Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 10:53, контрольная работа
Термин «нефть», пришедший к нам из персидского языка через турецкое слово «neft», в современном мировом лексиконе стал синонимом общепринятого словосочетания «черное золото». И объясняется этот факт не только тем, что сегодня нефть, наряду с природным газом, является основным и практически безальтернативным источником энергии, но и тем, что ее запасы невосполнимы.
Введение ___________________________________________________стр. 3
Понятие нефтепродукта, его типы ___________________________ стр. 5
Характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов ____ стр. 8
Резервуары для хранения нефтепродуктов ___________________ стр. 18
Заключение _______________________________________________ стр. 25
Список использованных источников __________________________
Более
чем 100 компаний добывают нефть в
России, но подавляющая часть добычи
фактически находится в руках 10 вертикально
интегрированных компаний, их объем
производства составляет приблизительно
350 млн. т – 90% производства нефти в России.
Две самые крупные компании – «ЛУКойл»
и ЮКОС производят около 40% нефти (см. табл.
3).
Нефтяные
запасы ведущих российских компаний (по состоянию на 2000 г.) | ||
Компания | Запасы нефти в млн. т. | Доля государственной/ региональной собственности, % |
"ЛУКойл" |
|
|
ЮКОСв |
|
|
«Сургутнефтегаз» |
|
|
ТНКа |
|
|
Татнефть |
|
|
Сибнефть"б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а В августе 2003 закончен процесс слияния ТНК с British Petroleum, новая компания ТНК-ВР начала свою деятельность. | ||
б ЮКОС и "Сибнефть" находятся в процессе слияния. Новая компания будет крупнейшей в России и четвертой в мире после British Petroleum, ExxonMobil и RD Shell | ||
в
В 2002 г. государство продало | ||
Источники: Sagers M. Developments in Russian Crude Oil Production in 2000. - Post-Soviet Geography and Economics, 2001, vol. 42, № 3, p. 153-201; Oil Sector. |
Некоторые
иностранные нефтяные корпорации также
начали свою деятельность на российском
рынке. В 2000 году суммарный объем производства
иностранных компаний достигал 6-7% российского.
Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический
сектор российской экономики составляли
около 10% их общей суммы. Главные зарубежные
игроки в российском нефтяном бизнесе
(в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum,
British Gas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, Neste Oy, Nirsk Hidro,
McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RD Shell, Statoil и TotalFinaElf.
Таблица 3
Производство
сырой нефти 10 ведущими российскими компаниями (млн. т) | |||||||
1996 г | 1997г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000г. | 2001г. | 2002г. | |
"ЛУКойл" | 50,9 | 53,4 | 53,7 | 53,4 | 69,1 | 73,0 | 78,2 |
ЮКОС | 35,3 | 35,6 | 34,1 | 34,2 | 49,5 | 58,1 | 72,8 |
"Сургутнефтегаз" | 33,3 | 33,9 | 35,2 | 37,6 | 40,6 | 44,0 | 49,2 |
ТНК | 21,5 | 21,0 | 19,7 | 20,1 | 28,6 | 40,6 | 38,0 |
"Сибнефть" | 18,7 | 18,2 | 17,3 | 16,3 | 17,2 | 20,6 | 26,3 |
"Татнефть" | 23,7 | 23,2 | 24,4 | 24,4 | 24,3 | 24,6 | 24,2 |
"Славнефть" | 12,9 | 12,3 | 11,8 | 11,9 | 12,3 | 13,5 | 16,2 |
"Роснефть" | 13,0 | 13,4 | 12,6 | 12,6 | 13,5 | 14,9 | 16,0 |
"Сиданко" | 20,8 | 20,3 | 19,9 | 19,6 | 13,0 | … | 16,0 |
"Башнефть" | 16,3 | 15,4 | 12,9 | 12,3 | 11,9 | … | … |
Сырая
нефть и нефтепродукты
Рост экспорта сырой нефти сдерживается транспортными «узкими местами», поэтому российские нефтяные корпорации надеются на увеличение экспорта нефтепродуктов в будущем. Но в настоящее время главный вопрос экспорта российских нефтепродуктов – их низкое качество. Страна все еще отстает в производстве дизельного топлива с низким содержанием серы, использование которого будет обязательным в ЕС, начиная с 2005 г.
Подавляющая
часть российской нефти уходит за
пределы постсоветского пространства
(см. табл. 4). Доля чистого экспорта в
страны дальнего зарубежья повысилась
с 53% в 1992 г. до 86% в 2001 г. Главные страны-импортеры
– Великобритания, Франция, Италия, Германия
и Испания. В настоящее время экспорт нефти
в США сдерживает то обстоятельство, что
издержки транспортировки российской
нефти в эту страну значительно выше, чем
у ближневосточных производителей.
