Необходимость, функции и сущность Центральных Банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность, функции, цели и задачи ЦБ РФ, изучить банковскую систему РФ, денежно-кредитную политику Центрального Банка, проанализировать государственное регулирование банковской системы РФ, изучить антикризисные меры.
Задачи данной работы - чтобы достичь цели необходимо рассмотреть:
• сущность Центральных банков;
• функции и задачи Центральных Банков;
• принципы организации и деятельности системы Банка РФ;
• цели, задачи и функции Центрального Банка РФ;
• денежно-кредитную политику Центрального банка;

Оглавление

Введение
1 Необходимость, функции и сущность Центральных Банков
1.1. Сущность Центральных Банков
1.2 Функции, цели и задачи Центральных Банков
2 Банковская система РФ, место и роль Центральных Банков
2.1. Принципы организации и деятельности системы Банка РФ
2.2. Цели, задачи и функции Центрального Банка РФ
2.3. Денежно-кредитная политика Центрального Банка
3 Государственное регулирование банковской системы
3.1. Пути совершенствования законодательства о Банке России
3.2. Государственное регулирование банковской деятельности
3.3. Антикризисные меры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

центро банк.docx

— 71.21 Кб (Скачать)

    Первейшая обязанность центрального банка  в рыночной экономике- защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков, а тем самым опосредованно – нормальному экономическому росту. Следовательно, центральный банк должен знать все рынки и действующие на них организации, но главное – господствующее и ещё только складывающиеся на данных рынках тенденции, чтобы предлагать их участникам обоснованные денежную и кредитную политику, отвечающие коренным интересам экономики и населения.

    По  закону (ст. 4) Банк России выполняет  следующие функции:

    ·          Во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    ·          Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

    ·          Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует их рефинансирование;

    ·          Устанавливает правила осуществления расчётов (платежей) в стране;

    ·          Устанавливает правила проведения банковских операций, правила бухгалтерского учёта отчётности для банковской системы;

    ·          Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация и исполнение бюджетов;

    ·          Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Центрального банка РФ;

    ·          Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществления банковских операций, приостанавливает их действия и отзывает их;

    ·          Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

    ·          Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с ФЗ;

    ·          Осуществляет самостоятельно или по поручению правительства РФ проводит все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

    ·          Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

    ·          Определяет порядок осуществления расчётов (платежей) с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;

    ·          Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    ·          Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию и проведение операций по покупке и продаже иностранной валюты;

    ·          Принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса РФ и организует составление такого баланса;

    ·          Проводит анализ и прогнозирование состояние экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

    ·          Выполняет иные задачи в соответствии с федеральными законами.

    Примерно  аналогичный перечень задач стоит  перед каждым центральным банком.

    Известным обобщением содержания всех этих функций, попыткой выделить «самые главные» из них можно считать давно устоявшиеся  в литературе несколько публицистичные характеристики центрального банка  такие, как:

    - единый эмиссионный центр страны;

    - банк правительства;

    - банк банков и т. п.

    Таким образом, современные центральные  банки, по мнению большинства экономистов, выполняют следующие функции  в экономике, вытекающие из их экономической  сущности;

    - эмиссионную;

    - функцию банкира правительства  (проявляется в том, что центральный  банк становится кассиром, кредитором  и финансовым агентом правительства);

    - функцию банка банков (занимается  обслуживанием коммерческих банков, а не коммерческой клиентуры,  создаёт систему рефинансирования  коммерческих банков);

    - надзорную или контрольную функцию  (иногда эту функцию исполняют  специально созданные органы  банковского надзора, независимые  от центрального банка);

    - регулирующую функцию (выражается  в разработке и проведении  денежно-кредитной и валютной  политики, благодаря которым центральный  банк большей частью и достигает  поставленных перед ним целей  и задач);

    - расчётную функцию или функцию  организатора расчётов.

    Рассмотрим  функции, которые традиционно выполняет  любой ЦБ: осуществление монопольной  эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; регулирование  деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства. 

    2 Банковская система  РФ, место и роль  Центрального банка  

    2.1 Принципы организации  и деятельности  системы Банка  РФ  

    Эффективное функционирование любой системы, государственного органа, юридического лица возможно при  их надлежащей организации в соответствии с основополагающими принципами, закреплёнными в действующем  законодательстве, которые обусловлены  стоящими перед ними целями и задачами.

    Система Банка России организуется и функционирует  в соответствии с наиболее общими правовыми положениями, присущими  всем элементам данной системы и  объединяющими их в единое целое.

