Научно-технический и производственный потенциал России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

У России, несмотря на крайне сложное экономическое положение, действительно имеется уникальная возможность предельно рационально распорядиться ресурсами таким образом, чтобы при существенно меньших затратах обеспечить развитие именно таких технологий, которые гарантировали бы ей национальную безопасность.
Таким образом, изучение производственного потенциала, направленное на поиск путей более эффективного его использования, уровень развития науки и степень ее технологического применения во всем мире являются основными факторами становления прогрессивной структуры производства, повышения производительности общественного труда, возрастания экономического потенциала, высвобождения материальных и финансовых ресурсов для решения социальных проблем становится все более актуальным.

Файлы: 1 файл

экономика россии.docx

— 48.44 Кб (Скачать)

3.2. Масштабы НИОКР

В России продолжает сокращаться численность  персонала, занятого исследованиями и  разработками, хотя и не такими темпами, как в 1990-е гг.  Если в 1992 г. его численность составляла 1 млн 533 тыс. человек, то в 2000 г. — 888 тыс. человек и в 2008 г. — 761 тыс. человек (из них 376 тыс. исследователей). Тем не менее Россия сохраняет пятое место в мире как по численности всего персонала, занятого в НИОКР, так и по численности его главной части — исследователей: в 2007 г. на нашу страну приходилось 6,6% от численности исследователей в мире в пересчете на полную занятость, на США — 20,3%, Китай — 20,1%, ЕС — 18,9%, Японию — 10%.

Однако  производительность труда в российской науке невелика: на российских исследователей приходится только 2,6% публикаций в  научных журналах, индексируемых  в Web of Science (меньше, чем доля Канады и  Бразилии), медленно растет число патентов, выдаваемых в России отечественным  заявителям.

Во многом это следствие резкого сокращения финансирования НИОКР, произошедшего  в 1990-е гг. и не восстановленного в следующем десятилетии. Если СССР в 1990 г. затратил на науку около 3,5% своего ВВП, то Российская Федерация в 1992 г. — 0,7%, 1995 г. — 0,8%, 2000 г. — 1,1%, 2003 г. — 1,3%, в 2009 г. — 1,0%. Правда, в отличие от СССР, данные по российским НИОКР охватывают расходы только на гражданскую науку, но, тем не менее, они продолжают быть намного ниже по отношению к  ВВП, чем у стран — лидеров  в мировой науке (по данным за 2007 г., в США — 2,6%, в Японии — 3,4%, Германии — 2,5%, Великобритании — 1,8%, Китае — 1,4%).

Иными словами, сократившийся, но все еще большой  кадровый потенциал российской науки (хотя и не самый продуктивный в  мире) сталкивается с резко сократившимися расходами на науку. В пересчете  на ППС они составляют 2% мировых  расходов на НИОКР (доля США — около  33%, ЕС — 23%, Японии — 13%, Китая — 9%). Отсюда низкая заработная плата в науке (в 2000-2007 гг. составляла 102-108% от средней по стране), снизившаяся техническая оснащенность (в постоянных ценах 1995 г. стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя составляла в 1990 г. — 51 тыс. руб., 2000 г. — 31 тыс. руб., 2007 г. — 40 тыс. руб.).

    1. Причины снижения финансирования НИОКР

В структуре  затрат на НИОКР доминирует государство (65% в 2008 г.), и поэтому упадок финансирования объясняется прежде всего «экономией»  государства на науке. Надежды на то, что к этому финансированию активно подключится частный  бизнес, не оправдались: в условиях невысокой конкуренции на внутреннем рынке и больших возможностей рентопользования (от монопольного и  олигопольного положения, связей с  госаппаратом и т.д.) частный бизнес России слабо заинтересован в  проведении НИОКР. Другой причиной относительного сокращения расходов на НИОКР является резкое сокращение военных расходов по сравнению с советскими временами, в том числе военных исследований и разработок, которые составляли основную часть советских НИОКР, а гражданская наука и в  советское время была не на высоте по многим направлениям.

