Необходимость, функции и сущность Центральных Банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность, функции, цели и задачи ЦБ РФ, изучить банковскую систему РФ, денежно-кредитную политику Центрального Банка, проанализировать государственное регулирование банковской системы РФ, изучить антикризисные меры.
Задачи данной работы - чтобы достичь цели необходимо рассмотреть:
• сущность Центральных банков;
• функции и задачи Центральных Банков;
• принципы организации и деятельности системы Банка РФ;
• цели, задачи и функции Центрального Банка РФ;
• денежно-кредитную политику Центрального банка;

Оглавление

Введение
1 Необходимость, функции и сущность Центральных Банков
1.1. Сущность Центральных Банков
1.2 Функции, цели и задачи Центральных Банков
2 Банковская система РФ, место и роль Центральных Банков
2.1. Принципы организации и деятельности системы Банка РФ
2.2. Цели, задачи и функции Центрального Банка РФ
2.3. Денежно-кредитная политика Центрального Банка
3 Государственное регулирование банковской системы
3.1. Пути совершенствования законодательства о Банке России
3.2. Государственное регулирование банковской деятельности
3.3. Антикризисные меры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

центро банк.docx

— 71.21 Кб (Скачать)

    Любые государственные органы или организации  создаются для выполнения специальных, только им присущих функций. При этом все структурные подразделения  органа (организации), осуществляя возложенные  на них функции, обеспечивают реализацию общих функциональных задач этого  органа (организации).

    Функции Банка России определены в действующем  законодательстве (ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке  России)»).

    Банк  России выполняет следующие функции:

    1) во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику;

    2) монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  наличное денежное обращение;

    2.1) утверждает графическое обозначение  рубля в виде знака;

    3) является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,  организует систему их рефинансирования;

    4) устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

    5) устанавливает правила проведения  банковских операций;

    6) осуществляет обслуживание счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  если иное не установлено федеральными  законами, посредством проведения  расчетов по поручению уполномоченных  органов исполнительной власти  и государственных внебюджетных  фондов, на которые возлагаются  организация исполнения и исполнение  бюджетов;

    7) осуществляет эффективное управление  золотовалютными резервами Банка  России;

    8) принимает решение о государственной  регистрации кредитных организаций,  выдает кредитным организациям  лицензии на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;

    9) осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских  групп (далее - банковский надзор);

    10) регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

    11) осуществляет самостоятельно или  по поручению Правительства Российской  Федерации все виды банковских  операций и иных сделок, необходимых  для выполнения функций Банка  России;

    12) организует и осуществляет валютное  регулирование и валютный контроль  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

    13) определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими  лицами;

    14) устанавливает правила бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

    15) устанавливает и публикует официальные  курсы иностранных валют по  отношению к рублю;

    16) принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организует  составление платежного баланса  Российской Федерации;

    17) устанавливает порядок и условия  осуществления валютными биржами  деятельности по организации  проведения операций по покупке  и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже  иностранной валюты;

    18) проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской  Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых  отношений, публикует соответствующие  материалы и статистические данные;

    18.1) осуществляет выплаты Банка России  по вкладам физических лиц  в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного  страхования вкладов физических  лиц в банках Российской Федерации,  в случаях и порядке, которые  предусмотрены федеральным законом;

    19) осуществляет иные функции в  соответствии с федеральными  законами. Таким образом, вышеупомянутый  перечень не является исчерпывающим.

    Для классификации функций центральных  банков используются различные критерии.

    Если  для классификации функций Банка  России использовать признак закрепления  их в Федеральном законе, то можно  предложить такую систему функций: 1) функция банковского регулирования; 2) функция банковского надзора  и контроля; 3) функция осуществления  эмиссии наличных денег и организации  их обращения; 4) функция взаимодействия с федеральными органами государственной  власти и управления; 5) международно-правовая функция; 6) аналитическая, научная и прогностическая функция; 7) функция банковского обслуживания; 8) функции Банка России как самостоятельного юридического лица — участника гражданских, трудовых, административных и иных правоотношений; 9) иные функции, возложенные на Банк России федеральным законодательством. К иным функциям Банка России могут быть отнесены функция регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами, функция хранения и осуществления операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ и т.п.

    В зависимости от того, в чьих интересах  Банком России осуществляются конкретные функции, условно можно выделить: а) функции, осуществляемые Банком России от имени и в интересах РФ б) функции, осуществляемые Банком России от своего имени, но в интересах всего  общества; в) функции, осуществляемые Банком России от своего имени и в своих  интересах как юридическим лицом.

    Кроме того, функции Банка России могут  быть как внутренними, осуществляемыми  с резидентами в пределах РФ, так  и внешними, т.е. осуществляемыми при представлении интересов РФ и Банка России во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, международными и иными организациями.

    По  признаку отношения к банковской деятельности функции Банка России могут быть классифицированы на: а) функции, осуществляемые в интересах  экономической политики государства  в целом; б) функции в сфере  денежно-кредитной политики; в) функции  в сфере управления банковской системой; г) функции в сфере непосредственно  банковской деятельности (осуществление  банковских операций).

    Основополагающей  для Банка России является закрепленная в Конституции РФ функция Банка  России по защите и обеспечению устойчивости рубля (п.2 ст. 75 Конституции РФ). Защита и обеспечение устойчивости рубля по сути является задачей, на достижение которой направлена вся деятельность Банка России, все возложенные на него функции и предоставленные полномочия.

    Банк  России может исполнять иные функции, если они предусмотрены действующим  законодательством.

