Народонаселение мальтус и ее значение в развитии экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

На основе мальтузианского закона была сформулирована классическая теория заработной платы, которая утверждала, что доход рабочего имеет постоянный уровень и равен прожиточному минимуму. Этот тезис получил название «железный закон заработной платы», согласно которому независимо от возможности кратковременного роста заработной платы в долгосрочном периоде она неизбежно всегда будет возвращаться к отметке минимального уровня жизни.
Цель работы – дать характеристику теории народонаселения Мальтуса и определить ее значение в развитии экономической науки.

Оглавление

Введение
1. Особенности экономических воззрений Т. Р. Мальтуса
2. Сущность теории народонаселения Т. Мальтуса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Теория народонаселения Мальтуса и ее значение в развитии экономической науки.doc

— 91.00 Кб (Скачать)


4

Содержание

 

Введение             

1. Особенности экономических воззрений Т. Р. Мальтуса             

2. Сущность теории народонаселения Т. Мальтуса             

Заключение             

Список использованной литературы


Введение

 

Наиболее важный вклад, внесенный представителем классической школы Т. Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой он связал экономические и демографические факторы. Причем в его постановке этого вопроса зависимость оказывается двусторонней: как экономика влияет на изменение численности населения, так и величина населения оказывает воздействие на экономику.

В своем главном труде «Опыт о законе народонаселения»(1798) он заявил, что население растет в геометрической, а предложение продуктов питания в арифметической прогрессии. Проводя прямую аналогию между населением и биологическими популяциями, Мальтус утверждал, что численность людей так же, как и любого биологического вида ограничена обеспеченностью продуктами питания; что улучшение жизненных условий всегда ведет к росту рождаемости. Он признавал, что на численность населения оказывают влияние войны, эпидемии, плохие условия жизни в городах, дурные привычки и т.д. Мальтус призывал регулировать рождаемость с помощью моральных ограничений, поздних браков и т.д.

На основе мальтузианского закона была сформулирована классическая теория заработной платы, которая утверждала, что доход рабочего имеет постоянный уровень и равен прожиточному минимуму. Этот тезис получил название «железный закон заработной платы», согласно которому независимо от возможности кратковременного роста заработной платы в долгосрочном периоде она неизбежно всегда будет возвращаться к отметке минимального уровня жизни.

Цель работы – дать характеристику теории народонаселения Мальтуса и определить ее значение в развитии экономической науки.

Задачи работы: 1. Охарактеризовать экономические воззрения Т.Мальтуса; 2. Выявить сущность и определить значение теории народонаселения Т.Мальтуса.


1. Особенности экономических воззрений Т. Р. Мальтуса

 

Уже с первых шагов классической школы, параллельно с ее ос­новным направлением, которое представлял Рикардо, начали раз­виваться и другие направления, опиравшиеся на ту сторону учения Смита, которая противоречила трудовой теории стоимости. Учеником Смита, в ряде вопросов примыкавшим к классической школе, был Томас-Роберт Мальтус (1766–1834). Однако он занима­ет особое место, как последовательный защитник интересов земле­владельческой аристократии, в противовес классикам, выражавшим интересы промышленной буржуазии. В 1798 г. Мальтус анонимно опубликовал свой знаменитый пам­флет «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совер­шенствованием общества», в 1815 г. – работу о земельной ренте, в 1820 г. – книгу «Принципы политической экономии», в основном содержащую полемику с Рикардо. С этой последней мы и начнем изложение экономических идей Мальтуса.[1]

Мальтус обнаружил в идеях Рикардо два противоречия. Первое, не замеченное самим Рикардо, заключено в следующем. В отличие от Смита, Рикардо считал, что и при капитализме, как и всегда, действует закон стоимости. А Мальтус показал, что при обмене тру­да на капитал происходит неэквивалентный обмен: большее количе­ство живого труда обменивается на меньшее, на получаемую зара­ботную плату. Следовательно, говорит Мальтус, это противоречит закону стоимости. Второе противоречие: согласно закону стоимости товары должны обмениваться по стоимости, но в действительности они продаются не по стоимости, а по ценам производства (издержки производства плюс средняя прибыль). Рикардо объявил это исключением, а Мальтус доказал, что это – правило, а совпадение цены производства со стоимостью есть исключение.

