Образная номинация

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:03, диссертация

Краткое описание

Цель данного диссертационного исследования заключается в контекстном изучении единиц образной (вторичной) номинации в их функционировании и взаимодействии в структуре комического текста.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

- рассмотрение лингвистических и когнитивных особенностей текста;

- исследование подтекстовой информации, создаваемой использованием в тексте образных номинативных единиц;

- раскрытие сущности явления номинации;

- выявление роли и функционирования образных номинативных единиц в структуре комического текста;

- изучение коммуникативного объекта образной номинации в комическом тексте;

- определение и анализ способов создания образной номинации в комическом тексте.

Файлы: 1 файл

дисер. образнном.docx

— 27.74 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемам, связанным с  изучением теории номинации, в лингвистической  литературе уделяется особое внимание. Номинация как явление сложное  становится объектом анализа не только традиционной лингвистики, но и психологии, культурологии, философии, социосемиопсихологии, аксиологии. Номинация теснейшим  образом связана с теорией  речевой коммуникации, прагматикой, когнитивистикой. Номинативные единицы  возникают в речевой деятельности человека, результаты которой закрепляются в языковой системе. Анализ процессов  коммуникации, тексто- и смыслопорождения дает возможность определить механизмы  создания и функционирования единиц номинации в дискурсе, а также  выявить закономерности внутреннего  развития языка в их соотношении  с потребностями языкового коллектива. Образная номинация как способ индивидуально-авторского восприятия действительности представляет собой сложный многоуровневый процесс  конверсии референтных смыслов  в эмотивное функционально-семантическое  поле, способное организовать текстовое  пространство. Текстовое пространство эксплицирует континуальную систему  частнооценочных и общеоценочных  элементов подтекстовых связей, что  контролирует отбор тех или иных единиц образной номинации. Поэтому  между образной номинацией и текстом  существует взаимозависимая направленность конкретных речемыслительных, экспрессивно-оценочных, модальных интенций. Образная номинация  характеризует диктумные отношения  в ткани текста, соотнося предмет  речи с системой знаний автора как  отправителя языковых знаков и реципиента, осваивающего предложенную систему  знаний. В результате образная номинация  приобретает лингвокреативную направленность, эксплицирующую структурно-семантические  связи между компонентами текста. Образная номинация апеллирует к  фоновым знаниям индивидуума, его  ментальности, чувственности, адекватному  восприятию

 

окружающего мира, а также  способности экспрессивного реагирования на вербальные знаки и выработке  консекветной оценочности. Сказанное  определило актуальность избранной  темы.

 

Диссертация посвящена изучению единиц образной номинации с точки  зрения их реализации в произведениях  Ф. Искандера, имеющих комический характер. Выбор объекта исследования обусловлен рядом причин. Во-первых, образная номинация  представляет собой источник постоянной экспрессии, обладающей релевантными свойствами; образная номинация - это  модель самого автора, уровня его интеллектуальных, морально-нравственных и других качеств. Образная номинация, охватывая все  основные уровни языка, динамична в  своем проявлении, она является результатом  качественной трансформации знаков языка с позиций их когнитивной  и аксиологической выраженности. Структура номинативных единиц неоднородна (это могут быть отдельные слова, словосочетания и даже предложения/части  предложений) и как оценочный  компонент может усложняться  различного рода вербальными комбинациями. Образная номинация является результатом  концептуального подхода к объектам окружающего мира, его синкретичности и детерминированности. Образная номинация, захватывая матричные образы, отталкиваясь от них, создает новые перфомативные (практически всегда функционирующие  только в рамках текста) представления, характеристики, признаки, что в  конечном счете способствует созданию эффекта «эмоционального взрыва», яркого, необычного поворота в описании предмета речи. Во-вторых, структура комического текста, реализуя ту или иную единицу образной номинации, способствует вычленению ее из своего состава и лексикографическому освоению языком. Другими словами, в комическом тексте созданы все предпосылки того, чтобы образные единицы могли стать крылатыми и пополнить собой лексико-фразеологический фонд языка. Комические тексты - это так же способ отражения реальной действительности, что и другие

 