    Реализация  функций Банка России в реальных общественных отношениях и достижение стоящих перед ним задач и  целей возможны благодаря соответствующей  организации Банка России и предоставленным  ему законом полномочиям.[1].

    2.3 Денежно-кредитная  политика Центрального  банка  

    Монетарные  факторы играют существенную роль в  развитии современной мировой экономике. Многое при этом зависит от умения общества управлять денежными потоками, от эффективности денежно-кредитной  политики. К сожалению, денежно-кредитная  политика, проводимая сегодня в нашей  стране, недостаточно эффективна и  нуждается в серьёзной модернизации.

    Денежно-кредитная  политика в России носит пассивный  характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую  задачу: содействовать устойчивому  экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. Неслучайно в ведущих странах главной  целью является максимально устойчивый долгосрочный экономический рост и  стабильность цен, а европейские  центральные банки свою денежную стратегию связывают с постоянным устойчивым ростом экономики и высоким  уровнем занятости.

    Принципиально важно не просто снижать темпы  инфляции, но и повышать инвестиционное обеспечение отечественной экономики. Инвестиции при этом не должны простаивать. Нерационально, когда значительная часть наличных денег постоянно  находится в наличном обороте  и не используется в инвестиционных целях. Для повышения деловой  активности в стране необходимы чётко  разработанная государственная  стратегия и промышленная политика, подкреплённые источниками финансирования, которые давали бы основу для эффективной  деятельности как товаропроизводителям, так и банкам. Политика, допускающая хождение в хозяйственном обороте платёжных средств исключительно для целей обмена, не подкрепляющая увеличение товарного предложения, создаёт опасность роста инфляции.

    Значение  кредита способно серьёзно воздействовать на экономическое развитие страны. Кредит обладает мощной созидательной  силой, в современном обществе он приводит к приращению стоимости, созданию прибыли у товаропроизводителя.

    Значение  кредита для экономики. Хотя монетарная политика у нас и называется «денежно-кредитной политикой», однако роль кредита проявляется крайне слабо. Между тем для экономики России развитие кредитных отношений имеет первостепенное значение. От масштабов и эффективности их использования в немалой степени зависит решение экономических и социальных задач.

    По  своей природе кредит является категорией обмена, разделённого во времени. Это  означает, что его использование  тесным образом затрагивает прежде всего денежную сферу. Кредит увеличивает денежный оборот. Предоставленный в денежной форме юридическим и физическим лицам, он создаёт новые деньги на депозитных счетах в банках, что даёт владельцам этих счетов возможность расширения платежей по своим обязательствам. Кредит оказывает активное воздействие на денежный оборот, ускоряя его. Мобилизация свободных денежных средств на кредитной основе повышает экономичность денежного оборота: через аккумуляцию временно свободных денежных средств общество получает возможность для экономии ресурсов.

    Кредит  содействует постоянному круговращению  денег: он соединяет отдельные фазы воспроизводственного процесса в пространстве и во времени; с его помощью (через  рынок кредитных ресурсов) деньги «перебрасываются» из одной сферы  рынка в другие сферы. Находясь в  тесном взаимодействии с производством  и обращением, кредит является регулятором  денежного предложения.

    Посредством кредита переливаются не только деньги, но и капиталы. Он становится мощной материальной силой, обслуживая как  распределение, так и перераспределение  валового общественного продукта. В  отличии от финансов, кредит не только расширяет, но и ускоряет воспроизводственный процесс.[3].

    К сожалению, эти стимулирующие свойства кредита, как ускорителя производства и обращения, учитываются далеко не в полной мере. Его назначение в российской экономике реализуется  крайне недостаточно. Отношение размера кредита к ВВП у нас в несколько раз меньше, чем в развитых странах. Пропорции в размещении кредитов по срокам, видам, между предприятиями и населением нарушены.

    Долгосрочные  кредиты (сроком свыше 3 лет), в которых  особенно нуждается национальная экономика, в последние годы занимают незначительный удельный вес (в пределах 8 %). При  этом кредит, как источник формирования оборотного капитала предприятий, составляет менее 30%.

    Ещё более заметны диспропорции в  кредитовании населения. Доля ссуд населению  в совокупных кредитных вложениях  банковского сектора составляет менее 20 %. Это существенно ниже мировой  банковской политики, где объёмы кредитования юридических и физических лиц  примерно равны. Нам ещё далеко до бума кредитования, мы сегодня ближе  к его ограничению, нежели к перенасыщению.

    Есть  ещё представление о том, что  кредит берут от бедности, что в  банки идут за ссудой в случаи, когда  собственных денег нет. Конечно, такая ситуация встречается часто. Но ведь кредит можно брать не только для покрытия текущих затрат, а  для развития – на рост производства и реализацию продукции, на увеличение масштабов деятельности.

    Недооценка  роли кредита в российской экономике  тесным образом связана с представлениями  общества о моделях экономического развития.

    Как известно, любое хозяйство может  развиваться по двум моделям. Одна из них предполагает ведение производства на базе уже созданных в обществе накоплений. В этом случае развиваться  экономика может только тогда, когда  располагает созданными материальными  благами. Отсюда акценты на сбор доходов, налоговую политику, бюджетный процесс. Считается, что в начале более существенным является накопление, создание резервов, а затем перераспределение материальных благ.

    Конечно, такая политика возможна: получение  дохода и экономное его расходование, выделение резерва для расширения производства – это путь, по которому шли многие государства в своём  развитии. Недостаток такой модели в том, что она предполагает ожидание первоначального накопления благ, сдерживающие ускоренный рост.

Информация о работе Необходимость, функции и сущность Центральных Банков