикос" он раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Причем домохозяйства Ксенофонт рассматривал не в ограниченном, как сейчас, понимании, а в широком — как рабовладельческое хозяйство.
Сегодня изменилось и понимание термина "экономика". Считается, что этот термин изобрел еще в VI в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: "ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем. Последний подразделял "экономику" (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и "хрематистику" (искусство наживать богатство, делать деньги).
Информация о работе Общая характеристика хозяйственной деятельности