Народонаселение мальтус и ее значение в развитии экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

На основе мальтузианского закона была сформулирована классическая теория заработной платы, которая утверждала, что доход рабочего имеет постоянный уровень и равен прожиточному минимуму. Этот тезис получил название «железный закон заработной платы», согласно которому независимо от возможности кратковременного роста заработной платы в долгосрочном периоде она неизбежно всегда будет возвращаться к отметке минимального уровня жизни.
Цель работы – дать характеристику теории народонаселения Мальтуса и определить ее значение в развитии экономической науки.

Оглавление

Введение
1. Особенности экономических воззрений Т. Р. Мальтуса
2. Сущность теории народонаселения Т. Мальтуса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Теория народонаселения Мальтуса и ее значение в развитии экономической науки.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

В центре внимания мальтузианской теории народонаселения была проблема ограниченных ресурсов земли. Одной из основных посылок данной теории являлось утверждение о невозможности увеличивать средства существования (под которыми под­разумевались продукты питания), теми же темпами, которые свойственны росту населения. Потому что, во-первых, ресурсы Земли ограничены, а во-вторых, дополнительные вложения труда и капитала в землю будут обеспечивать все меньший и меньший прирост продукции, так как с ростом населения в обработку вовлекаются земли худшего качества, дающие все меньшую отдачу.

Данная посылка легла в основу теории ренты как Рикардо, так и самого Мальтуса. Эта теория получила название теории «убывающего плодородия почвы», которая явилась прообразом теории «убывающей предельной производительности». Последователи Мальтуса в доказательстве этой теории доходили до нелепости, утверждая, что если бы не было убывающего плодородия, весь мировой урожай пшеницы можно было бы собрать в цветочном горшке.

Взгляд Мальтуса на перспективы экономического роста полностью вытекают из «закона народонаселения». Исходя из того, что заработная плата определяется прожиточным минимумом, Мальтус обосновывал тезис о вековой стагнации, о перманентности кризисов перепроизводства. По его мнению, совокупный спрос всегда будет недостаточным для приобретения всей товарной массы по ценам, покрывающим издержки. Так как рабочие получают меньше, чем ценность произведенной ими продукции, «одна только покупательная способность работающих классов не в состоянии обеспечить стимулы для полного использования капитала». Даже признавая, что рост накопления капитала может привести к росту заработной платы, Мальтус, тем не менее считал, что это не увеличит эффективный спрос, так как росту потребления рабочие предпочитают праздность и потому страсть к накоплению будет неизбежно приводить к превышению предложения товаров над тем объемом, который «структура и склонности данного общества позволяют с пользой потребить». Законы накопления капитала, по мнению Мальтуса, напоминают законы размножения населения. И как при недостатке пищи нелепо поощрять браки и размножение людей, так и при недостатке спроса неуместно стимулировать накопление капитала, которое еще больше увеличит предложение товаров.

И эта разница не может быть покрыта спросом, предъявляемым капиталистами, так как они в силу господствующей в их кругах этики, обрекли себя на бережливость, чтобы, путем лишения себя привычных удобств и удовольствий, сберегать часть своего дохода.

Этот взгляд получил в дальнейшем название «доктрины недопотребления». Следовательно, (по Мальтусу), для обеспечения воспроизводства необходим определенный объем расходов из прибыли и ренты на предметы роскоши и услуги непроизводительного характера, что может каким-то образом смягчить проблему перепроизводства. Это дополнительное непроизводительное потребление могут обеспечить лишь классы, не принадлежащие к капиталистам и рабочим, в первую очередь земельные собственники. Рекомендации Мальтуса в области экономической политики сводились к снижению нормы накопления и поощрению непроизводительного потребления со стороны лендлордов. И его защита высоких импортных пошлин на хлеб (в полемике о «Хлебных законах»), которые обеспечивали бы высокую земельную ренту, вполне гармонирует с основными заключениями его теории. Для уменьшения же накопления капи­тала Мальтус предлагал увеличить налогообложение. Обсуждая проблемы организации общественных работ как временной меры уменьшения безработицы, Мальтус пишет, что «тенденция к уменьшению объема производительного капитала не может являться возражением против общественных работ, требующих привлечения значительных сумм за счет налогов, так как в определенной степени это именно то, что нужно»[10].

Эту теорию можно в принципе подвергнуть сокрушительной критике, начинающейся от того, что Т. Р. Мальтус не исходил из принципа рациональности поведения людей, и заканчивающейся тем, что он использовал несостоятельные статистические данные по приросту населения - им учитывалась в основном статистика США, где огромную роль играла иммиграция. Однако современная история слаборазвитых стран показывает, что связь между бедностью и нерегулируемым быстрым ростом населения является весьма тесной.

При всей некорректности посылок теории перепроизводства Мальтуса (неограниченности роста населения и закона убывающего плодородия почвы) его заслуга состоит в том, что он остро поставил вопрос о проблемах реализации созданного продукта, вопрос, который остался за пределами внимания как А. Смита, так и Д. Рикардо.