тексты, но посредством альтернативных вербальных и паралингвистических  средств, а также их комбинаций. Это  возможность обновления привычных  представлений о мире, попытка  иначе (возможно, более эмоционально) взглянуть на привычные вещи. В  рамках комического текста даже нейтральные  лексемы приобретают различного рода оценки (пейоративные и мелиоративные); вообще оценочность является отличительной  чертой комических текстов, т.е. комичность ситуаций есть способ реализации авторского отношения к описываемому. Комическое восприятие мира - это альтернативная, суггестивная трактовка артефактов. В-третьих, произведения Ф. Искандера  уникальны по своему содержанию, когда  об обычных жизненных явлениях можно  говорить необычными словами; самобытны  по своей идейно-тематической направленности «размышляющей мудрости, юмор его  собственной постоянно работающей, все осматривающей мысли, -в том  числе, и юмор над юмором, ирония над иронией» /И. Виноградов/. Произведения Ф. Искандера - демонстрация мастерского  владения русским языком во взаимодействии с абхазской народной мудростью  и с собственным юмором: умением  в форме шутки говорить об очень  серьезных моральных, этических, даже политических проблемах. Значительные по объему фрагменты искандеровских текстов строятся на образных номинациях, составляя во многих случаях целые  каскады, наслоения таких конструкций.

 

Цель данного диссертационного исследования заключается в контекстном  изучении единиц образной (вторичной) номинации в их функционировании и взаимодействии в структуре  комического текста.

 

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие  задачи:

 

- рассмотрение лингвистических  и когнитивных особенностей текста;

 

- исследование подтекстовой  информации, создаваемой использованием  в тексте образных номинативных  единиц;

 

- раскрытие сущности явления  номинации;

 

- выявление роли и функционирования  образных номинативных единиц  в структуре комического текста;

 

- изучение коммуникативного  объекта образной номинации в  комическом тексте;

 

- определение и анализ  способов создания образной номинации  в комическом тексте.

 

Основными методами исследования являются соискательный, сопоставительный, подстановочный, логический, трансформационный, компонентный и контекстный анализы.

 

Материалом исследования послужили извлеченные из произведений Ф. Искандера (Собрание сочинений в  четырех томах. - М., 1991) фрагменты  текстов, в составе которых использованы единицы образной номинации. Фактический  материал составил более 2,5 тысяч единиц текста.

 

Научная новизна работы заключается  в попытке впервые комплексно рассмотреть особенности системного функционирования в тексте единиц образной номинации; выявлены глубинные подсознательные  логико-понятийные и психоаналитические процессы, влияющие на создание образной номинации; определена лингвокреативная роль комического текста; в роликах  лексической номинации подробно рассмотрена метонимическая номинация; всесторонне была изучена синтаксическая образная номинация как наиболее сложное психолингвистическое образование, представляющее собой высшую ступень  создания образной номинации в тексте; особое внимание уделяется фактам взаимодействия различных способов образной номинации; осуществлено дальнейшее изучение такого способа называния, как образная метафорическая

 

номинация.

 

#

 

, Теоретическое значение  исследования заключается в анализе

 

малоисследованных аспектов функционирования образной номинации  в

 

тексте. Результаты исследования расширяют имеющиеся представления  о структуре системного уровня явления  номинации, глубже рассматриваются  понятия коннотации, синтаксической номинации, подтекста, что может  быть использовано для системного изучения других многоаспектных явлений русского языка.

 

Практическая ценность диссертации  определяется возможностью использовать ее результаты в процессе преподавания в высших учебных заведениях ряда научных дисциплин: «Современный русский  язык», «Профессиональная речевая  культура», «Стилистика», «Практический  курс русского языка», «Лингвистический анализ текста»; в подготовке спецкурсов и спецсеминаров для студентов, а также для слушателей курсов института повышения квалификации педагогических кадров, при написании  дипломных и курсовых работ, обучении студентов по различным гуманитарным специальностям (журналистика, культурология  и др.)» в научно-исследовательской  работе студентов.

 

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались  и обсуждались на научных конференциях Даггоспедуниверситета, семинарах  аспирантов филологического факультета (1999-2003 гг.).

 

Основные положения работы отражены в шести публикациях.

 

На защиту выносятся следующие  положения:

 

1. Коннотативная выраженность  образных синтаксических номинаций  в тексте более высокая, чем  лексическая, что объясняется  многоуровневостью и многокомпонентностью  синтаксических образных структур  как называющих единиц.

 

2. Образная номинация и  структура комического текста  находятся в отношениях взаимовлияния  и взаимообусловленности при  экспликации эмотивно-функционального  текстового пространства.

 

3. Создание единиц образной  номинации основано на уровне  глубинного психоаналитизма посредством  активизации речемыслительной деятельности  индивидуума.

 

Структура и краткое содержание работы. Диссертация состоит

 

из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Во введении определяются актуальность и новизна работы, ее цели и задачи, теоретическая и  практическая значимость, обосновывается выбор языкового материала.