Таким образом, утверждал Мальтус, Рикардо не прав, а прав Смит, когда говорит о законе издержек производства. Подхватив идею Смита в той части, где он говорит об определении стоимости трудом покупаемым, Мальтус объявил, что именно доходы являют­ся первичными данными, из которых складывается стоимость. Осо­бенно он критиковал Рикардо за его тезис о противоположности заработной платы и прибыли.

При этом в идеи Смита Мальтус вводит «новшество» – в издержки производства наряду с жи­вым и овеществленным в средствах производства трудом включает­ся прибыль.[2]

Процесс реализации совокупного обществен­ного продукта по Мальтусу происходит следующим образом: на заработную плату рабочие приобретают жизненные средства. При этом, согласно его «принципу населения» (об этом – чуть поз­же), заработная плата должна находиться на самом низшем уровне, иначе будет происходить чрезмерное размножение рабочего населе­ния. Да и кроме того, предметы роскоши рабочие не покупают. Значит, рабочие не реализуют прибыль. Далее, всякий товар – это уже капитал. Все покупатели отдают капиталисту свой труд (или его денежный эквивалент) в обмен на товар. При этом отдают труда больше, чем его содержится в поку­паемом товаре; т. е. продавцы продают товар за цену выше того, чего им это стоило. Да, это не вписывается в закон стоимости, но ведь он и не действует! Но всякий продавец является и покупателем. Что он выигрывает как продавец, проигрывает как покупатель. Зна­чит, прибыль и здесь не реализуется. Следовательно, необходимы «третьи лица», которые покупают, но ничего не продают – это непроизводительные классы: лендлор­ды, чиновники, духовенство. Иначе невозможна полная реализация созданного продукта и неизбежно перепроизводство. Откуда же эти «третьи лица» берут доходы: капиталисты выплачивают ренту и налоги землевладельцам, чи­новникам, священникам – на эти доходы и покупаются товары. Таковы запутанные, но наукообразные идеи Мальтуса по поводу стоимости и проблемы реализации. Однако широкую известность он получил за другие свои идеи, высказанные в памфлете «Опыт о законе народонаселения».[3]


2. Сущность теории народонаселения Т. Мальтуса

 

Не будучи по образованию экономистом, Т. Мальтус вошел в историю экономической мысли как человек одной идеи, одного закона, а именно как автор «закона народонаселения». В 1798 году в Лондоне была издана небольшим тиражом книга под названием «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества», где автор доказывал, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования (под которыми подразумевались продукты сельского хозяйства) только в арифметической прогрессии.

Т. Р. Мальтус начинает с того, что выдвигает своего рода «основной биологический закон», которому подчиняются все живые существа: «... великий и тесно связанный с человеческой природой закон, действовавший неизменно со времени происхождения обществ..,» который «... состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи...»[4]. Как пишет далее, ссылаясь на доктора Франклина, Т.Р. Мальтус: «единственной границей воспроизводительной способности растений и животных является лишь то обстоятельство, что, размножаясь, они взаимно лишают себя средств к существованию».[5]

Однако, если у животных инстинкт размножения не сдерживается ничем, то человек обладает разумом, играющим роль ограничения, накладываемого человеческой природой на действие биологического закона. Побуждаемый тем же инстинктом размножения, что и другие создания, он удерживается голосом разума, внушающим ему опасение, что он не в состоянии будет обеспечить удовлетворение потребностей своих детей.

Однако в действительности рост населения происходит не беспрепятственно. Преграды, стоящие на пути к беспрерывному увеличению численности населения, можно классифицировать следующим образом (табл. 1).

 

Таблица 1.

 

Препятствия

 

Предупредительные

(влияющие на уровень рождаемости)

Разрушительные

(влияющие на уровень смертности)

1. Нравственное обуздание

2. Пороки

3. Несчастья

 

1. Нравственное обуздание: «Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния»[6].

2. Пороки: «Распущенность, противоестественные связи, осквернение супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые для сокрытия последствий преступной и противоестественной связи»[7].

3. Несчастья: «... вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод»[8].

По существу в этой работе Мальтус сформулировал свою теорию народонаселения, которую можно свести к следующим положениям:

—              биологическая способность к размножению у человека превосходит его способность увеличивать продовольственные ресурсы,

—              сама эта способность к воспроизводству ограничивается наличными
продовольственными ресурсами.

