НТП и уровень инноваций в экономике РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 08:32, реферат

Краткое описание

Основными предпосылками реализации Стратегии, па наш взгляд, являются: во-первых, обеспечение благоприятных институциональных условий; во-вторых, выявление и формирование инновационного потенциала субъектов предпринимательства. В настоящее время государство создает все необходимые условия, так образованы специальные структуры, как Казахстанский инвестиционный фонд. Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ

II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НТП и НТР
III. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИИ В РК
1.1 Совершенствование механизма трансферта технологий и развитие инновационных процессов в Казахстане.

1.2 Инновационная деятельность – основа регулирования торговли.

1.3 Формы и методы управления инновационными процессами за рубежом.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ГРЭ.docx

— 73.42 Кб (Скачать)

    К основным особенностям формирования инновационного процесса в агропромышленном производстве относятся следующие:

    - множественность видов сельскохозяйственной продукции и 
- продуктов ее переработки, существенная разница в технологии их возделывания и производства;

    - значительная дифференциация отдельных  регионов страны по условиям  производства;

    - сильная зависимость технологий производства в сельском хозяйстве от природных и погодных условий;

    - большая разница в периоде  производства по отдельным видам  сельскохозяйственной продукции  и продуктам ее переработки;  высокая степень территориальной разобщенности сельскохозяйственного производства;

    - обособленность сельскохозяйственных  товаропроизводителей (на всех уровнях)  от организаций, производящих  научно-техническую продукцию;

    - разный социальный уровень работников  сельского хозяйства; множественность  различных форм и связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с инновационными формированиями;

    - отсутствие четкого и научно  обоснованного организационно-экономического  механизма передачи достижений науки сельскохозяйственным товаропроизводителям и, как следствие, существенное отставание отрасли по освоению инноваций в производстве.

    Высокий уровень сложности агропромышленного  производства как системы и указанные особенности инновационного процесса б нем предопределяют своеобразие подходов и методов ее реализации.

    По  своей сущности и характеру методы реализации инновационной политики могут быть самыми разными, но их совокупность преследует одну цель - создание на всех уровнях АПК максимально благоприятных условий для успешной и эффективной инновационной деятельности с учетом полного охвата всех стадий инновационного цикла: от создания инноваций, до их освоения непосредственно в агропромышленном производстве. Поскольку этих методов достаточно много, их можно классифицировать (в основном по функциональному признаку) на организационные, экономические, законодательно-правовые и социально-психологические.

    К организационным методам реализации инновационной ноли-тики следует  отнести создание четкой организационно-управляемой  инновационной системы, в которой  каждый ее элемент будет наделен  специфическими функциями, внутренними и внешними связями и станет осуществлять свою деятельность в соответствии с общими целями и задачами всей системы.

    Для этого возникает необходимость формирования и развития инновационной инфраструктуры в виде различных формирований: научных, научно-технических и научно-технологических центров, технопарков, технополисов, научно-производственных объединении и систем, специализированных формирований по производству наукоемкой продукции. Инновационная инфраструктура находится в постоянном развитии: от простых форм инновационных формирований к более сложным путем проведения реструктуризации. Будут созданы комплексные научные организации, включающие экономические, маркетинговые, информационные, коммерческие подразделения. При этом важное значение имеет определенная четкость организационного механизма инновационного процесса: от планирования фундаментальных и прикладных исследований и разработок по наиболее приоритетным направлениям инновационной направленности (с учетом спроса на научную продукцию) до завершающего этапа создания инноваций и освоения их в производстве.

    Институциональные преобразования научно-технической  сферы АПК, кроме формирования инновационной инфраструктуры, должны быть направлены на интеграцию научных организаций с аграрными и обслуживающими предприятиями отрасли и создание структур малого бизнеса для обслуживания программ региональных и межрегиональных инновационно-технологических центров.

    В условиях рынка большое значение имеют экономические методы реализации инновационной политики. К ним относятся: создание экономических условий для реализации инновационных программ и проектов, государственное финансирование инновационной деятельности, широкое привлечение инвестиций в инновационную сферу, развитие предпринимательства и коммерциализации инновационных проектов.