    Принципы  системы Банка  России можно определить как закреплённые в законе, безусловно обязательные к исполнению всеми и повсеместно, присущие всем элементам системы Банка России основополагающие идеи и положения, наиболее полно и всесторонне выражающие особенности построения (создании и организации) и функционирования (деятельности) Банка России и возникающих в этой сфере правоотношений. Совокупность таких правовых положений и образует единую систему принципов. В литературе выделяют:

    1.Конституционный принцип законности. Согласно этому принципу, Банк России и все входящие в его систему элементы создаются и действуют на основании правовых норм, закреплённых в Конституции и Федеральном законодательстве. Непротиворечивость законодательства должна быть. Единая банковская система и ее составные части, порядок их создания, полномочия и взаимоотношения с государством, в том числе с Банком России, определяются федеральными органами законодательной власти. Имеется достаточное количество правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти применительно к организации и деятельности Банка России принимаются исключительно на основании и в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. Подзаконные акты по вопросам регулирования банковской деятельности, проведения банковских операций вправе издавать только ЦБР, но в соответствии с федеральным законодательством они официально публикуются в Вестнике Банка России, регистрируются в Минюсте в том случае, если затрагивают права и свободы граждан. Современное банковское законодательство зачастую противоречиво и непоследовательно, но регулирует все необходимые моменты, поэтому принцип законности не всегда реализуется в полной мере. На практике этот принцип иногда нарушался. Например, при принятии подзаконных актов (распоряжения, письма и другие межведомственные решения), противоречивших Конституции, кодексам и федеральным законам.

    2. Принцип независимости Банка России – определён ФЗ. Согласно этому принципу, Банк России в пределах предоставленных ему полномочий независим в своей деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации закреплённых законом функций и предоставленных полномочий (ст. 1 ФЗ). Банк России вправе обращаться в суды (ст. 6 ФЗ) за защитой своих интересов, в том числе в международные суды, суды иностранных государств, третейские суды, например, по фактам вмешательства органов власти в работу ЦБР или принятии ими актов, не соответствующих действующему законодательству или нарушающих независимость Банка России.

    3. Основные организационные принципы Банка России:

    ·          Принцип организации Банка России на основе федеральной (государственной) собственности (ст. 2 ФЗ): Уставный капитал (3 млрд. руб.) и иное имущества Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этой собственностью, в том числе золотовалютными резервами. Государство и Банк России не отвечают по обязательствам друг друга. Свои расходы Банк России осуществляет за счёт собственных доходов.

    ·          Принцип централизации системы Банка России означает, что система Банка России действует таким образом, чтобы обеспечить реализацию государственной политики в кредитно-денежной и банковской сферах во всех регионах РФ под общим централизованным руководством ЦБР. Банк России наделён всей полнотой полномочий в этой сфере (регулирование, надзор, контроль). Деятельность всех главных территориальных управлений, входящих в систему Банка России, контролируется и направляется из единого центра, возглавляемого Председателем Банка России. Принцип централизации не исключает для денежно-кредитной политики возможность взаимодействия в части реализации со всеми остальными участниками этого процесса, от которых она зависит.

    ·          Принцип единства системы Банка России предполагает, что всем элементам системы Банка России присущи общность целей и задач, единство организационного построения и осуществляемых функций, а также методов их осуществления и форм реагирования на нарушения действующего законодательства. Единство системы означает также, что все её элементы руководствуются едиными правовыми нормами, закреплёнными в Федеральном законодательстве и т.д. Полномочия по сферам компетенции различны, но единство целей т.п. каждый элемент системы при необходимости может по распоряжению Банка России заменить другой, обеспечивая тем самым единство денежно-кредитной политики и банковской системы.

    ·          Принцип вертикальной структуры управления системой банка России означает, что назначение должностных лиц и их подчиненность осуществляются только по вертикали. Председатель назначается Государственной думой по представлению Президента РФ. Нижестоящие подчиняются вышестоящим и не имеют горизонтальных связей подчинения местным органам власти.

    ·          Принцип коллегиальности управления всей системой Банка России вытекает из ст.12 – 18. совет директоров банка – коллегиальный орган управления. Национальный банковский совет также является коллегиальным органом.

    4. Принципы деятельности Банка России – это основополагающие идеи, правила реализации Банка России своих функций в процессе государственного управления и осуществления банковских операций.

    ·      Принцип осуществления деятельности без цели извлечения прибыли (ст. 3). Получение прибыли не является целью достижения Банка России. Следовательно, банк России не является коммерческой организацией. Однако в процессе деятельности он может и получает доходы. 50% полученной прибыли после уплаты налогов и сборов перечисляется в федеральный бюджет, оставшаяся часть направляется Советом директоров в установленном порядке в соответствующие резервы и фонды различного назначения (ст. 26).

    ·      Принцип соблюдения банковской тайны (ФЗ «о банках и банковской деятельности» и Гражданский кодекс РФ, ст. 857). Означает закрепление в действующем законодательстве перечня сведений, составляющих банковскую тайну; право клиента, кредитных организаций или Банка России на сохранение в тайне сведений от кого бы то ни было и на неразглашение вышеупомянутых сведений; обязанность кредитных организаций и Банка России обеспечить сохранность сведений, составляющих банковскую тайну, а так же ответственность за их разглашение. Сведения, составляющие банковскую тайну: сведения о клиенте и корреспонденте, сведения о заключённых договорах банковского счёта и банковского вклада, сведения об операциях по счёту. Конкретные данные по конкретным операциям также не подлежат разглашению.

    ·      Принцип парламентского контроля за деятельностью Банка России (ст. 1,5 ФЗ). Банк России независим от органов государственной власти при осуществлении возложенных на него функций, но подотчётен Государственной думе Федерального собрания РФ. [1].

    2.2 Функции Банка  России: их понятие,  виды и содержание  

Информация о работе Необходимость, функции и сущность Центральных Банков