Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:19, реферат
В учебных курсах по теории вероятностей и математической статистике рассматривают различные параметрические семейства распределений числовых случайных величин. А именно, изучают семейства нормальных распределений, логарифмически нормальных, экспоненциальных, гамма-распределений, распределений Вейбулла-Гнеденко и др. все они зависят от одного, двух или трех параметров. Поэтому для полного описания распределения достаточно знать или оценить одно, два или три числа. Очень удобно. Поэтому широко развита параметрическая теория математической статистики, в которой предполагается, что распределения результатов наблюдений принадлежат тем или иным параметрическим семействам.
Сначала попробуем ответить на вопрос, связаны ли между собой показатели количества ошибок и вербального интеллекта.
Сформулируем гипотезы.
H0: Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем вербального интеллекта не отличается от нуля.
H1: Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем вербального интеллекта статистически значимо отличается от нуля.
Далее нам необходимо проранжировать оба показателя, приписывая меньшему значению меньший ранг, затем подсчитать разности между рангами, которые получил каждый испытуемый по двум переменным (признакам), и возвести эти разности в квадрат. Произведем все необходимые расчеты в таблице.
В Табл. в первой колонке слева представлены значения по показателю количества ошибок; в следующей колонке - их ранги. В третьей колонке слева представлены значения по показателю вербального интеллекта; в следующем столбце - их ранги. В пятом слева представлены разности d между рангом по переменной А (количество ошибок) и переменной Б (вербальный интеллект). В последнем столбце представлены квадраты разностей - d2.
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей количества ошибок и вербального интеллекта у студентов-физиков (N=10)
Испытуемый |
Переменная А количество ошибок |
Переменная Б вербальный интеллект. |
d (ранг А - - ранг Б) |
J2 | ||||||||
Индивидуальные значения |
Ранг |
Индивидуальные значения |
Ранг |
|||||||||
1 |
ТА. |
29 |
9 |
131 |
4 |
5 |
25 | |||||
2 |
ПА. |
54 |
10 |
132 |
5.5 |
4,5 |
20.25 | |||||
3 |
Ч.И. |
13 |
4 |
121 |
1 |
3 |
9 | |||||
4 |
Ц.А. |
8 |
2 |
127 |
3 |
-1 |
1 | |||||
5 |
См.А. |
14 |
5 |
136 |
9 |
-4 |
16 | |||||
6 |
К.Е. |
26 |
8 |
124 |
2 |
6 |
36 | |||||
7 |
К.А. |
9 |
3 |
134 |
7 |
-4 |
16 | |||||
8 |
Б.Л. |
20 |
7 |
136 |
9 |
-2 |
4 | |||||
9 |
И.А. |
2 |
1 |
132 |
5,5 |
-4,5 |
20,25 | |||||
10 |
Ф.В. |
17 |
6 |
136 |
9 |
9 | ||||||
Суммы |
55 |
55 |
0 |
156,5 |
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
rs =
где d - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;
N - количество ранжируемых значений, в. данном случае количество испытуемых.
Рассчитаем эмпирическое значение rs:
rs=1-
Полученное эмпирическое значение гs близко к 0. И все же определим критические значения rs при N=10:
rs.кр.=
rs.эмп.<rs.кр.
Ответ: H0 принимается. Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем вербального интеллекта не отличается от нуля.
Теперь попробуем ответить на вопрос, связаны ли между собой показатели количества ошибок и невербального интеллекта.
Сформулируем гипотезы.
H0: Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем невербального интеллекта не отличается от 0.
H1: Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем невербального интеллекта статистически значимо отличается от 0
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей количества ошибок и невербального интеллекта у студентов-физиков (N=10)
Испытуемый |
Переменная А количество ошибок |
Переменная Е ; невербальный интеллект |
d (ранг А — — ранг Б) |
d2 | |||
Индивидуальные |
Ранг |
Индивидуальные |
Ранг | ||||
значения |
значения |
||||||
1 |
Т.А. |
29 |
9 |
106 |
6 |
3 |
9 |
2 |
П:А. |
54 |
10 |
90 |
1 |
9 |
81 |
3 |
Ч.И. |
13 |
4 |
95 |
2 |
2 |
4 |
4 |
Ц-А. „ |
8 |
2 |
116 |
9 |
-7 |
49 |
5 |
См.А. |
14 |
5 |
127 |
10 |
-5 |
25 |
6 |
К.Е. |
26 |
8 |
107 |
7 |
1 |
1 |
7 |
К.А. |
9 |
3 |
104 |
5 |
-2 |
4 |
8 |
Б.Л. |
20 |
7 |
102 |
4 |
3 |
9 |
9 |
И.А. |
2 |
1 |
111 |
8 |
-7 |
49 |
10 |
Ф.В. |
17 |
6 |
99 |
3 |
3 |
9 |
Суммы |
55 |
55 |
0 |
240 |
Рассчитаем эмпирическое значение rs:
rs=1-
Критическое значение те же, что и предыдущие случае:
rs.кр.=
Мы помним, что для определения значимости rs неважно, является ли он положительным или отрицательным, важна лишь его абсолютная величина. В данном случае:
rs эмп<rs кр.
Ответ: H0 принимается. Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем невербального интеллекта случайна, rs не отличается от 0.
Вместе с тем, мы можем обратить внимание на определенную тенденцию отрицательной связи между этими двумя переменными. Возможно, мы смогли бы ее подтвердить на статистически значимом уровне, если бы увеличили объем выборки.
Заключение:
Существует определенное соотношение выгод и потерь, связанных с использованием непараметрических статистических критериев вместо параметрических. Главным мотивом применения непараметрических методов служит нежелание делать допущения, необходимые для использования параметрических процедур. Дополнительным соображением в пользу выбора непараметрических статистических критериев для части исследователей служит присущая некоторым (хотя далеко не всем!) таким критериям легкость применения и простота вычислений.
Однако с использованием
непараметрических критериев
Другое слабое место непараметрических критериев заключается в их относительно низкой статистической мощности по сравнению со стандартными параметрическими критериями. Мощность статистического критерия определяется как вероятность отклонения нулевой гипотезы в тех случаях, когда она является ложной. Непараметрические критерии обычно требуют больших объемов выборки, чтобы сравняться по статистической мощности с параметрическими критериями. Когда анализируемые данные более или менее соответствуют допущениям параметрических критериев, следует, по всей вероятности, использовать именно эти критерии.
Простых рецептов в отношении того, в каких ситуациях следует применять именно непараметрические статистические критерии, не существует. Чтобы сделать оптимальный выбор в конкретной ситуации, исследователь должен знать характеристики анализируемых данных и располагать информацией о доступных параметрических и непараметрических критериях.
Список используемой литературы:
1. Лемешко Б.Ю., Постовалов
С.Н. Применение
2. Башет К.В. Статистика коммерческой деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1996 г.
3. Статистика: Курс лекций / Под ред. В.Г. Ионина. - Новосибирск: НГАЭУ, 1999.
4. Елесеева М.А. Общая теория статистики. - М.: Статистика, 1998 г.
5. Холлендер М., Вульф Д.А.
Непараметрические методы
6.Экономическая статистика Т.В. Чернова. - Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999
1 Одерышев Б.С., Шамова Е.П., Сидоренко Е.В., Ларченко Н.Н., 1978