Наконец, важной причиной является намного большая  открытость страны, что позволяет  заимствовать передовые иностранные  технологии, а не изобретать их самим. Часть российских экономистов высказывают  мнение, что при нынешнем отсутствии в мире большого числа новых «прорывных» технологий широкого применения разумнее больше полагаться на заимствование технологий, разработанных и освоенных Западом, чем создавать собственные аналоги. В поддержку этого можно сказать, что в гражданских исследованиях и разработках Советского Союза доля «изобретения» того, что уже работало на Западе, была высока.И в современной России из общего числа передовых производственных технологий, принципиально новых было лишь около 6-10%.

  1. Научный потенциал

4.1.  Сущность научного  потенциала и его составляющие

Бурное  развитие науки, использование ее результатов  на практике потребовало более глубокого  теоретического осмысления эффективности  использования науки и ее достижений для нужд общества. В связи с  этим в последние годы в научный  оборот активно вводиться такое  понятие как «научный потенциал».

Научный потенциал общества - это реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике .

Национальный научный потенциал - показатель научно-технического развития страны, описывающий людские ресурсы (включая систему подготовки кадров), основные фонды, систему финансирования и результаты деятельности научной системы [3, с.53].

По мнению отечественных ученых научный потенциал  характеризуется:

- объемом  финансирования научного комплекса,  в том числе за счет средств:  государственного бюджета, внебюджетных  фондов, организаций предпринимательского  сектора, иностранных инвесторов;

- уровнем  развития материально-технической  базы науки; 

- численностью  работающих в сфере науки, в  том числе: действительных членов  академии наук (включая отраслевые  академии), членов-корреспондентов  академии наук, докторов наук  и профессоров, кандидатов наук;

- состоянием  инновационной системы страны [3, c.209].

Принципиальным  является то, что научный потенциал  это не простая сумма количественно  измеренных его составляющих, она, как  сложная система, обладает новым  качеством, возникающим именно в  результате их взаимодействия. Только количественный анализ основных структурных  компонентов явно недостаточен для  оценки научного потенциала, ибо прямыми подсчетами и экстраполяциями может быть охарактеризован только низший, простейший уровень науки; параметры высших, специфичных именно для науки уровней организации характеризуется гораздо более сложными, в основном качественными, закономерностями развития.

Эффективное использование научного потенциала зависит от рациональной структуры  кадров, занятых в науке, от квалификации, степени подготовленности, творческих интеллектуальных способностей собственно научных кадров, обеспечивающих рост научного знания.

Следующий структурный компонент научного потенциала - материально-техническая  база науки - это совокупность средств  научно-исследовательского труда, включая  научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные  заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д.

Научный потенциал не может получить своего развития без следующего важного  элемента - национальной инновационной  системы.

Национальная  инновационная система представляет собой систему обмена технологиями, знаниями и информацией между  людьми, предприятиями, институтами; обмена, который является неотъемлемым условием развития инновационных процессов  в стране. Участники инновационного процесса, взаимодействуя, превращают идею в технологию, процесс, товар  или услугу и выводят ее на рынок. Согласно современной теории инновационных  систем, инновации и технологическое  развитие страны являются результатом  комплекса отношений между участниками  сложной системы, которая включает в себя предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские  институты, государственные структуры.

4.2 Современное состояние  научного потенциала России

Рассматривая  современное состояние научного потенциала РФ можно ориентироваться  на концепцию «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденную Президентом РФ 30.03.2002г. Принятая концепция является основным документом регулирующим развитие научного потенциала до сегодняшнего дня.

Исходя  из данной концепции важнейшими направлениями  государственной политики в области  развития науки и технологий являются:

- развитие  фундаментальной науки, важнейших  прикладных исследований и разработок;

- совершенствование  государственного регулирования  в области развития науки и  технологий;

- формирование  национальной инновационной системы;

- повышение  эффективности использования результатов  научной и научно-технической  деятельности;

- сохранение  и развитие кадрового потенциала  научно-технического комплекса;

- интеграция  науки и образования;

- развитие  международного научно-технического  сотрудничества.