 

Глава I «Текст и номинация. Соотношение и взаимодействие подтекстовых смысловых структур» носит вводно-теоретический  характер. В ней раскрываются основные положения и базовые понятия  образной номинации с точки зрения ее использования в комическом тексте, рассматривается текст как сложная  психолингвистическая организация  вербальных и невербальных знаков, отражающая характер представленности культуры, а также когнитивную  и аксиологическую теорию речевой  деятельности индивидуума; изучается  сущности номинации как явления, определяется место номинации в  структуре знаний как особый ментальный мир, роль номинации в процессе коммуникации; определяется характер подтекста, создаваемый  реализацией единиц образной номинации; анализируются текстовая импликация, ее соотношение с подтекстом, условия  порождения подтекстового смысла в  структуре текста.

 

Глава II «Образная номинация  в структуре комического текста»  раскрывает особенности восприятия текста, в составе которого реализована  единица образной номинации; определяет степень экспрессивности, выражаемой комическим текстом посредством  образной номинации; выявляет аспекты  коммуникации с точки зрения создания образной номинации; анализирует степень  эмоционально-экспрессивной насыщенности таких текстов, а также сущность коннотации и переноса с

 

позиций мотивированности (вторичности) номинаций; рассматривает оценочную  направленность текстов с образной номинацией, соотношение оценочности  и экспрессивности, оценочности  и эмотивности.

 

Глава III «Основные способы  лексической номинации»

 

посвящена анализу наименее изученных способов лексической  номинации метафорической и метонимической. В ней выявляются не только лингвистические  аспекты номинаций, но и психологические  и когнитивные; выделяются семантическое  и когнитивное направления в  исследовании метафорической номинации, выраженные сравнительными конструкциями; расширены понятийные рамки метонимии, определяются некоторые текстообразующие возможности метонимических номинаций, а также типы текстовых номинаций.

 

Глава IV «Синтаксическая  образная номинация в тексте»

 

характеризует синтаксическую образную номинацию как часть  текста, по структуре более сложную  организацию, чем простое или  придаточное предложения, выделяет уровни номинационного членения текста; рассматривает использование данного  способа номинации в ткани комического текста в соотношении с эмоциональностью и экспрессивностью; определяет личностные смыслы синтаксической образной номинации.

 

В заключении подводятся итоги  исследования, суммируются основные выводы, определяются перспективы дальнейшего  изучения проблем, связанных с созданием  и реализацией единиц образной номинации  в тексте, комическом в частности.

 

10

 

ГЛАВА I

 

ТЕКСТ И НОМИНАЦИЯ. СООТНОШЕНИЕ  И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДТЕКСТОВЫХ СМЫСЛОВЫХ

 

СТРУКТУР

 

1.1. Текст: определение  его лингвистической и когнитивной

 

направленности

 

Текст как сложное семантическое  образование обладает рядом психолингвистических характеристик, отсутствующих у  слова, словосочетания или фразы. К  их числу относятся цельность, связность, эмотивность, креолизованность, прецедентность, скважность. Кроме того, в тексте сохраняются следы невербального  поведения участников коммуникации, и он обладает большой степенью интерпретативности (реципиенты могут извлечь из него много смыслов). Художественный текст  рядом исследователей воспринимается как когнитивное явление, система, отражающая ментальность социокультурной  среды (см. 36; 159 и др.)-Возникшая в  середине прошлого века когнитивная  наука позволила значительно  расширить представление о потенциале познавательных способностей человека, о также о механизмах исследования сфер, так или иначе связанных  с деятельностью человеческого  мозга, при этом в центре внимания ряда наук оказывается изучение слова  в динамике, в процессе, функционирование слова в тексте, в том числе  и художественном (36,48-49). Художественный текст отражает характер представленности культур в лингводидактике, дисциплине прикладной филологии, которая занимается разработкой техники и правил изучения языков и субъективного  освоения культуры через языковые тексты. Особенность художественного текста, заключающаяся в том, что он является средством отражения действительности, позволяет отметить, что специфика  художественно-образного освоения этой действительности дает возможность рассматривать литературу как одно из средств моделирования социокультурной среды.

 

11

 

Отраженная в литературе действительность становится как бы вторичной. В образном мире, создаваемом  автором, демонстрируется аналог действительности, следовательно, ставится вопрос о его  богатом познавательном потенциале. При этом особенно ценным является отображение в произведении не только каких-либо исторических событий, но и  социально-психологических ситуаций, а также видение создателем текста передаваемой им действительности (159,105-106). Поэтому субъектом познания в  художественном тексте выступает прежде всего автор как отправитель, создатель текста. Художественный текст, являясь сложной языковой единицей, аккумулирует в себе разнообразное  содержание. Часть этого содержания возникает в результате интенциональной  деятельности автора произведения, выступающего в качестве субъекта высказывания, а также его культурологического, мировоззренческого ориентирования.

Информация о работе Образная номинация