Мальтус утверждал, что население имеет тенденцию увеличиваться быстрее, чем средства существования. И приводил в качестве доказательства следующие цифры: каждые 25 лет население может удваиваться, и если такая тенденция сохранится, то «через два столетия народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9, через три столетия как 4096 к 13, а по прошествии двух тысяч лет отношение это было бы беспредельно и неисчислимо». И хотя очень скоро обнаружилось, что доказательство этой теории у Мальтуса не совсем корректно, поскольку брались цифры, характеризующие темпы роста населения в Северной Америке, где население росло в большей степени за счет иммиграции, чем за счет естественных факторов, книга имела огромный успех и за короткое время выдержала пять переизданий. Утверждение Мальтуса имеет непосредственное отношение к экономической теории, так как данная теория, установившая жесткую зависимость роста населения от продовольственных ресурсов общества, помогла обосновать теорию заработной платы, определяемой прожиточным минимумом. Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу, мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества: она обусловлена «естественными законами и человеческими страстями», скупостью природы и чрезмерно быстрым размно­жением человеческого рода. Сведя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, теория Мальтуса послужила и обоснованием соответствующей экономической политики. Мальтус утверждал, что заработная плата всегда будет определяться прожиточным минимумом (минимальным количеством средств для поддержания физического существования). По его мнению, если заработная плата в силу роста спроса на труд превысит прожиточный минимум, «неумеренная склонность к размножению» приведет к росту населения, предложение труда увеличится, и заработная плата опять вернется к исходному уровню. Иными словами, нищенский уровень жизни рабочих определяется не социальными условиями, а естественными, биологическими законами.

Особенно отчетлива его позиция обнаруживается в полемике с пастором У. Годвином (1756 - 1836), английским политическим деятелем и представителем утопического социализма, который выступал с проектами социального переустройства общества, в частности, за отмену частной собственности как источника всех зол, в том числе и несправедливого распределения доходов. По мнению Годвина, богатства хватило бы на всех, если бы оно распределялось равномерно. Да, соглашался Мальтус, если все национальное богатство разделить поровну, бедность действительно исчезнет... но только на момент. Достаток пищи для всех снимет все преграды для размножения. Это вызовет неограниченный рост населения, далеко выходящий за пределы возможности его прокормить. Возникнет такой голод, которого еще не было. Воцарится беспросветная нужда, «чувства взаимной любви исчезнет, дурные страсти вновь обнаружатся, проснется присущий людям инстинкт самосохранения, и личный интерес станет опять царить между людьми, заглушая всякие другие побуждения». Следовательно, проблема бедности никак не связана с социальной системой. Особую остроту этой полемике придает тот факт, что, как и Годвин, Мальтус являлся священником, выполняя его обязанности даже после того, как в 1805 году получил кафедру профессора современной истории и политической экономии в колледже Ост Индийской компании.[9]

Возможно, именно эта идея и объясняет такую невероятную популярность работы Мальтуса. Естественно, в рамках своей концепции, Мальтус не мог предложить рабочим для улучшения своего положения ничего, кроме морального, нравственного обуздания. Считая, что всякая сознательная попытка улучшить условия жизни будет «сметена неодолимой людской массой», Мальтус выступал против «Законов о бедных» и повышения заработной платы, и здесь его аргументация полностью совпадает с аргументацией Д. Рикардо. «Законы о бедных», по мнению этих экономистов, делали воздержание излишним и поощряли неблагоразумных, предлагая им часть доходов благоразумных и трудолюбивых, поскольку помощь осуществлялась за счет взимания налогов с последних. Кроме того, рост населения, спровоцированный помощью неимущим, увеличивал бы цены на продукты сельского хозяйства, снижая уровень реальной заработной платы для работающих. Другими словами, по мнению, как Мальтуса, так и Рикардо, «Законы о бедных» содействовали уменьшению благосостояния тех классов, которые живут исключительно своим трудом.

Мальтус был убежден, что рост средств существования немедленно вызовет реакцию в виде увеличения рождаемости и численности населения. В действительности эта тенденция не только не является абсолютной, но на определенной стадии развития общества явно уступает место прямо противоположной. Вопрос об автоматических ограничителях рождаемости, кроме «страха голода», обсуждался уже в начале девятнадцатого века. Английский экономист Сениор подчеркивал, что желание сохранить свой уровень жизни, надежда перейти к более высокому социальному статусу — это такие же сильные мотивы поведения, как и стремление к продолжению рода.

Информация о работе Народонаселение мальтус и ее значение в развитии экономической науки