Рассмотрим  поэтапно, что было достигнуто государством при реализации данной политики.

Основой науки являются фундаментальные  исследования. Результаты фундаментальных  исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой  экономического роста государства, его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место России в современном мире.

Важнейшим источником финансирования отечественной  науки остаются средства государственного бюджета. Так, по данным 2007 г. на бюджет приходилось 61,6% внутренних затрат на исследования и разработки. Доля расходов на фундаментальные исследования росла  с 8219,3млн. руб. в 2000 году до 69735,8 млн. руб. в 2008 году. Однако доля науки в структуре  ВВП при этом не сильно претерпела изменение, таким образом, увеличение расходов на науку имели чисто инерционный характер и напрямую зависели от роста ВВП. (Приложение A)

Основой развития фундаментальной науки  России является Российская Академия наук. Сейчас Академия построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 9 отделений  РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а также 14 региональных научных центров РАН. В состав РАН входят многочисленные институты.

Анализ  статистики, характеризующей продуктивность отечественной науки, позволяет сделать вывод о том, что Россия сохраняет ведущее положение по ряду важных направлений в области точных наук. В 1997-2007 гг. она занимала девятое место в мире по научной продуктивности и 18-е - по цитируемости. Около 50% отечественных работ публикуются в наиболее престижных зарубежных журналах [2, с.26].

Согласно  существующей системе государственного управления Министерство образования  и науки Российской Федерации  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере научной, научно-технической  и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки  и высоких технологий, государственных  научных центров. При этом РАН  участвует в координации фундаментальных  исследований.

Таким образом, в настоящее время сложилась  ситуация, при которой отсутствует  общая координация финансируемых  отдельными органами федеральной исполнительной власти научных исследований и разработок, в том числе фундаментальных, что приводит к параллелизму в  их проведении и препятствует консолидации финансовых, кадровых и организационных  ресурсов государства для реализации крупных научно-технических проектов и введения в хозяйственный оборот результатов исследований и разработок [4, с.14].

Важным  этапом в развитии научного потенциала - является формирование национальной инновационной системы. В соответствии с текстом основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий - национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны. Работы по активизации инновационных процессов и взаимодействия академического, отраслевого и вузовского секторов науки проводятся в рамках реализации «Стратегии развития науки и инноваций до 2015 года».

Так же необходимо обратить внимание на улучшение качества изобретений. Однако для того чтобы  Россия заняла достойное место в  мире, необходимо смещать долю финансирования исследований и разработок в сторону  частного сектора, так как государство  не в силах финансировать всю  прикладную науку, а тем более  следить за эффективностью полученных результатов.

Важным, на мой взгляд, действием со стороны  государства в решении данной проблемы стало создание и развитие технопарков. В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Большая  их часть была организована в высшей школе. Однако технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они, как правило, создавались в качестве структурного подразделения вуза и не были реально  действующими организациями, которые  инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия.

Главным фактором, без которого невозможно существование науки и развитие технологий, конечно, являются квалифицированные  кадры. В первую очередь это относится и к уровню заработной платы в сфере науки.

 

 

Заключение

Решающую  роль для экономического роста страны и регионов имеют производственный и научно- технический потенциал  и их размещение. Состояние производственного  и в целом всего экономического потенциала страны в сильной степени  зависит от научно- технического потенциала и его развития.

Главной проблемой наукоемких отраслей промышленности в сложившейся в стране экономической  ситуации является поиск и эффективное  размещение ресурсов, главным образом - инвестиций в их широком понимании (финансовые средства, ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, имущество  или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты  предпринимательской и других видов  деятельности в целях получения  прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта).

Информация о работе Научно-технический и производственный потенциал России