    Не  меньшее значение для реализации инновационной политики в АПК имеют финансовое оздоровление предприятий, повышение их платежеспособности и возможности приобретения инноваций и ресурсов, необходимых для их освоения.

    Успешная  реализация инновационной политики невозможна без формирования законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность в АПК. Для этого необходимы разработка и принятие законов и других нормативных документов, в которых должны быть определены отношение государства к развитию инновационных процессов в отрасли, ответственность государственных организаций, направления и меры государственной поддержки по созданию благоприятных условий для инвестирования средств в инновационную деятельность.

    Важное  социальное значение имеет кадровое обеспечение инновационного процесса как одного из необходимых условий эффективной политики в АПК. Для современных условий необходимы специалисты и руководители предприятий, которые в совершенстве знают особенности инновационного процесса и могут успешно работать в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса. В этих целях необходимо усилить подготовку специалистов в высших и средних учебных заведениях АПК по проблемам развития инновационных процессов, что будет способствовать постоянному совершенствованию управления творческим потенциалом и инновационным процессом на всех уровнях.

    Большое значение для реализации инновационной политики в АПК имеет деятельность различных инновационных формирований, для которых характерны принципиальные отличия как по структуре, функциям, так и особенностям функционирования. Их успешная деятельность будет в значительной мере зависеть от своевременной разработки основополагающих нормативных актов, регулирующих их организацию и функционирование. Такие законодательные документы могут быть приняты как на республиканском, так и на местном уровнях. В частности необходимо принятие закона о развитии инновационных процессов в АПК. На региональном уровне, применительно к местным условиям, должны быть разработаны законодательные акты по развитию инновационных процессов в АПК региона.

    Успешной  реализации инновационной политики будут способствовать меры по стимулированию инвесторов, вкладывающих средства в производство наукоемкой продукции, тиражирование которой позволит ускорить развитие инновационных процессов в сельском хозяйстве. Это важно осуществлять как путем определенной поддержки инвесторов, так и путем организации временных коллективов для реализации какого-нибудь крупного инновационного проекта.

    Эффективны  и другие меры по стимулированию данного  вида деятельности: принятие налоговых и иных льгот для субъектов, осуществляющих внедрение нововведений; совершенствование амортизационной политики с целью обеспечения возможности предприятиям и организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций; развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и т.п.

    В современных условиях исключительно важны и необходимы внешнеэкономическая поддержка предприятий (с созданием условий для ведения совместной инновационной деятельности) и консолидация усилий органов государственной власти, направленная на организацию взаимодействия с различными странами. При этом в качестве отдельного мероприятия может выступать участие таких организаций в международных конкурсах.

    Перечисленные методы и меры, несомненно, не исчерпывают  всего возможного их многообразия. В ходе развития инновационных процессов в АПК и, особенно, в результате взаимодействия и связи специалистов АПК с коллегами из развитых стран методы реализации инновационной политики в отрасли будут постоянно обогащаться и совершенствоваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Новое и достаточно перспективное комплексное  направление связано с созданием  и внедрением гибких автоматизированных производств. Форсированное развитие таких производств (прежде вceгo, в  машиностроении и некоторых других отраслях) обусловлено объективной  необходимостью обеспечивать высокоэффективное  использование дорогого автоматического  оборудования и достаточную мобильность  производства с постоянным обновлением  номенклатуры продукции.

    Для успешной реализации инновационной политики должен быть выполнен ряд социально-психологических условий, это. прежде всего, понимание обществом (в частности, правительством страны и всеми товаропроизводителями) значения и роли инновационных процессов как одного из важнейших факторов экономического развития отрасли. Поэтому перед обществом стоит задача формирования активного интереса к инновациям, прежде всего у сельскохозяйственных товаропроизводителей, чему будут способствовать четко организованная информация и пропаганда достижений как отечественной, так и мировой науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 528 с. - (Высшее образование).
  2. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.] ; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. - 3-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 383 с.
  3. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,2007.- 601 с.

Информация о работе НТП и уровень инноваций в экономике РК