 

 

 

 


Заключение

 

Английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834) был священником, но одновременно занимался научной работой. В целом методология теории Мальтуса соответствовала общим принципам классической политэкономии, но по сравнению с дру­гими ее представителями, считавшими предметом изучения в пер­вую очередь производство (предложение), Мальтус уделял также большое внимание спросу.

Мальтус пытался доказать, что рост населения происходит быстрее роста производства, поэтому со временем на каждого человека будет приходиться все меньше про­дукта, и поэтому будут нарастать противоречия между людьми, классами и странами. Поскольку Мальтус считал, что к наиболь­шему деторождению имеют склонность низшие слои общества, он предлагал, с одной стороны, отменить материальную помощь бед­някам, а с другой стороны, способствовать повышению их образо­вательного и культурного уровня. Здесь следует обратить внимание, что до Мальтуса рост населения воспринимался как положитель­ное явление, как рост числа производителей, увеличивающих бо­гатство народов. Мальтус первый обратил внимание общественности, что люди являются не только произ­водителями, но и потребителями, а следовательно, спрос представ­ляет самостоятельную экономическую проблему.

Мальтус разделял тео­рию стоимости, определяемой издержками капиталиста, с выте­кающей отсюда теорией распределения.

Мальтус критиковал теорию Сэя, согласно ко­торой спрос всегда равен предложению, и указывал, что, во-пер­вых, равенство предложения и спроса по стоимости не обязательно должно совпадать по натуральной структуре и, во-вторых, бога­тые слои общества не всегда полностью используют свои доходы на потребление, а образовавшиеся сбережения не всегда являют­ся отложенным спросом. Этот тезис об отставании спроса в результате склонности к сбережению стал впоследствии ключевым в теории Кейнса.

Одновременно Мальтус указывал на возможные способы уве­личения спроса. Во-первых, это более равномерное распределе­ние богатства (доходов) среди членов общества, так как «излиш­нее богатство небольшой группы не сможет быть даже приблизи­тельным эквивалентом — относительно реального спроса — скромного богатства огромного числа людей». В то же время Мальтус был против излишней уравнительности, поскольку бо­лее крупные капиталы и, следовательно, предприятия имеют боль­ше возможностей технического прогресса. Во-вторых, развитие торговли, прежде всего внешней, расширяет рынки сбыта и в то же время дает возможность получать продукты по более низкой цене. И в-третьих, потребление непроизводительных классов, т.е. чистых потребителей, способствует сбыту продукции произ­водительных классов. Здесь Мальтус выступает против утвержде­ния Сэя о том, что «потребление чистое и простое... ни в чем не содействует богатству страны», где речь идет прежде всего о зе­мельных собственниках, «паразитическое» существование которых критиковали Смит, Сэй и Рикардо.

Его теория народонаселения стала неотъемлемой частью методической базы Чарльза Дарвина, Д. Рикардо и многих других мировых ученых. По словам М Блауга, новизна и оригинальность теории принесли Мальтусу «совершенно невероятный успех, ни с чем не сравнимый в истории экономической мысли»[11]. Она стала неотъемлемой частью наследия классической экономии.

Учение о народонаселении Мальтуса вызвало огромный отклик в литературе, было предметом ожесточенных споров, обсуждалось с экономической, религиозной и других точек зрения и было поло­жено в основу целого течения, названного мальтузианством. В 70-х годах ХIХ в. и позже это течение пользовалось большим успехом под именем «неомальтузианство».

 


Список использованной литературы

 

1.      Агапова И.И. История экономической мысли. – М., 2005. - 285 с.

2.      Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 871 с.

3.      Горяинова Л.В. История экономических учений. - М.: МГУЭСиИ, 2005. – 144 с.

4.      Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск, 1993

5.      Розмаинский И. В.,  Холодилин К. А. История экономического анализа на Западе. - СПб., 2000. - 258 с.

6.      Сурин А.И. История экономики и экономических учений. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 200 с.



[1] Розмаинский И. В.,  Холодилин К. А. История экономического анализа на Западе. - СПб., 2000. – С. 95

[2] Горяинова Л.В. История экономических учений. - М.: МГУЭСиИ, 2005. – С. 51.

[3] Агапова И.И. История экономической мысли. – М., 2005. – С. 46.

[4] Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск, 1993. С.7

[5] Там же. С. 7

[6] Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск, 1993. С.46

[7] Там  же. С. 15-16.

[8] Там  же. С. 14-15

[9] Сурин А.И. История экономики и экономических учений. - М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 70.

[10] Агапова И.И. История экономической мысли. – М., 2005. – С. 83.

[11] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело ЛТД, 1994. – С. 328.


Информация о работе Народонаселение мальтус и ее значение в развитии экономической науки