Нефтепродукты

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 10:53, контрольная работа

Краткое описание

Термин «нефть», пришедший к нам из персидского языка через турецкое слово «neft», в современном мировом лексиконе стал синонимом общепринятого словосочетания «черное золото». И объясняется этот факт не только тем, что сегодня нефть, наряду с природным газом, является основным и практически безальтернативным источником энергии, но и тем, что ее запасы невосполнимы.

Оглавление

Введение ___________________________________________________стр. 3

Понятие нефтепродукта, его типы ___________________________ стр. 5
Характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов ____ стр. 8
Резервуары для хранения нефтепродуктов ___________________ стр. 18
Заключение _______________________________________________ стр. 25

Список использованных источников __________________________

Файлы: 1 файл

нефтепродукты.doc

— 251.50 Кб (Скачать)
 

      Более чем 100 компаний добывают нефть в  России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально  интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти (см. табл. 3). 
 
 
 
 

                                                                                                             Таблица 2.

Нефтяные  запасы ведущих российских компаний 
(по состоянию на 2000 г.)
Компания Запасы нефти  в млн. т. Доля государственной/ 
региональной собственности, %
"ЛУКойл"
    3344
    14 (сейчас 8)
ЮКОСв
    2607
    0
«Сургутнефтегаз»
    1504
    1
ТНКа
    3707
    0
Татнефть
    841
    33 (Татарстан)
Сибнефть"б
    753
    0
    "Роснефть"
    1573
    100
    "Башнефть"
    365
    65 (Башкортостан)
    "Славнефть"в
    286
    75 (сейчас 0)
а В августе 2003 закончен процесс слияния  ТНК с British Petroleum, новая компания ТНК-ВР начала свою деятельность.
б ЮКОС и "Сибнефть" находятся в  процессе слияния. Новая компания будет  крупнейшей в России и четвертой  в мире после British Petroleum, ExxonMobil и RD Shell
в В 2002 г. государство продало приблизительно 6% акций "ЛУКойла", а "Славнефть" была приватизирована.
Источники: Sagers M. Developments in Russian Crude Oil Production in 2000. - Post-Soviet Geography and Economics, 2001, vol. 42, № 3, p. 153-201; Oil Sector.
 

      Некоторые иностранные нефтяные корпорации также  начали свою деятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, British Gas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, Neste Oy, Nirsk Hidro, McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RD Shell, Statoil и TotalFinaElf. 

Таблица 3

Производство  сырой нефти 10 ведущими  
российскими компаниями (млн. т)
  1996 г 1997г. 1998 г.  1999 г.  2000г. 2001г. 2002г.
      "ЛУКойл" 50,9 53,4 53,7 53,4 69,1 73,0 78,2
      ЮКОС 35,3 35,6 34,1 34,2 49,5 58,1 72,8
"Сургутнефтегаз" 33,3 33,9 35,2 37,6 40,6 44,0 49,2
      ТНК 21,5 21,0 19,7 20,1 28,6 40,6 38,0
      "Сибнефть" 18,7 18,2 17,3 16,3 17,2 20,6 26,3
      "Татнефть" 23,7 23,2 24,4 24,4 24,3 24,6 24,2
      "Славнефть" 12,9 12,3 11,8 11,9 12,3 13,5 16,2
      "Роснефть" 13,0 13,4 12,6 12,6 13,5 14,9 16,0
      "Сиданко" 20,8 20,3 19,9 19,6 13,0 16,0
      "Башнефть" 16,3 15,4 12,9 12,3 11,9

 

      Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, нефть – существенный источник доходов  бюджета. Российская Федерация выступает  как один из ведущих операторов в  международном нефтяном бизнесе, являясь крупнейшим чистым экспортером нефти после Саудовской Аравии. Россия, Норвегия и Мексика – единственные страны, не входящие в ОПЕК, среди 10 крупнейших чистых экспортеров мира. В 2000 г. Россия экспортировала приблизительно 145 млн. т сырой нефти и 50 млн. т нефтепродуктов. С 2000 г. экспорт нефти и нефтепродуктов начал расти, и за период с 1996 г. фактически удвоился. По прогнозам Министерства энергетики РФ, экспорт сырой нефти увеличится почти до 300 млн. т в 2010 г.

        Рост экспорта сырой нефти сдерживается транспортными «узкими местами», поэтому российские нефтяные корпорации надеются на увеличение экспорта нефтепродуктов в будущем. Но в настоящее время главный вопрос экспорта российских нефтепродуктов – их низкое качество. Страна все еще отстает в производстве дизельного топлива с низким содержанием серы, использование которого будет обязательным в ЕС, начиная с 2005 г.

       Подавляющая часть российской нефти уходит за пределы постсоветского пространства (см. табл. 4). Доля чистого экспорта в страны дальнего зарубежья повысилась с 53% в 1992 г. до 86% в 2001 г. Главные страны-импортеры – Великобритания, Франция, Италия, Германия и Испания. В настоящее время экспорт нефти в США сдерживает то обстоятельство, что издержки транспортировки российской нефти в эту страну значительно выше, чем у ближневосточных производителей.  