Таблица 4
Экспорт сырой нефти из России (1995-2010гг, прогноз) | ||||||||||||
Годы | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 |
Экспорт млн.т. | 132,8 | 102 | 108,4 | 140 | 130,8 | 144,5 | 162,1 | 195 | 202 | 219 | 242 | 296 |
Прирост экспорта, % | Н.д. | -23 | 6 | 29 | -7 | 10 | 12 | 20 | 4 | 8 | 11 | - |
Экспорт,
производство,
% |
43 | 34 | 35 | 46 | 43 | 45 | 47 | 52 | 51 | 52 | 54 | 58 |
Министерство Энергетики РФ |
В 2002 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. «Труба» пересекает Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветви. Северная идет через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Северная магистраль сейчас загружена полностью, в то время как южная имеет запас пропускной способности, и поэтому Россия стремится увеличить ее мощность, соединив южную ветвь «Дружбы» с трубопроводом «Adria». Последнее предоставит российским экспортерам нефти прямой доступ к Адриатическому морю, где танкеры могут быть загружены в глубоководном порту Омисал. Глубина порта позволяет заходить в него танкерам водоизмещением до 500 тыс. т, что делает экспорт в США экономически целесообразным. Другое преимущество порта Омисал – меньшее расстояние до американских портов. Единственная альтернатива, которая обещает более низкие издержки транспортировки российской сырой нефти в западноевропейские страны и США – строительство Мурманского порта.
Балтийская трубопроводная система (БТС) включает 450-километровый трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми), трубопроводы Уса-Ухта, Ухта-Ярославль и Ярославль-Кириши, а также трубопровод Кириши-Приморск. БТС находится в собственности «Транснефти».
В сентябре 2001 г. было закончено строительство трубопровода Суходольная-Родионовская. Эта 250-километровая магистраль позволяет российским нефтяным компаниям транспортировать нефть до Новороссийского экспортного нефтяного терминала, не используя ветвь, проходящую по украинской территории, что дает возможность российским компаниям избежать высокой платы за транзит и нелегальной откачки нефти. Пропускная способность трубопровода - примерно 16-25 млн. т.
Помимо западных маршрутов Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т от Ангарска до Дацина в Маньчжурии.
ExxonMobil - оператор проекта "Сахалин-1" - выступает за строительство 250-километрового подводного трубопровода через Татарский пролив до порта Де-Кастри на российском материке, что позволит наращивать экспорт нефти в азиатские страны. Слабое место проекта кроется в том, что Де-Кастри не является незамерзающим портом. Пропускная способность и терминала, и трубопровода должна достигнуть 12-15 млн. т.
Консорциум "Сахалин-2", возглавляемый RD Shell, планирует экспорт нефти в Японию, Южную Корею и Тайвань. Для этого нужно построить 800-километровый трубопровод через весь Сахалин к свободному ото льда порту Пригородное. Этот план недешев, но позволяет экспортировать нефть круглый год.
Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2002 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Хотя Новороссийск - незамерзающий порт, главная проблема здесь - частые и сильные штормы. В 2002 г. он был закрыт из-за непогоды на 85 дней, то есть в среднем почти два дня в неделю.
Важны для экспорта нефти из России и порты на Балтийском море. Главным нефтяным терминалом здесь традиционно был латвийский порт Вентспилс. Но его доминирующие позиции поколеблены ввиду быстрого развития Таллиннского порта, хотя к нему нефть нужно транспортировать по железной дороге, тогда как к Вентспилсу подходит трубопровод.
Приморск
- самый крупный балтийский нефтяной
терминал, находящийся на российской территории.
В 2002 г. в Приморске было обслужено 135 танкеров
и отправлено приблизительно 12 млн. т сырой
нефти. "Транснефтепродукт" планирует
к 2005 г. присоединить терминал к нефтепродуктоводу
(Кстово-Ярославль-Кириши-
Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2002 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть.
Строительство небольшого нефтяного терминала с начальной пропускной способностью менее 1 млн. т запланировано в Выборге. В ноябре 2000 г. "ЛУКойл" открыл нефтяной терминал в Калининграде. В 2001 г. компания построила еще один терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн. т. Эти терминалы, по оценкам, способны перегружать до 3-5 млн. т нефти ежегодно.
На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск, Витино и Мурманск. Варандейский терминал с начальной пропускной способностью 1,5 млн. т был построен "ЛУКойлом" и вступил в строй в августе 2000 г. Компания надеется повысить ее до 10 млн. т. Она будет загружать здесь собственные танкеры водоизмещением 16-20 тыс. т и отправлять их в Мурманск, где сырая нефть будет перегружаться на тяжелые суда, которые станут использоваться для экспорта нефти в Европу и США.