    Таблица 4

      Экспорт сырой нефти  из России (1995-2010гг, прогноз)
Годы 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2010
Экспорт млн.т. 132,8 102 108,4 140 130,8 144,5 162,1 195 202 219 242 296
Прирост экспорта, % Н.д. -23 6 29 -7 10 12 20 4 8 11 -
Экспорт, производство,

%

43 34 35 46 43 45 47 52 51 52 54 58
      Министерство Энергетики РФ
 
 

     В 2002 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. «Труба» пересекает Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветви. Северная идет через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Северная магистраль сейчас загружена полностью, в то время как южная имеет запас пропускной способности, и поэтому Россия стремится увеличить ее мощность, соединив южную ветвь «Дружбы» с трубопроводом «Adria». Последнее предоставит российским экспортерам нефти прямой доступ к Адриатическому морю, где танкеры могут быть загружены в глубоководном порту Омисал. Глубина порта позволяет заходить в него танкерам водоизмещением до 500 тыс. т, что делает экспорт в США экономически целесообразным. Другое преимущество порта Омисал – меньшее расстояние до американских портов. Единственная альтернатива, которая обещает более низкие издержки транспортировки российской сырой нефти в западноевропейские страны и США – строительство Мурманского порта.

     Балтийская  трубопроводная система (БТС) включает 450-километровый трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми), трубопроводы Уса-Ухта, Ухта-Ярославль и Ярославль-Кириши, а также трубопровод Кириши-Приморск. БТС находится в собственности «Транснефти».

     В сентябре 2001 г. было закончено строительство  трубопровода Суходольная-Родионовская. Эта 250-километровая магистраль позволяет российским нефтяным компаниям транспортировать нефть до Новороссийского экспортного нефтяного терминала, не используя ветвь, проходящую по украинской территории, что дает возможность российским компаниям избежать высокой платы за транзит и нелегальной откачки нефти. Пропускная способность трубопровода - примерно 16-25 млн. т.

     Помимо  западных маршрутов Россия стремится  развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т от Ангарска до Дацина в Маньчжурии.

     ExxonMobil - оператор проекта "Сахалин-1" - выступает за строительство 250-километрового подводного трубопровода через Татарский пролив до порта Де-Кастри на российском материке, что позволит наращивать экспорт нефти в азиатские страны. Слабое место проекта кроется в том, что Де-Кастри не является незамерзающим портом. Пропускная способность и терминала, и трубопровода должна достигнуть 12-15 млн. т.

      Консорциум "Сахалин-2", возглавляемый RD Shell, планирует экспорт нефти в Японию, Южную Корею и Тайвань. Для этого нужно построить 800-километровый трубопровод через весь Сахалин к свободному ото льда порту Пригородное. Этот план недешев, но позволяет экспортировать нефть круглый год.

      Порт  Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2002 г. через порт прошло 45 млн. т  сырой нефти. Уже в ближайшем  будущем его пропускная способность  может быть увеличена. Хотя Новороссийск - незамерзающий порт, главная проблема здесь - частые и сильные штормы. В 2002 г. он был закрыт из-за непогоды на 85 дней, то есть в среднем почти два дня в неделю.

      Важны для экспорта нефти из России и  порты на Балтийском море. Главным нефтяным терминалом здесь традиционно был латвийский порт Вентспилс. Но его доминирующие позиции поколеблены ввиду быстрого развития Таллиннского порта, хотя к нему нефть нужно транспортировать по железной дороге, тогда как к Вентспилсу подходит трубопровод.

     Приморск - самый крупный балтийский нефтяной терминал, находящийся на российской территории. В 2002 г. в Приморске было обслужено 135 танкеров и отправлено приблизительно 12 млн. т сырой нефти. "Транснефтепродукт" планирует к 2005 г. присоединить терминал к нефтепродуктоводу (Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск) с пропускной способностью 10 млн. т в год.

      Нельзя  забывать и про Петербургский  нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2002 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть.

      Строительство небольшого нефтяного терминала  с начальной пропускной способностью менее 1 млн. т запланировано в Выборге. В ноябре 2000 г. "ЛУКойл" открыл нефтяной терминал в Калининграде. В 2001 г. компания построила еще один терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн. т. Эти терминалы, по оценкам, способны перегружать до 3-5 млн. т нефти ежегодно.

     На  севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск, Витино и Мурманск. Варандейский терминал с начальной пропускной способностью 1,5 млн. т был построен "ЛУКойлом" и вступил в строй в августе 2000 г. Компания надеется повысить ее до 10 млн. т. Она будет загружать здесь собственные танкеры водоизмещением 16-20 тыс. т и отправлять их в Мурманск, где сырая нефть будет перегружаться на тяжелые суда, которые станут использоваться для экспорта нефти в Европу и США.

Информация о работе Нефтепродукты